Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работают другие люди. Английская поговорка
…и на то, как люди готовят еду и кушают.
Интересная психологическая закономерность сформировалась у многих людей за последнее десятилетие — им очень нравится смотреть зрелища о приготовлении и поедании пищи. Причем, сами они готовкой себя не утруждают, предпочитая либо магазинные полуфабрикаты, либо простые блюда, рецептами которых пользуются много лет. В жизни разнообразие им ни к чему, а вот на экране… Там чем больше разнообразия, тем лучше!
Именно благодаря этой все возрастающей потребности миллионов людей по всему миру лицезреть процессы приготовления и потребления пищи, шоу про еду стали, пожалуй, самыми популярными на телевидении. Почти на всех каналах есть передачи, посвященные либо процессу приготовления блюд, либо путешествиям по странам мира с обязательной дегустацией национальных вкуснятин. Что касается интернета, то там видеороликов, посвященных пище и питанию, еще больше.
Интересно, почему же огромное количество людей смотрят зрелища о еде, тратя — согласно опросам — значительно больше времени на пассивное лицезрение, чем на собственно готовку, причем чем популярнее становятся кулинарные шоу, тем меньше люди готовят (это тоже результат опроса). Фактически люди любят смотреть, как готовят другие, но сами не готовят; смотрят, как другие поглощают поварские шедевры, но сами удовлетворяются фастфудом. В чем причина (или причины) этого противоречия? Попробуем разобраться.
1. Просмотр передач про приготовление и дегустацию еды бессознательно возвращает нас в детство, ведь именно этот процесс запоминает малыш с самых первых месяцев своей жизни, когда видит, как мама или бабушка готовит кушать, пробует то, что сварила, сажает кроху на колени, кормит и ласкает его, разговаривает и играет с ним. Малютка испытывает одновременно насыщение и наслаждение, чувствует себя любимым и защищенным, происходит мощный выброс дофамина — гормона удовольствия. Для ребенка процессы приготовления и дегустации еды становятся прелюдией удовольствия, любви и безопасности. Позднее, будучи уже взрослым, он может испытывать отголоски подобных ощущений при просмотре соответствующих телепередач или видео в интернете.
2. Еда и чувство сытости активируют у человека парасимпатическую ветвь нервной системы, которая отвечает за успокоение. И что интересно, даже если человек кушает не сам, а только наблюдает за тем, как это делают другие (но если он только при этом не голодный), он испытывает удовольствие. То есть людям нравится наблюдать, как другие наслаждаются приготовленной ими едой, ведь в процессе созерцания чужой трапезы у них выделяются те же гормоны, как если бы они насыщались сами.
3. Еще одна причина популярности кулинарных программ — диеты и ограничения в питании.
4. Не будем забывать, что есть люди, которые смотрят телевизионные эфиры, посвященные еде, ради конкретной пользы и дальнейшего применения кулинарных советов от
5. Однако, кроме обучающих передач, сейчас на телевидении и в интернете появилось много кулинарных шоу, которые превратились в развлекательные программы для тех, кто просто хочет отдохнуть, глядя на еду. Готовить такие люди не собираются, им важно расслабиться у телевизора, и кулинарные программы им в этом помогают. Как именно?
6. И все же, почему люди не торопятся повторять за
7. А еще одна несомненная польза кулинарных шоу — это отличный способ познакомиться с новыми товарами, кухонной посудой и техникой, с производителями продуктов и с магазинами, в которых ведущие делают заготовки. Конечно, все это делается с рекламной целью, но практическая выгода для зрителей тоже несомненно есть: так легче сориентироваться в новинках, в модных тенденциях и в качественных товарах, которыми «звезды» и повара наглядно пользуются и которым могут дать оценку.
Окончание следует.
Психолог Дина Нагимова