С 1 марта 2010 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.12.2009 №
Теперь заявление и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены заявителем не только лично, но и посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
В случае представления документов по почте следует обратить внимание на обязательные требования к оформлению документов:
подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;
доверенность должна быть нотариально удостоверена;
к заявлению должна быть приложена копия документа, удостоверяющего личность физического лица, выписка из ЕГРЮЛ и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического.
Заявление, направляемое по почте, должно соответствовать установленной форме.
В случае, если представлены не все документы, необходимые для проведения государственной регистрации или они не соответствуют требованиям законодательства государственная регистрация будет приостановлена в соответствии со ст. 19 Закона о регистрации.
Заявление о приостановлении государственной регистрации на 3 месяца, заявление стороны договора о возврате документов без проведения государственной регистрации) также может быть направлено по почте с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении, а подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
С 1 марта 2010 статьей 16 Закона о регистрации предусмотрена возможность подачи заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.
Законом № 334 введено понятие возврата приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения. Документы возвращаются при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, были представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. В этом случае документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав, подлежит возврату и может быть представлен при повторном представлении заявления о государственной регистрации прав.
Теперь, в соответствии с Законом № 334, изменение сведений о земельном участке (например, изменение адреса, категории) должно осуществляться регистрирующим органом самостоятельно без заявления правообладателя при получении соответствующей информации в порядке информационного взаимодействия от органов кадастрового учета (ст. 15 Закона о регистрации). Изменение сведений об иных объектах недвижимости осуществляется на основании заявления правообладателя (его представителя).
Также посредством почтового отправления может быть направлен запрос о предоставлении информации не только открытого (на объект недвижимого имущества), но и закрытого характера (о правах отдельного лица, о содержании правоустанавливающих документов, о переходе прав на объекты недвижимости). Однако, в случае направления по почте запроса о предоставлении сведений закрытого характера, подлинность подписи лица, запрашивающего сведения (его представителя) на таком запросе и верность копий документов, прилагаемых к такому запросу, должны быть засвидетельствованы в нотариальном.
Для выдачи информации открытого типа такое требование не установлено. Наряду с заявлением необходимо предоставить документ, подтверждающий внесение платы за предоставление информации.