Продолжение. Начало в № 36,37.
Ловушки общения
Почему так бывает — начнешь разговаривать с ребенком вроде
Но, увы, часто при самых добрых намерениях, «выяснение отношений» заканчивается плачевно. Все взвинчены, рассержены, обижены, а цель, ради которой и начиналось «выяснение», отодвинулась неизвестно куда. Почему же так происходит?
Да потому, что существует множество «ловушек общения», которые искажают смысл наших слов и действий, и ничего не решая, только провоцируют конфликты.
Ловушка первая — «В плену у вчерашнего дня». Все мы, так или иначе,
живем вчерашним днем: тем опытом, который нажит нами в прошлом, теми
представлениями о детях, которые сложились в предыдущем общении с ними.
Но ведь дети стремительно меняются: и не год от года, а месяц от месяца.
А мы выказываем все те же тревоги, для которых уже нет причин;
проявляем те ожидания, для которых нет оснований; помним давние обиды,
которые давно следовало бы забыть. Иногда даже упрекаем и виним ребенка
за то, что он взрослеет, сетуем:
Ловушка вторая — ограниченность нашего жизненного опыта. Мы убеждены, что с годами опыт только прибавляется. Да, прибавляется, но опыт последних лет; а дальний, где находится опыт нашего детства и отрочества — тускнеет, бледнеет. А ведь именно тот опыт незаменим в общении с детьми! Чтобы понять ребенка 12–16 лет, нужно вспомнить мотивы своих поступков в этом же возрасте. А многим ли это дано?
Ловушка третья — «Все ясно». Ее истоки — склонность к стереотипам,
нежелание каждый раз добираться до сути дела. И еще, стремление
сохранить образ всезнания и всемогущества.
Ловушка четвертая — «Обиженный ребенок». В семьях, где детьми много
и бестолково командуют, где необоснованные строгости сменяются
неуместным попустительством, где у детей нет четких прав и ясных
обязанностей, может вырасти ребенок с психологией жертвы. Любая
школьная, домашняя, житейская ситуация сводится к «меня обижают», «меня
не любят», «ко мне несправедливы». И вместо того, чтобы выяснить, в чем
реальная суть трудностей или конфликта — родители бросаются защищать
и утешать «бедного ребенка». Очень часто такая позиция у подростка
формируется
Ловушка пятая — «Обиженный родитель». Обиженный, несчастный — излюбленная позиция самозащиты. Бывает, что родители, испытывая педагогическое бессилие перед взрослеющими детьми, сами встают в позицию обиженной жертвы. Они взваливают на детей ответственность за свои проблемы, ждут от них понимания и помощи, делают их союзниками в своих конфликтах, обижаются на невнимательность и «неблагодарность».
Ловушка шестая — неуместная интонация. Довольно часто мы говорим правильные вещи, но повышенным тоном, раздраженно или, наоборот, жалостливо, «ноюще». Подобные интонации искажают смысл сказанного и вызывают либо протест и ответную агрессию, либо игнорирование и пренебрежение.
Эти и другие «ловушки общения» возникают тогда, когда мы, ищем в поведении подростка лишь то, что подтверждает наши мнения и предубеждения. Или же, «самовыражаемся» — демонстрируем собственную силу, ум, власть или, наоборот, слабость и недостаток воли, пытаемся общаться не с реальным человеком, а либо с нашим представлением о нем, либо вообще — сами с собой.
Продолжение следует
Психолог Дина Нагимова