Окончание. Начало в № 43.
В настоящее время большинство людей воспринимает свой дом как сокровенную территорию, место «для своих», где хочется отдохнуть, расслабиться — и зазывать в свой защищенный мирок посторонних, даже на короткое время, не всегда хочется. В прошлом в большинстве случаев людям просто некуда было пойти в свободное время, поэтому, не имея альтернативы, они ходили друг к другу в гости, проводили домашние вечеринки, не возражали, если дети на полдня приводили домой друзей и подруг, с которыми вместе играли, делали уроки, гуляли и, конечно же, кушали нехитрую еду, наваренную на всю семью.
Теперь взрослым стало проще пригласить близких людей в кафе или ресторан, оплатив общий заказ, где каждый гость может порадовать себя блюдами по своему вкусу, а «хозяевам» не надо заниматься уборкой, готовкой и обслуживанием гостей — только общение и приятное времяпрепровождение. Что касается детей, то их повседневное общение давно стало виртуальным, и они не нуждаются в фактическом присутствии друг друга. Разве что соглашаются на детские праздники с ведущими и программой конкурсов, а иногда, с приглашением костюмированных аниматоров.
Получается, что гостеприимство из качества, присущего отдельным людям, все больше становится делом общественным. В его развитии заинтересованы государство, предприниматели, общественные организации. Появилась целая индустрия гостеприимства, в рамках которой выделяются особые направления: гостиничный и ресторанный бизнес, отдых и развлечения и, конечно же, туризм. Появились ВУЗы, где преподают основы гостеприимного сервиса и выпускают специалистов по гостевому этикету. Это радует, потому что дает возможность людям проявлять гостеприимство по‑разному: не только лично ухаживая за гостем, пришедшим в дом, но и оплачивая услуги, которые оказывают другие, например, ночлег в гостинице, совместные трапезы в ресторане, экскурсии по интересным местам или походы в кино.
Кстати, изменившиеся традиции гостеприимства связаны не только с желанием оградить свой дом от посторонних, но и с отношением ко времени и пониманием его ценности. Свободного времени у большинства людей стало значительно меньше. Обед в ресторане тем и хорош, что пригласивший на него и оплативший его «хозяин» может, сославшись на занятость, спокойно уйти раньше своих «гостей», и никто при этом не будет испытывать смущения или неудобства.
И все же, при всех выгодах общественного гостевого сервиса, нужно понимать, что гостеприимство как личностное качество, нужно в себе развивать.
Ребенок должен учиться принимать гостей, сначала по примеру мамы и папы, а затем самостоятельно. И уметь ходить в гости так, чтобы у хозяев после встречи с ним не оставался «осадочек». Это очень полезные навыки, прежде всего, потому, что в основе их — правила хорошего тона, культура поведения, этика взаимоотношений. Обучая ребенка гостевому этикету, родители, прежде всего, развивают в нем такие разнообразные психологические качества, как вежливость, внимательность, деликатность, уважение к себе и к другим людям, умение контролировать свои эмоции, сохранять личные границы, быть одновременно терпимым к чужим недостаткам, но и независимым в своем мнении. Очень важно, как можно раньше объяснить малышу, что от того, насколько тактичен человек, напрямую зависит, как в дальнейшем сложатся его отношения с другими людьми. Ребенок должен понять, что если он будет плохо вести себя в гостях, его больше не захотят приглашать, а от того, как он будет вести себя в роли «хозяина», зависит, придут они еще или нет — а это влияет на то, как к нему будут относиться окружающие люди: будут считать его хорошим и «своим», или отвернутся, как от неприятного «чужака». Терпеливо, последовательно, в игровой форме или в реальных ситуациях ребенку надо объяснять, что существует множество нюансов, которые необходимо соблюдать, чтобы не показаться невоспитанным и некультурным.
В общем, ребенок должен понимать, что правила этикета распространяются как на хозяев дома, так и на приглашенных, и есть качества, которые раздражают как в хозяевах, так и в гостях. Прежде всего, это хвастовство. При этом не важно, чем хвастаться: собой, семьей, успехами, покупками — важно помнить, что, стараясь донести до всех мысль о том, как у вас все замечательно, можно вызвать не уважение и признание, а зависть, сплетни и отчуждение. Еще одно отталкивающее качество — недовольство и критика. Конечно, иметь свое мнение похвально, но постоянно осуждать чужую точку зрения, обесценивать то, что другим важно, настаивать исключительно на своей правоте недопустимо. Человек, отпускающий ехидные замечания, не производит впечатления умного и наблюдательного, как бы ему хотелось — он просто неприятен. Очень осторожным надо быть с проявлением чрезмерной активности и попыткой навязать всем свои идеи. Бывает, что кто‑то один в гостях начинает тормошить всех своими предложениями: «Давайте петь песни!», «Включите музыку, будем танцевать!», «Давайте играть!», «Пойдемте гулять!». Подобная инициатива прекрасна, если соответствует общему настроению, однако зачастую «заводилу» не интересует, кто чего хочет; он таким образом развлекает сам себя, напрягая и утомляя других. И еще одно весьма неприятное качество — отчужденность. Согласитесь, человек, который в гостях сидит «букой», на все вопросы отмалчивается, а на предложения реагирует отказом, вызывает настороженность, ведь в общей компании закрытость воспринимается не как скромность, а как высокомерие и недоброжелательность. Конечно, это не значит, что гость должен с радостью соглашаться со всем, что ему предлагают, однако отвечать на вопросы более развернуто и принимать какие‑то предложения было бы неплохо для общей атмосферы дружелюбия.
Итак, если мы хотим вырастить из наших детей заботливых и чутких людей, умеющих принимать у себя гостей, то надо как можно раньше формировать в них все необходимые для этого качества и умения, чтобы быть уверенными в том их дома будут всегда хлебосольно открыты для нас.
Психолог Дина Нагимова