Окончание. Начало в № 36,37,38.
Осознание ошибок — путь к их исправлению. Будем учиться общаться не сами с собой и со своими представлениями, а с реальным человеком (будь то и ребенок). Этому помогут Правила построения доброжелательных отношений:
1. Чтобы иметь ясное представление о своем подростке, нужно «познакомиться с ним» заново. Вы знали своего ребенка маленьким, а взрослея, он становится совсем другим, может даже показаться, что чужим. У него проявляется собственная линия поведения, собственные взгляды, оценки и желания их отстаивать. Старайтесь понять его мир, новые увлечения, моду, музыку, круг общения. Принимайте противоречивость и конфликтность развития ребенка как должное.
2. Сознавайте свои границы как взрослого. Вы можете пользоваться определенным влиянием, но оно уже не абсолютно. Авторитарная власть и дисциплинирование уступают место поддержке и терпимости на определенной дистанции.
3. Научитесь доверять молодежи в их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются более приспособленными к современной жизни, чем это представляется нам. Часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире и обращаются с ними как с «несмышленышами», способными навредить себе своими действиями. Избыточное желание защитить воздвигает ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.
4. Объясните, чего именно Вы ждете от подростка так, чтобы ему были понятны Ваши побудительные мотивы. Иначе ему останется не ясно, откуда взялись Ваши требования, и какие последствия его ждут, если он решит не соблюдать их. Чрезвычайно полезно выслушать, что он сам думает по данному поводу.
5. Дайте возможность подростку ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным «придатком», от которого ничего не зависит. Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства; позволяйте ему иногда «воспитывать» себя, следуйте его советам, если они справедливы.
6. Не наказывайте подростка «под горячую руку», если он, совершив оплошность, обратился к Вам за помощью. Упреки, нравоучения, угрозы, злорадство абсолютно бесполезны. Помогите своему ребенку найти способ изменить свою жизнь к лучшему, используя опыт ошибок.
7. Не впадайте в другую крайность: не решайте все проблемы ребенка за него, не будьте постоянно буфером между ним и остальным миром. Он должен научиться делать выводы из своих ошибок, предвидеть последствия поступков, а не уметь ловко увиливать от ответственности и прятаться за родительские спины.
8. Научитесь сами и научите ребенка выражать свое несогласие в приемлемой форме, без приказов, оскорблений, насмешек, угроз, нравоучений и «нытья». Разговаривайте спокойно, ровно и уверенно. Освойте и методы сдерживания гнева в провоцирующей ситуации.
9. Действуйте разумно относительно употребления спиртного, табака или наркотиков. Откровенно поговорите с подростком на эти темы, избегайте высказывать свое осуждение (особенно, если близкие или авторитетные знакомые «употребляют»). Подходите к проблеме с точки зрения, понятной подростку, допуская, что он может знать об этом больше, чем Вы. Лучше помогите ребенку осознать, как употребление этих веществ может сказаться на его здоровье.
10. Разговаривайте с ребенком не только о
11. Подросток хочет не только чувствовать себя взрослым, но и научиться быть взрослым, то есть уверенно отстаивать свое мнение и стать значимым среди сверстников. Естественно, отрабатывать эти навыки он будет на Вас, и это не очень приятно, но необходимо, иначе он останется «маминым хвостиком».
12. Хвалите! И своего ребенка, и себя: за хорошие поступки, за умные слова, за мудрые решения, за прощение, терпение, оптимизм, любовь.
И помните, даже при остро протекающем подростковом кризисе, вполне реально, чтобы подростки с родителями были друзьями, и, даже
Психолог Дина Нагимова