Продолжение. Начало в № 21,22
О каких психологических проблемах говорит детское воровство
Независимо от возраста, детское воровство может свидетельствовать о страданиях ребенка, о том, что он нуждается в помощи и поддержке. Можно сказать, что осознанное детское воровство — это крик ребенка о помощи! Таким способом ребенок компенсирует себе недостаток
Ребенок с низкой самооценкой, всегда думает, что у других — все лучше! Одежда, игрушки и даже родственники! Он может брать не только чужие вещи, но и рисунки, поделки других ребят, чтобы выдавая их за свои, дарить тем, от кого ждет тепла и любви. Как правило, то, что он делает своими руками, ему никогда не нравится.
Ребенок с проблемами общения нередко таскает у родителей деньги, чтобы покупать подарки, одежду, угощения и даже цветы своим одноклассникам. Он считает, что только так те захотят с ним дружить и общаться. Причиной является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно ребятам, которых детский коллектив отторгает
Или проблемы общения носят иной характер. Возможно, старшие дети подстрекают на воровство младшего ребенка взамен на то, что «дадут ему
Пример друзей может послужить причиной воровства «за компанию». Смелость и ловкость, проявленные при краже, повышают авторитет в глазах товарищей.
Если воровство — способ самоутверждения, то ребенок таким способом повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих. Иногда он делает это, желая утвердиться в своих глазах («Я — сильная личность»), но чаще — в глазах сверстников («Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты»). При этом обладание чужими деньгами и вещами дает ему ощущение власти над более слабыми или теми, кого он обворовал. Поэтому подросток может начать воровать, чтобы доказать (прежде всего себе) свою внутреннюю свободу в знак протеста против жесткого контроля, излишних запретов и ограничений,
Ребенок, чьими потребностями пренебрегают, будет пытаться повысить свой статус, воруя то, что есть у других и чего он лишен. Дети нетерпимы к «белым воронам»: бедная одежда, отсутствие карманных денег, современной техники вызывают презрение и отчуждение, которое подросток может попытаться преодолеть с помощью воровства.
Порой кражи — это способ обратить на себя внимание взрослых. Это не значит, что внимание ребенку не уделяется; просто по
Если родители увлечены зарабатыванием денег, а времени на ребенка практически нет, то чувство вины перед ним приводит к тому, что взрослые откупаются от ребенка подарками и деньгами. При этом свою любовь и заботу они как бы трансформируют в материальное. Ребенку ничего не остается, как принять такие правила игры, и он компенсирует недостаток внимания и любви материальным, таская из дома деньги и вещи.
Кражи могут произойти после того, как ребенок переживет горе или значительную утрату, например развод родителей или смерть близкого человека. Ребенок либо чувствует, что его не любят, либо видит отчужденность, даже враждебность между родителями. Одиночество, отсутствия эмоционального тепла ребенок пытается компенсировать маленькими удовольствиями, балуя и утешая себя чужими игрушками и сладостями. Бывает, что семья объединяется только перед лицом «общей опасности» — воровства.
Подражание значимым взрослым приводит к воровству, когда, например, родители, постоянно приносят
Кража символической любви (через дорогие вещи) происходит тогда, когда ребенок не видит иного способа проявить свою любовь и симпатию. Например, ребенок берет деньги без разрешения, чтобы сделать подарок маме или папе. Или же понравившейся девочке дарит мамины украшения. Ему хочется сделать дорогому человеку приятное, поблагодарить за внимание к себе, а негативной стороны воровства он не осознает.
Сформированный сказками, фильмами и мультфильмами романтический образ спасителя, совершающего кражу для освобождения узников или спасения близких от холода и голода, может стать мотивом «благородной кражи». На детский взгляд — это мужественные поступки, сопряженные с риском и вызывающие восхищение. Поэтому ребенок может легко убедить себя, что совершает кражу ради
Нередко, воровство — результат обиды на
Детское воровство может быть очень тревожным сигналом о наличии
Иногда ребенка
Импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы могут быть связаны с нарушениями деятельности нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Ребенок понимает социальные нормы («знаю, что нельзя»), но удержаться от кражи не может. В более редких случаях — когда ребенок и не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя — причина может быть в недостаточном уровне интеллектуального и психического развития
Встречается навязчивое воровство невротического характера. Потребность украсть в данном случае связано с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи ребенок испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Это вид психологической зависимости, сходный с зависимостью от сигарет. Кража становится «лекарством» от тревоги и беспокойства. Такому ребенку необходима помощь, направленная не на избавление от воровства как такового, а на снижение тревожности, которая гложет, заставляя воровать.
Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы»
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок, столкнувшийся с ними, так не думает. Для него очень многие ситуации кажутся безвыходными. И от взрослых он ждет понимания, сочувствия и помощи.
Об этом — в завершении нашего разговора.
Продолжение следует…
Психолог Дина Нагимова