О подростковом кризисе и проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей говорено и написано много. Как только не называют этот период: и «подростковый бунт», и «гормональная буря», и «эндокринный шторм», и даже — «возраст нормальной патологии»! В общем, сплошные «стихийные бедствия».
Практически все родители предпочли бы, чтобы дети всегда оставались милыми, послушными, доверчивыми. Но, увы, славные детки становятся своенравными, дерзкими, и даже грубыми, все делающими наперекор, а зачастую и назло. Понятные и послушные, они превращаются в клубки противоречий. Родители сетуют, что ребенка словно подменили, непонятно, что с ним стало и что с ним делать. «Периодом второго рождения личности» назвал Жан Жак Руссо этот болезненный переход из детства в отрочество.
Впрочем, если быть точными, переходный период наступает не только у детей, но и у их родителей, потому что и их поведение, реакции, поступки, отношение к ребенку начинают меняться. И закончится этот «переход» тогда, когда в семье сложатся новые отношения, хуже или лучше прежних.
Радует то, что есть семьи, в которых данный переход происходит быстро и не очень болезненно. Гибко и интуитивно мудро пристраиваясь друг к другу, родители и дети не теряют взаимопонимания и сохраняют хорошие отношения в любом возрасте.
Мы же поговорим о семьях, которым необходимо разрешить реально возникшую проблему общения.
В литературе основным проявлением подросткового кризиса называют протестное поведение ребенка, причем, в основном, это протест против родителей, борьба за самостоятельность, за «свободу» от них. Ребенок отстаивает свою точку зрения и готов совершать ошибки, лишь бы получить собственный опыт: позитивный или негативный, но — свой. К подростковому возрасту большинство детей «устает» от родительского контроля и требований. А иногда, и от их вечной занятости, раздражительности или безразличия. Накапливаются обиды и страхи, подавить которые подростки пытаются, «качая права», однако избегая ответственности.
Но в это же самое время и у родителей начинается протестное поведение. И направлено оно против лености и безответственности детей, против их потребительского отношения и нежелания разделить «взрослые» обязанности. Накапливаются усталость от необходимости удовлетворять все возрастающие материальные запросы подростков, обиды от «неблагодарности», раздражение от несбывшихся надежд.
Подростковый кризис — это двухсторонний кризис взаимных претензий. Родители ждут от подростков правильного (по их мнению) поведения, правильного образа жизни, правильного круга общения, правильного выбора профессии и т. д. и т. п. А подрастающие дети тоже, в свою очередь, многого ждут от родителей, и прежде всего понимания и принятия того, чего и
Парадокс и, вместе с тем, «золотое правило» этого периода в том, что родители стремятся «переделать» детей под свои ожидания, но кризис завершается тогда, когда сами родители начинают соответствовать ожиданиям подростков.
Так, еще раз приходим к извечной мудрости взрослых: «хочешь изменить ситуацию — не меняй других, изменись сам».
А для этого необходимо:
1. знать, чего ждут подростки от своих родителей;
2. научиться избегать «ловушек общения» — неверных установок, ложных мотивов, неправильных интонаций;
3. следовать правилам доброжелательных (желающих добра!) отношений.
Продолжение следует...
Психолог Дина Нагимова