Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Вдохновение или дисциплина: что лучше для работы и творчества? («ВК» №50)

Возможно, вы заметили, уважаемый читатель, что иногда для того, чтобы что‑то сделать (особенно, если делать этого не хочется),— будь то уборка в квартире, составление рабочего отчета или чтение книжки малышу,— мы ждем какого‑то внутреннего толчка или чьей‑то просьбы, потому что пока мы не воодушевились или нас «не приперло к стенке», делать ничего не хочется. И не понятно, то ли это лень, то ли усталость, то ли отсутствие силы воли, то ли апатия. Хотя бывает, что вдохновившись какой‑то идеей, мы начинаем усиленно работать над ее реализацией, но постепенно «схлопываемся», и через некоторое время сами же ищем отговорки, почему не можем ее осуществить. Как правило, желание стопорится не по какими‑то объективным причинам, а из‑за надуманных страхов, из‑за прошлого негативного опыта, из‑за неуверенности в себе и в своих силах, а порой — из‑за элементарной лени. При этом сознание умело подкидывает «утешалки», чтобы человек не сильно страдал по поводу своих несбывшихся планов и затянувшейся рутины.

Мысленно это может выглядеть примерно так. Человек говорит себе: «Я хочу создать семью»,— а внутри тут же отдается: «А как же карьера? А еще ты мечтал путешествовать. И нужна тебе такая ответственность? У тебя на себя времени нет, не то чтобы на других». Или человек говорит: «Я хочу получить высшее образование»,— а внутри что‑то шепчет: «Какое образование? На это нужны деньги, а у тебя семья, ипотека, кредит на машину, на работе едва успеваешь».

Приходится признать, что для осуществления желаний вдохновение слабо работает. Оно очень хорошо, когда рисует перед человеком картину будущего, показывает, что того ждет, как это красиво и здорово! Задача вдохновения — разжечь эмоции, поднять волну чувств, которая понесет к заветной цели. Красиво, захватывающе, легко… Однако эмоции быстротечны, хрупки, непостоянны — и когда они пропадают, никто не знает, когда они появятся вновь.

Чтобы достичь результата нужен другой способ. И такой способ есть — это дисциплина. Возможно, у кого‑то это слово вызывает отторжение, потому что ассоциируется с психологическим давлением, которое оказывали ретивые родители и педагоги, «приучая» ребенка к дисциплине,— как правило, через наказания и лишения, через подавление личного мнения и навязывания того, что нужно «другим». Поэтому дисциплина воспринимается как несвобода, ограничения, унылая «обязаловка». Но давайте признаем, что взрослым людям именно дисциплина помогает преодолеть те трудности и препятствия, при столкновении с которыми вдохновение как‑то быстро улетучивается.

Попробуем разобраться, вдохновение и дисциплина — антагонисты или союзники? А если антагонисты, то как превратить их в союзников. Для начала разберем причины, по которым многие люди морщатся, услышав по отношению к себе слова «дисциплина», «дисциплинированность», «самоконтроль»:

1. Одну причину мы уже назвали — это травмирующие воспоминания детства, связанные с этими словами. И хотя собственных детей (когда они у нас появляются) тоже пытаемся приучить к дисциплине и порядку, но сами далеко не всегда можем показать им в этом положительный пример.

2. Дисциплина дается не легко. Она не возникает после просмотра вдохновляющего ролика или фильма, после посещения семинара или общения с интересным человеком. Наоборот, есть очень много событий и обстоятельств, в которых слово «надо!» (а это девиз дисциплины) быстро обесценивается («кому надо?», «зачем надо?», «а и так сойдет!»). Чтобы стать дисциплинированным человеком, приходится постоянно преодолевать лень, страх и собственное «не хочу». А это очень-очень-очень тяжело.

Но если свою дисциплинированность тренировать, то, укрепляясь, она поможет преодолеть любые препятствия на пути к успеху и самореализации, а к тому же, войдя в привычку, с каждым днем будет требовать все меньше усилий.

3. Некоторые люди считают, что дисциплина и творчество несовместимы. Однако биографии знаменитых художников, композиторов, литераторов и других творцов показывают, что большинство гениев работали упорно, много и не дожидались вдохновения. Впрочем, иногда они пытались его вызвать, причем весьма оригинальными способами. Например, Шиллер опускал ноги в холодную воду, Бетховен бродил по полям в окрестностях Вены, математик Адамар в поисках сложнейших решений ходил вокруг стола, Гете творил только в закрытом помещении без доступа свежего воздуха, а Леонардо да Винчи для настроя перед работой слушал звон колоколов. Но если задуматься, то даже в приведенных примерах видно, что именно дисциплина помогала настроиться на «волну» вдохновения. Ведь надо заставить себя налить таз холодной воды и морозить в нем ноги, выгнать себя в плохую погоду на улицу, не давать себе присесть за стол, пока не будет найдено решение математической задачи и т.  д.

Упомянутые нами творцы совершали реальные действия, пусть и не логичные, смешные, а не просто лежали на диване в ожидании воодушевления. Так что с полной уверенностью можно сказать, что дисциплина и организованность — лучшие друзья вдохновения и творчества.

4. Многие люди по отношению к дисциплине применяют такие эпитеты: рабство, тюрьма, каторга. Они считают, что свобода и дисциплина не совместимы. Философия таких людей понятна. Ее выразил еще Вольтер: свобода — это делать то, что хочешь и когда хочешь. Но правильно ли это? Увы, но подобная точка зрения приводит к вседозволенности, распущенности, к тому, что человек разрешает себе то, что вредно и противоправно, а отсюда прямой путь к зависимостям и преступлениям. И только дисциплина может сказать: «Нет! Стоп! Нельзя! Остановись! Займись делом!»,— и спасти человека от болезни и деградации.

Поэтому в отношении свободы более правильной оказывается точка зрения другого французского мыслителя — Жан-Жака Руссо, который сказал, что истинная свобода — это возможность делать то, что необходимо и правильно. Получается, что дисциплина и самоконтроль и есть настоящая свобода.

5. И еще одна причина, по которой кое у кого дисциплина непопулярна — это убеждение, что дисциплина и удовольствие несовместимы. Эта точка зрения основана на убежденности, что здоровая пища обязательно невкусная, хорошая музыка — скучная, занятия спортом доставляют боль и дискомфорт, упорный труд (интеллектуальный и физический) угнетает. То есть все, для чего необходима дисциплина и самоконтроль, связано с отрицательными чувствами и эмоциями, а значит, несовместимо с удовольствием, со счастьем и яркой интересной жизнью.

На самом деле многое зависит от настроя и отношения. Зная о пользе того, что правильно, можно получать радость от преодоления своих слабостей, от достижения собственных целей, от простой мысли, что ты не рохля безвольная, а человек, владеющий собой. К тому же упорство вознаграждается: при физических нагрузках усиливается выделение гормона радости серотонина, любую пищу можно приготовить вкусно, а получив вознаграждение за усердный труд,— осознать свою значимость. Получается, что настоящее счастье трудно обрести без дисциплины. Без нее невозможно быть независимым, владеть вдохновением и прорываться сквозь препятствия.

Окончание следует.

 

Психолог Дина Нагимова