Маленьких детей часто называют «почемучками» за их бесконечные вопросы, которыми они изводят мам и пап. Слово «Почему?» — одно из самых любимых у ребятишек, потому что ответы на него позволяют им познавать многогранный мир предметов и отношений. Может показаться, что взрослым людям вопрошать уже незачем, ведь они и так «все обо всем знают». Но так ли это? Оказывается, нет. Более того, если, подобно любознательному крохе, многократно спросить себя «Почему? Почему? Почему?», можно узнать много интересного о себе и окружающей жизни.
И это не шутка, это вполне серьезный научный подход в решении производственных и житейских проблем, разработанный основателем автомобильного концерна Toyota Сакити Тоеда в 30 ‑ых годах ХХ века. Его метод получил название «Пять „Почему?“. Первоначально он применялся для решения производственных вопросов, но позднее получил широкое применение в анализе личных и межличностных проблем. Суть его в том, что при обнаружении какой‑либо проблемы пять раз задавать себе вопрос: „Почему?“, причем каждый последующий вопрос задается к предыдущему ответу. Варианты вопросов могут быть различными: „Почему я это делаю? Почему мне это нужно? Почему я этого хочу? Почему это со мной произошло или происходит?“ и т. д.
В результате вопросов — ответов, выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине, которая далеко не всегда видна изначально, но всегда указывает на какой‑то скрытый негатив: если это касается производства, то это может быть изъян в организации работы; если же это касается личных вопросов, то это могут быть какие‑то комплексы, деструктивные установки, подавленные страхи и психологические проблемы.
Если пять раз получить ответы на вопрос «Почему?», то причина проблемы и метод ее решения станут очевидны. В любом случае, найдя первопричину, можно начать решать проблему самым продуктивным и эффективным способом. И для этого после пяти «Почему?» задается вопрос «Как?» («Как изменить ситуацию?») или «Каким способом?» (убрать помеху, достичь желаемого и т. д. ).
Для наглядности рассмотрим конкретные примеры, приведенные в литературе о методе Сакити Тоеды. Сначала рассмотрим производственную ситуацию, памятуя, что метод, прежде всего, помогал в создании бережливого производства в автомобильной компании Toyota.
Итак, проблема: на полу заводского цеха лужа масла.
1. Почему? Масло вытекает из машины.
2. Почему вытекает масло? Повреждена прокладка.
3. Почему прокладка так быстро повредилась? Потому что мы купили прокладки из дешевого материала.
4. Почему? Потому что на дешевых комплектующих мы имеем хорошую экономию.
5. Почему сложилась такая ситуация? Потому что работа агентов по закупкам вознаграждается, исходя из сиюминутной экономии, а не из долгосрочных результатов.
Вывод: пока агентам по закупкам будет выгодно покупать дешевые комплектующие, на полу цеха периодически будут появляться лужи масла (а ведь это новые проблемы и дополнительные производственные траты).
Как изменить ситуацию? Надо пересмотреть систему оплаты труда агентов, мотивировав их на закупки качественных комплектующих с высокими эксплуатационными характеристиками и максимально большим гарантийным сроком службы. Использование таких материалов, пусть и не дешевых, выгодно именно благодаря долгосрочной и надежной работе автомобиля.
Обратите внимание на то, что метод «Пять „Почему?“ ставит своей целью не поиск виновного и его наказание, а выявление именно системной причины. „Нет обвинений, нет наказаний“ — это правило было одним из главных для господина Сакити Тоеды. И, согласитесь, как это мудро, ведь наказанный (даже справедливо) человек не только потеряет мотивацию к работе, но и не захочет искать истинные причины проблем, а наоборот, начнет скрывать любые несоответствия и „косяки“.
А теперь рассмотри, как работает метод «Пять „Почему?“ в анализе личных ситуаций. Еще один хрестоматийный пример: молодой человек решил купить статусный автомобиль, для чего ему нужно будет взять большой кредит. И хорошо, если до подписания долговых обязательств перед банком он спросит себя:
1. Почему я хочу купить эту машину? Потому что хочу поразить окружающих.
2. Почему я хочу поразить окружающих? Потому что для меня важно их мнение.
3. Почему для меня так важно их мнение? Потому что от оценки окружающих зависит мое настроение, состояние, работоспособность.
4. Почему я зависим от оценки окружающих? Потому что у меня занижена самооценка.
5. Почему у меня занижена самооценка? Потому что в детстве, когда я что‑то начинал делать, родители с разочарованным видом говорили: «Да баловство все это! Брось ерундой заниматься! Все равно ничего у тебя не выйдет». Не со зла говорили, а так просто, между делом.
Вывод: Получается, что молодой, успешный парень хочет купить «крутую» машину не потому, что может безболезненно себе позволить это «средство передвижения», а потому что, спустя столько лет, уже взрослый состоявшийся мужчина хочет своей покупкой доказать окружающим, что он чего‑то стоит. Но проблема в том, что покупка машины только первое время будет компенсировать заниженную самооценку, а потом кредитное ярмо и необходимость «тужиться» на нескольких работах из последних сил, чтобы заработать деньги, возможно, в ущерб здоровью и личной жизни, приведут к тому, что самооценка «обрушится» еще больше.
Как изменить ситуацию? Проблема не в том, что у парня нет машины, а в том, что в его подсознании прочно засели деструктивные установки, которые и подталкивают его на финансово рисковый поступок. Наш герой готов продаться в кредитное рабство, чтобы заглушить какую‑то детскую обиду. Но ведь можно поступить иначе. Актуальная задача молодого человека — простить родителей, понять, что он давно уже взрослый мужчина, и все, что говорили ему, как ребенку, давно «не работает». Пора отправить внутреннюю неуверенность «в прошлое» и начать осознанно формировать адекватную, устойчивую, высокую самооценку. А машину купить не для того, чтобы кому‑то что‑то доказать, а для удобства и комфорта своей жизни. Тогда и завышенные амбиции уйдут, и переплачивать не придется.
Следует заметить, что число 5 в количестве вопросов «Почему?» было выбрано не случайно: в японской философии пятерка обозначает «завершенность». В большинстве случаев действительно пяти вопросов, как правило, достаточно для выявления источника проблемы, однако иногда для поиска причин каждого конкретного несоответствия может потребоваться как меньшее, так и большее количество вопросов. Кроме того, порой при ответе на поставленный вопрос может возникнуть нескольких вариантов ответов, и тогда придется выстроить не одну логическую цепочку, а несколько параллельных, и тогда получится целое «дерево» причин.
Окончание следует.
Психолог Дина Нагимова