Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

«Ребята, давайте жить дружно!» ч.1 («ВК» №44)

Как разрешать конфликты

«Самый верный способ разрешать конфликты — это избегать их» — так заявил судья Верховного суда США Феликс Франкфуртер. Было бы прекрасно, если бы мы все следовали этому совету судьи. Но, как знает каждый из нас, в жизни далеко не всегда удается следовать ему.

Конфликт неизбежен тогда, когда два человека одновременно претендуют на одно и то же. Поэтому, нравится нам это или нет, конфликты всегда с нами. И не избежать нам их ни в семье, ни на работе, ни в транспорте; ни в детстве, ни в зрелости, ни в старости… Поэтому научимся с ними жить.

Конфликт — это столкновение, серьезное разногласие, во время которого нас обуревают неприятные чувства и переживания.

Специфика большинства конфликтов заключается в неравенстве его участников: родители — дети, начальники — подчиненные, опытные сотрудники — новички и т. п. Это вызывает ощущение собственной значимости — у одних, и чувство бессилия — у других.

По иронии судьбы, со временем, эти состояния «меняются местами»: например, чувство бессилия бумерангом возвращается к состарившимся родителям, и они остро ощущают его в конфликтах с выросшими детьми. Или подчиненные становятся начальниками, а новички — набираются опыта, а вместе с ним — авторитета и значимости. Именно поэтому многие конфликты являются позиционными, когда в конфронтацию вступают не столько сами люди, сколько — статусы и должности.

Нередко конфликт является проявлением какого-то вида агрессии:

1. физической (нападение),

2. косвенной (сплетни, интриги, стремление унизить),

3. склонности к раздражению (проявление негативных чувств при малейшем возбуждении),

4. негативизма (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы),

5. обидчивости, зависти и ненависти к окружающим за их поступки,

6. подозрительности, ревности,

7. вербальной агрессии (выражение негативных чувств в словесной форме, крики, оскорбления).

Агрессия в конфликте может использоваться в нескольких целях:

— для привлечение к себе внимания,

— для достижения какой-либо выгоды,

— для доказательства своего первенства, борьбы за власть,

— для получения удовольствия от самих агрессивных действий — агрессия как самоцель.

Агрессивная реакция складывается из неудовлетворенности, протеста; она возникает при попытке изменить существующее положение вещей. Однако, нередко агрессия носит защитный характер, за ней скрываются страх и тревога.

Следует отличать уверенное энергичное поведение, направленное на достижение поставленной цели, от поведения, единственная цель которого — причинить боль, навредить или разрушить.

По манере поведения в конфликте всех людей можно разделить на следующие психологические типы:

1. «Максималисты» — Им необходимо быть правыми во всем. Они придерживаются только своей позиции, их практически невозможно убедить, что другая сторона тоже может быть права. Если они проигрывают или идут на компромисс, то остаются недовольными, так как считают, что они все равно правы.

2. «Миротворцы» — Идут на компромисс, чтобы разрядить напряженность или создать видимость согласия. Иногда притворяются, что все в порядке. Готовы «вывернуться наизнанку», чтобы все стало хорошо, пусть даже при этом проблема решится неправильно. Почти никогда не раскрывают своей истинной позиции даже самим себе.

3. «Нейтралы» — Никогда не занимают никакой позиции. Не отстаивают ничью точку зрения и избегают конфронтации даже старательней, чем «миротворцы». Могут менять внутреннюю позицию, но не выражают ее, поэтому их трудно понять и с ними практически невозможно окончательно уладить дело.

4. «Борцы» — Любят бороться ради самой борьбы. «Прошибают стену», «лезут в бутылку», нередко угрожают насилием. Их позиция может быть необоснованной, но они отстаивают ее громогласно и с напором. Благодаря своей «бульдозерной» тактике нередко побеждают, но умеют и проигрывать, так как уже получили удовлетворение в ходе борьбы.

5. «Реалисты» — Смотрят на жизнь как на возможность жить полной жизнью. Рассматривают неудачу как стимул к изменениям. Держатся своего мнения, но при этом воспринимают и доводы другой стороны. Ищут шанс уладить конфликт, как только возможно. Знают, что взаимоотношения и позиции — вещи разные, и работают с конфликтом, учитывая различие сторон.

О стилях поведения людей в конфликтах мы поговорим в следующем выпуске газеты.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова