Окончание. начало в № 34.
Нереформируемая система
Попытка путем поправок сделать никогда не работавшую Конституцию РСФСР действующей, а систему Советов совместить с принципом разделения властей закончилась событиями сентября — октября 1993 года.
Конституция 1993 года была составлена на злобу дня и обществом не обсуждалась, а обстоятельства организации референдума по ее одобрению и подсчета полученных голосов вызывают серьезные сомнения в ее принятии.
Легитимность политической системы
До сих пор члены царской семьи упорно не признаются жертвами политических репрессий. А станция метро «Войковская», названая в честь человека, участвовавшего в убийстве царской семьи, в которую входили двенадцатилетний мальчик и четыре девушки, так и не поменяла своего названия. Многие архивные материалы остаются закрытыми, празднуется «День чекиста» и т. д., и т. п. Все это — не просто слова и листки календаря, а целая цепь логических связей и стандартов мышления, соединяющая современную систему с ее советской предшественницей. В результате сохранился и даже укрепился стиль жизни, в котором ложь и двоемыслие остаются системообразующими элементами. В политике возникло и укрепилось господство циничной «политической целесообразности», коррупция, «управляемые» выборы.
Чем больше проходит времени, тем заметней становится противоречивость представлений новой российской власти о том, какое историческое наследство лежит в ее основе. Государство, провалившее экономическую реформу, ответственное за резкое падение уровня жизни абсолютного большинства населения, стало сознательно заигрывать с «державной» составляющей национального сознания, в которой
Не случайно в качестве герба новой российской республики был утвержден имперский двуглавый орел с коронами. По смысловой нагрузке он делал Россию конца XX — начала XXI века преемницей
Этот идеал не прижился, но проложил дорогу советскому утопическому идеалу. Имперский орел, в конце концов, «притянул» к себе тяжеловесный советский гимн, который с этим орлом очень хорошо сочетается. Примерно также, как путинская олигархическая система — с ельцинской.
Кроме того, в
Сейчас очевидно, что новый политический строй, основанный на Конституции 1993 года и возникший на базе реформ
Этот строй
— легитимный институт частной собственности, опирающийся на массового собственника, так и не создан;
— равенство граждан перед законом отсутствует;
— вместо суда и арбитража — имитация, прикрывающая господство «права сильного»;
— власть является не общественной функцией, а инструментом личного и группового обогащения.
По сути, вместо государства мы имеем сегодня обертку системы, способную только имитировать государственную деятельность.
Задачи обеспечения безопасности граждан, обороноспособности страны, единства многонационального государства с огромной территорией, экономического и социального развития, не могут решаться в таких условиях в принципе. Главная же проблема заключается в том, что в таких условиях не может складываться, функционировать и развиваться жизнеспособное российское общество.
Думаю, что ситуация, сложившаяся к весне 2011 года стала угрожать самому существованию России.
Власть теряет остатки даже формальной демократической легитимности, систематически фальсифицируя выборы. За «ЕР» голосуют не потому, что поддерживают, а потому, что людям безразлично и «так положено». Явка падает. Роль Конституции систематически снижается грубыми вмешательствами в ее текст, такими как отмена прямых губернаторских выборов или продление сроков полномочий президента и парламента.
Новые попытки заместить пустоту
Первопричина ситуации, грозящей национальной катастрофой — характер и особенности российской политической системы. Ее основа — бюрократическая номенклатура, подменившая собой политическую и
Охранительный курс — путь не к стабильности, а к загниванию или дестабилизации. Его характерная слабость — отсутствие внятной концепции государства, понимания перспективы развития страны, а следовательно — неспособность предложить обществу заслуживающий доверия план модернизации.
Политически безразлично, кто будет определен и оформлен президентом: Путин, Медведев или
Российская политическая система — это имитация государственности, «потемкинская деревня», состоящая из
Дисбаланс в политике и праве, в промышленности и инфраструктуре, в социальном положении граждан через
Однобокое, преимущественно сырьевое развитие экономики, неразрешимость проблемы создания современных производств не только тормозят экономический прогресс России, но и подрывают ее перспективу. При сохранении давних и новых, приобретенных за последние 20 лет, пороков Россия становится экономически уязвимой, а в смысле эффективности государственной власти — немощной страной.
Можно предложить программу экономических реформ, направленных на создание в России современной, диверсифицированной, инновационной, высококонкурентной экономики, позволяющей в ограниченный промежуток времени вывести страну в число экономически развитых государств, решительно повысить качество жизни, переломить негативные демографические тенденции.
Однако события последних пятнадцати лет убедительно показали, что в условиях современного политического режима, в силу его неправовой природы и бесконтрольности, модернизация невозможна в принципе, как невозможно и создание конкурентоспособной рыночной экономики.
Нынешняя система нереформируема. Многочисленные программы ее улучшения, в частности, Стратегия «Россия 2020», «Стратегия 2012» и некоторые другие, содержат тактически содержательные соображения, но в стратегическом отношении напоминают усилия по совершенствованию хозяйственного механизма в Советском Союзе в 60–80 е годы прошлого века. Важно понимать, что,
Легитимность
Легитимность власти обеспечивается процедурой, историческим народным признанием, реальными достижениями.
Советская власть, изначально абсолютно нелегитимная, временами частично принималась народом, так как ассоциировалась в общественном сознании с многочисленными подвигами и созидательными достижениями граждан (осуществленными, главным образом, не благодаря, а вопреки противоправной системе).
У сегодняшней системы нет
И тем не менее, необходимо вести с этой властью диалог, искать компромиссные и промежуточные решения.
Но при всем этом главной целью должно быть кардинальное изменение политической системы: создание в России правового государства, основанного на международных нормах прав и свобод человека, сменяемости власти при помощи свободных выборов, независимости правосудия, соблюдения прав собственности.
Задача состоит в том, чтобы выйти из сложившейся ситуации эволюционным путем, не выходя за рамки гражданского мира.
Одной из важнейших целей диалога с властью является принятие на
Фундаментальным событием в построении современного российского государства может стать Учредительное собрание.
Именно Учредительное собрание (в частности, в форме Конституционного собрания, как это предусмотрено в действующей Конституции) способно восстановить подлинную российскую государственность.
Понятно, что подготовка Учредительного собрания будет очень сложной и длительной. Необходим масштабный процесс осмысления сложившегося к настоящему времени положения России, ее места в мире, широкое обсуждение проблем государственности и особенностей российской экономической системы.
Мирное продвижение к Учредительному собранию должно представлять собой такой политический процесс, который фактически частично легитимировал бы российскую власть, будучи реализован в рамках нынешних конституционных основ.
В то, что такое может произойти в обозримой перспективе, очень мало кто верит. Однако отказ от такого процесса ведет к тому, что перемены в будущем окажутся гораздо более радикальными, и, скорее всего, разрушительными. Именно поэтому надо активно работать над реализацией ненасильственного и созидательного варианта.