Как разрешать конфликты
Продолжение. Начало в № 44.
Можно выделить пять стилей поведения людей в конфликте.
1. Приспособление (подстраивание к другому человеку, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами, игнорирование собственных потребностей). Позиция «я согласен проиграть, главное, чтоб тебе было хорошо» эффективна, когда хорошие отношения важнее, чем собственные интересы; когда правда на стороне другого человека. Недостаток стратегии: ваши интересы остаются без внимания, вы уступаете, вы в проигрыше, но это — ваш выбор, поэтому не стоит обижаться на судьбу и людей.
2. Соперничество, конкуренция (упорное отстаивание собственной позиции, иногда — в ущерб и себе и другому). Позиция «либо я, либо ты» эффективна, для отстаивания собственных убеждений и правоты, когда, во что бы то ни стало, надо победить. Недостаток: вы очень быстро можете стать непопулярным и нелюбимым.
3. Игнорирование, уклонение от конфликта, избегание (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее). Позиция «никто не выиграет в конфликте, поэтому я ухожу от него» эффективна, когда хочется выиграть время в надежде, что конфликт разрешится сам собой или с
4. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки). Позиция «чтобы каждый из нас
5. Сотрудничество (совместная выработка решений, попытка найти взаимоприемлемый вариант, который бы устраивал обоих). Позиция «мы оба должны выиграть» эффективна, когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом. Недостаток стратегии: требуется много времени, сил, взаимного желания, а успех не гарантирован.
Хотите благоприятно решать все свои конфликты? Тогда следуйте тактическим приемам их управления.
1. Научимся быть гибкими. Конфликты бывают разными, поэтому необходимо выбирать ту манеру поведения и стратегию (смотрите выше), которые наиболее эффективны и дадут наилучший результат или быстрейшее разрешение проблемы при наименьшем расходе времени и сил.
2. Освоим «психологические поглаживания». Вступая в спор или дискуссию, постарайтесь начать с комплиментов, проявления доброжелательности, вежливости и частичного согласия по отдельным моментам. Если тема разговора очень серьезна, и Вы хотите избежать обострений и ненужных споров, начните беседу с правила «трех ДА»: в начале беседы не менее трех раз нужно сказать слово «Да» в разном контексте. Например, «Да, это серьезная проблема. Да, у меня другая точка зрения. Да, нужно разобраться. Да, необходимо найти решение» или
3. Будем соблюдать чужое персональное пространство. Если Вы сидите за столом, следите за тем, чтобы Ваши руки или бумаги не заходили в «территориальные воды» Вашего партнера. Если стоите — не подходите слишком близко, не «наезжайте» и не «нависайте». Вторжение в чужое психологическое пространство создает у другого человека дискомфорт, чувство ущемленности, давления с Вашей стороны. Личное пространство составляет от 70 до 150 сантиметров в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья, воспитания и уровня интеллектуального развития. Соблюдайте безопасную дистанцию, не провоцируйте у собеседника подсознательное стремление «вытурить» Вас, как агрессора.
4. Соблюдаем спокойствие для конструктивного спора. Будьте внимательны к состоянию, в котором находится Ваш собеседник и Вы сами. Не стоит выяснять отношения и вступать в переговоры с нетрезвым, усталым, испуганным, чрезмерно возбужденным человеком. Не спорьте с заболевшим человеком, особенно, если у него повышенная температура. Не выясняйте отношения ночью. Уклонитесь от конфликта «до лучших времен». Эффективно решать какие — либо сложные вопросы лучше с тем человеком, который находится в спокойном, «продуктивном» состоянии.
5. Заранее определяем свою роль и исход разговора. Старайтесь следить за позицией, которую Вы занимаете по отношению к партнеру, и за позицией, в которую Вы ставите его. Так, если Вы выбираете роль поучающего «всезнайки», а собеседника выставляете неопытным и глупым, будьте готовы к тому, что Ваши веские аргументы он будет воспринимать как высокомерное, занудливое вещание. И начнет сопротивляться, защищать свою самооценку, переходить в контрнаступление. В результате Вы получите не разрешение, а усиление конфликтной ситуации.
6. Помним, что людям свойственно менять свое мнение. Начиная спор, будьте готовы не только доказать другому свою правоту, но и самим поменять изначальную точку зрения. Психологическая гибкость помогает быть адаптированными и мудрыми. Научитесь сомневаться, прежде всего, в своих доводах, а уже потом подвергать сомнению доводы партнера. Проявляйте мужество признать ошибку, если Вы ее допустили. Как говорил известный польский юморист Станислав Ежи Лец об упрямцах: «Иногда несгибаемая позиция является следствием паралича».
7. Не рубим с плеча и избегаем категоричности. Часто в спорах мы используем слова «всегда», «никогда», «на все сто процентов», «ни за что на свете». Но реальная жизнь учит нас, что в мире нет ничего абсолютного, и категоричные аргументы легко опровергаются. Лучше использовать слова «часто», «иногда», «очень долго» и т. п.
8. «Кто виноват? «или «Что делать? «Во время делового разговора старайтесь решить проблему, а не выяснять отношения с партнером, даже если велик соблазн «поставить его на место» и отомстить за обиду. Избегайте детского упрямства и откровенного эгоизма — это ведет к еще большим разногласим. В ходе спора ищите ответ на вопрос «что мы вместе можем с этим сделать? «Как говорил Генри Форд, «не ищите виновного в болезни, ищите лекарство».
9. В «идеальном» конфликте не должно оставаться проигравших. В нашей культуре господствует почти маниакальное стремление добиться «победы» любой ценой. Однако в современном сложном, взаимозависимом мире стратегия соперничества безнадежно устарела. На смену ей приходит стратегия сотрудничества и поиска компромиссов. И главным средством улаживания конфликтов становится общение, разговор, стремление услышать друг друга. Как гласит восточная мудрость: «Только тогда победа окончательна, когда бывшие соперники разговаривают».
Давайте, благодаря конфликтам, будем учиться налаживать отношения.
Психолог Дина Нагимова