День психолога, отмечаемый в нашей стране ежегодно 22 ноября,— профессиональный праздник всех специалистов, работающих в сфере психологии. Этот праздник не является красным днем календаря и на официальном уровне он не утвержден, но все, кто работает, в системе психологии отмечают его как свой профессиональный день.
Кто же такой психолог? Это супер-осознанный сверхчеловек, знающий ответы на все вопросы? Мы, в свою очередь, расскажем о том, кто такой детский психолог, как он помогает поддерживать здоровые отношения между родителями и детьми, и в чем особенности работы с психикой ребенка.
Сегодня гость номера директор, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Компас» Лариса Иванчишина. Она рассказала, чем живет Центр, какие достигнуты успехи и какие трудности предстоит преодолеть.
— Лариса Ивановна, начнем интервью с вашей биографии.
— Окончив Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина по специальности «Психология. Преподаватель психологии», работала в школе психологом, в 2009 году Дина Равильевна Нагимова, в тот момент директор Центра, пригласила работать в «Компас», далее была должность заместителя директора, а в 2014 году приступила к работе в качестве директора Центра.
— Почему выбрали профессию психолога? Помните ли момент, когда точно решили для себя, что хотите освоить именно эту профессию?
— Сколько себя помню, я очень любила детей и хотела связать свою деятельность именно с детьми, так как они самые искренние и незащищенные, их хочется поддержать, помочь в трудной жизненной ситуации, сделать их жизнь ярче и благополучнее.
— Как складывалось становление Центра, какие есть успехи, какие сложности?
— В декабре 2000 года было принято Постановление Краснокамской администрации о создании Муниципального бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи с целью оказания помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении и адаптации. С 1 января 2007 года ЦПМСС «Компас» стал структурным подразделением Управления по молодежной политике, поэтому к направлениям деятельности Центра добавились следующие категории клиентов: молодежь до 30 лет, в том числе: социально перспективная молодежь, молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации, молодые семьи, инвалиды. В 2011 г центр был возвращен в систему образования, где наиболее широко мог реализовать свои основные задачи по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков. На сегодняшний день Центр работает согласно концепции о 3 ‑х уровневой системе оказания психологической помощи в Пермском крае. Первый уровень модели — психологи и социальные педагоги в школах, в детских садах. Они проводят психолого-педагогическую диагностику и психологическую коррекцию. Второй уровень — межмуниципальные и муниципальные Центры, к которым относится и психологический Центр «Компас». Специалисты проводят углубленную диагностику сложных случаев и оказывают кризисную помощь ребенку и его семье. И третий уровень — Краевой психологический Центр, который проводит консультации по кризисным случаям, методическое сопровождение, обучение. Сейчас в Центре работают педагоги-психологи,учитель-дефектолог,учитель-логопед и социальный педагог. Всех специалистов отличает не только высокий уровень профессионализма, но и любовь к своей профессии, творческий подход к решению сложных задач.
— Какие уникальные методики, курсы, лекции или кружки есть в Центре?
— Хочется начать с того, что Центр сам по себе уникален, ведь он единственный муниципальный в нашем городе, который оказывает комплексные услуги и детям, и родителям, и педагогам в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Проводится большая работа организованным клубом «Мы вместе» для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Родителям маленьких детей от 0 до 3 лет очень помогают рекомендации и занятия специалистов «Службы ранней помощи». Кабинет кризисного консультирования позволяет решать проблемы в семьях, которые требуют быстрого решения, помогая родителям и детям найти позитивный выход из трудных ситуаций. А более серьезные и трудные вопросы, связанные с конфликтами и причинением вреда несовершеннолетними, помогает решать Муниципальная служба примирения, которая проводит восстановительные технологии в конфликтных ситуациях досудебного регулирования. Очень напряженная работа в нашем Центре у Территориальной Психолого-Медико-Педагогической комиссии, которая определяет образовательную программу для успешной учебы ребенка. Вместе с текущей работой в течение года специалисты Центра курируют методическое объединение педагогов-психологов всего Краснокамского городского округа для демонстрации новых технологий в работе и обмена опытом проведения мастер-классов, собраний, мероприятий. Благодаря выигранным проектам в Конкурсах социальных и культурных проектов Краснокамского городского округа в едином пространстве Центра нам удалось создать хорошую материальную базу, оснащенную сенсорной комнатой, лекотекой, игровой комнатой, кризисными кабинетами консультирования, а также расширить дидактическую базу игровыми эмоциональными тренажерами «School — kids», «Pro страхи», «Kids», игровым набором Pertra, дидактическими играми Т. Барчан. В нашем Центре реализуются разнообразные групповые программы для успешной адаптации, развития и взаимодействия детей всех возрастов, к примеру, «Сенсорика» для учеников начальной школы, «В школу — с радостью!» — для подготовишек детского сада, «Школа юного психолога» для подростков, «Разноцветный мир» для дошкольников, «Я и все-все-все» и «Навстречу друг другу» для учащихся среднего звена. Хочется отметить, что объединения детей и подростков в Центре — это не только занимательный досуг для них, но и полезные знания основ поведения, формирования навыков саморегуляции состояний, что, несомненно, укрепляет психологическое здоровье личности детей.
— Кто такой детский психолог и для чего он нужен?
— В первую очередь, это человек, который неравнодушен к жизни ребенка, его проблемам, радостям. Во вторую очередь, это профессионал, который сможет вовремя увидеть трудности и грамотно помочь ребенку и его семье.
— В чём заключается психологическая работа с ребёнком?
— Психологическая работа затрагивает широкий спектр работы с ребенком, начиная с диагностики и коррекционно-развивающих занятий с применением арт-терапии,сказка-терапии, игровой и песочной терапии, а также затрагивая консультационную работу с родителями с диагностикой их моделей поведения с ребенком и формированием рекомендаций по улучшению сложившейся ситуации.
— Исходя из вашего психологического опыта, расскажите, какие ошибки родители допускают в воспитании детей чаще всего?
— На мой взгляд, чаще всего это несогласованность требований и правил родителей к семейному воспитанию. Например, мама разрешает что-либо, а папа запрещает. Товарно-денежные отношения, отсутствие домашних обязанностей, гиперопека или попустительство — все это приводит к неблагоприятным последствиям в дальнейшем поведении ребенка.
— Что чаще всего является поводом обращения к детскому психологу?
— Как правило, это плохое поведение детей, которое чаще всего происходит из‑за нарушений в детско-родительских отношениях.
— Это правда, что у мам-психологов нет проблем со своими детьми?
— Нет, проблем может быть меньше, но они тоже есть. Психологи такие же люди!
— Что пожелаете своим коллегам в свой профессиональный праздник?
— Я хотела бы выразить слова благодарности коллегам, Ваша помощь людям бесценна, Ваш труд направлен на создание условий для всестороннего развития личности и повышение профессиональной компетенции педагогов, психологической культуры родителей. Пожелать здоровья, благополучия, смелых планов, успешных решений и профессиональных успехов.
Подготовила Ольга Девятовских