Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Не все своровано, что украдено ч.3 («ВК» №23)

Продолжение. Начало в № 21,22

О каких психологических проблемах говорит детское воровство

Независимо от возраста, детское воровство может свидетельствовать о страданиях ребенка, о том, что он нуждается в помощи и поддержке. Можно сказать, что осознанное детское воровство — это крик ребенка о помощи! Таким способом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот недостаток чего именно и предстоит выяснить взрослым.

Ребенок с низкой самооценкой, всегда думает, что у других — все лучше! Одежда, игрушки и даже родственники! Он может брать не только чужие вещи, но и рисунки, поделки других ребят, чтобы выдавая их за свои, дарить тем, от кого ждет тепла и любви. Как правило, то, что он делает своими руками, ему никогда не нравится.

Ребенок с проблемами общения нередко таскает у родителей деньги, чтобы покупать подарки, одежду, угощения и даже цветы своим одноклассникам. Он считает, что только так те захотят с ним дружить и общаться. Причиной является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно ребятам, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д.

Или проблемы общения носят иной характер. Возможно, старшие дети подстрекают на воровство младшего ребенка взамен на то, что «дадут ему что-то очень интересное». Или вымогают у него деньги, угрожая побить. Или ребенок берет дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться. Или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить.

Пример друзей может послужить причиной воровства «за компанию». Смелость и ловкость, проявленные при краже, повышают авторитет в глазах товарищей.

Если воровство — способ самоутверждения, то ребенок таким способом повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих. Иногда он делает это, желая утвердиться в своих глазах («Я — сильная личность»), но чаще — в глазах сверстников («Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты»). При этом обладание чужими деньгами и вещами дает ему ощущение власти над более слабыми или теми, кого он обворовал. Поэтому подросток может начать воровать, чтобы доказать (прежде всего себе) свою внутреннюю свободу в знак протеста против жесткого контроля, излишних запретов и ограничений,

Ребенок, чьими потребностями пренебрегают, будет пытаться повысить свой статус, воруя то, что есть у других и чего он лишен. Дети нетерпимы к «белым воронам»: бедная одежда, отсутствие карманных денег, современной техники вызывают презрение и отчуждение, которое подросток может попытаться преодолеть с помощью воровства.

Порой кражи — это способ обратить на себя внимание взрослых. Это не значит, что внимание ребенку не уделяется; просто по каким-то причинам его ему не хватает. И тогда, провоцируя скандальные ситуации, ребенок получает внимание (пусть даже отрицательное) с избытком.

Если родители увлечены зарабатыванием денег, а времени на ребенка практически нет, то чувство вины перед ним приводит к тому, что взрослые откупаются от ребенка подарками и деньгами. При этом свою любовь и заботу они как бы трансформируют в материальное. Ребенку ничего не остается, как принять такие правила игры, и он компенсирует недостаток внимания и любви материальным, таская из дома деньги и вещи.

Кражи могут произойти после того, как ребенок переживет горе или значительную утрату, например развод родителей или смерть близкого человека. Ребенок либо чувствует, что его не любят, либо видит отчужденность, даже враждебность между родителями. Одиночество, отсутствия эмоционального тепла ребенок пытается компенсировать маленькими удовольствиями, балуя и утешая себя чужими игрушками и сладостями. Бывает, что семья объединяется только перед лицом «общей опасности» — воровства.

Подражание значимым взрослым приводит к воровству, когда, например, родители, постоянно приносят что-либо с работы, радуются удачной сделке не совсем честными способами и хвастаются этим. Или, наоборот, с завистью рассказывают о знакомых, безнаказанно нажившихся нечестным путем, в то время, как им самим приходится еле-еле сводить концы с концами. Если эти разговоры подпитываются увлечением героями «боевиков», которые используют силу, грабеж и обман ради обустройства собственной жизни, ребенок делает собственные выводы и начинает воровать в подражание более удачливым взрослым. Иногда даже — желая таким образом «помочь» родителям.

Кража символической любви (через дорогие вещи) происходит тогда, когда ребенок не видит иного способа проявить свою любовь и симпатию. Например, ребенок берет деньги без разрешения, чтобы сделать подарок маме или папе. Или же понравившейся девочке дарит мамины украшения. Ему хочется сделать дорогому человеку приятное, поблагодарить за внимание к себе, а негативной стороны воровства он не осознает.

Сформированный сказками, фильмами и мультфильмами романтический образ спасителя, совершающего кражу для освобождения узников или спасения близких от холода и голода, может стать мотивом «благородной кражи». На детский взгляд — это мужественные поступки, сопряженные с риском и вызывающие восхищение. Поэтому ребенок может легко убедить себя, что совершает кражу ради чьего-то спасения или избавления от наказания.

Нередко, воровство — результат обиды на кого-либо, желание отомстить. Ребенок пытается таким способом вызывать у обидчиков панику, раздражение и бессилие. Или мстит более благополучным сверстникам из-за зависти, не умея по-другому защитить свое достоинство. В семье кражи одним ребенком вещей и денег у другого ребенка могут быть проявлением ревности и желания отомстить «родительскому любимчику», особенно если родители холодны по отношению к одному и явно предпочитают другого.

Детское воровство может быть очень тревожным сигналом о наличии какой-либо физиологической зависимости: курения, употребления алкоголя, наркотиков — всего того, на что требуются деньги, но это является социально осуждаемым поведением.

Иногда ребенка из-за пустяка, непонятного взрослым, охватывает очень острое сиюминутное желание обладания понравившейся вещью, вопреки «голосу совести». Такое желание может подогреваться чьим-то хвастовством, модой, СМИ и рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все!»). Такое воровство не имеет своей целью ни обогащение, ни месть. Нередко это результат недостаточного развития нравственных представлений и воли. Чаще этим страдают неуверенные в себе, инфантильные дети. Они нуждаются в поддержке и эмоциональном принятии, но своими проступками, наоборот, отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя. В этом их основная беда. Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший кражу ребенок как будто не понимает, что он сделал, искренне отпирается, ведет себя, как ни в чем не бывало. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал? «, он совершенно искренне отвечает: „Не знаю“.

Импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы могут быть связаны с нарушениями деятельности нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Ребенок понимает социальные нормы («знаю, что нельзя»), но удержаться от кражи не может. В более редких случаях — когда ребенок и не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя — причина может быть в недостаточном уровне интеллектуального и психического развития

Встречается навязчивое воровство невротического характера. Потребность украсть в данном случае связано с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи ребенок испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Это вид психологической зависимости, сходный с зависимостью от сигарет. Кража становится «лекарством» от тревоги и беспокойства. Такому ребенку необходима помощь, направленная не на избавление от воровства как такового, а на снижение тревожности, которая гложет, заставляя воровать.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить. У них проблемы во всем, где необходимо волевое усилие: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), проявлять терпение. Даже соблюдать правила в играх этим детям нелегко. Так как самоконтроль и волевая саморегуляция у самих детей не сформированы, им постоянно нужен внешний контроль, который осуществляют родители, школа, полиция, закон.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок, столкнувшийся с ними, так не думает. Для него очень многие ситуации кажутся безвыходными. И от взрослых он ждет понимания, сочувствия и помощи.

Об этом — в завершении нашего разговора.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова