В ожидании 1 сентября родители школьников все чаще задумываются о том, как настроить своих детей на учебу, как пробудить у них желание к усвоению новых знаний. Покупается новая одежда, красивые учебные принадлежности, «прикольные» тетради, а все для того, чтобы учеба хотя бы
Но очень часто все родительские наставления пролетают мимо ушей их отпрысков, а задаривания воспринимаются, как
Что же делать? Каким волшебным способом «переключить» детей с беспечного летнего отдыха в режим серьезной интеллектуальной работы? Такой способ есть, хотя многим родителям он может не понравиться — это семейное чтение.
Многие родители с возмущением воскликнут, что если дети умеют читать, то они должны делать это сами; а если они читают плохо, то пусть тренирую навык; что у родителей и так
Все это правда, но многочисленные научные исследования доказывают, что именно родительское чтение является мощным средством умственного и
Мало родителей, которые читают вслух детям более старшего возраста, но парадокс заключается в том, что только к 8 классу, то есть к 14 ‑15 годам, у детей начинают выравниваться навыки понимания прослушанного или самостоятельно прочитанного текстов. До этого времени дети обычно лучше усваивают то, что слушают, чем то, что читают сами. То есть в идеале читать детям вслух надо до 15 лет! Именно потому, что это — самый эффективный способ улучшить их навыки понимания и запоминания новой информации.
Особенно это важно, если школьники читают плохо, ведь тогда они сознательно выбирают простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем им лишние трудности? Но подобная тенденция сильно тормозит пополнение словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова и термины. Когда же мама или папа читают вслух, они могут выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами, и даже если
Вторая причина, по которой чтение вслух является для ребенка эффективнее самостоятельного чтения — работа воображения. Ребенок, слушая, представляет то, что слышит, рисует мысленные картины и образы, легко понимает логику событий и связь между различными явлениями. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и речевых конструкций, как это бывает при самостоятельном чтении, а потому отслеживает сюжетную линию, понимает логические связи, запоминает новое. Таким образом, ребенок усваивает более сложный материал, когда ему читают, чем, когда он читает сам.
Трудность семейного чтения заключается в том, что даже когда родители осознают, что читать вслух детям очень важно, они с трудом находят силы и время для этого занятия. Во всяком случае, им трудно это делать регулярно, тем более, ежедневно. Но ведь это — вклад в создание и поддержание учебной мотивации школьников, а потому попытаемся настроиться на то, что читать детям вслух нужно обязательно. Вплоть до подросткового возраста.
Да, это сложно. Да, родителям для этого тоже нужна мотивация. А потому сначала рассмотрим причины, по которым мамы и папы не читают детям вслух и найдем способы, как все исправить — ведь нам важно, чтобы наши дети хорошо учились:
1. «Я занят». Для большинства родителей, загруженных профессиональными и бытовыми заботами, чтение детям не является приоритетным занятием. Они могут «выкроить» на это время в выходные или праздничные дни, но очень сложно заняться этим в трудовые будни, когда день расписан буквально по минутам, наполнен делами, встречами, обязанностями, и тем более, если работа родителей посменная.
Чтобы найти время для чтения вслух можно «прикрепить» эту привычку к другому занятию, которое дети делают обязательно каждый день. Например, детям можно читать, когда они чистят зубы, или, когда они плещутся в ванной, или если они долго доедают ужин. Можно читать во время прогулки или ожидания очереди в поликлинике.
2. «Мне не нравится читать вслух». К сожалению, некоторые родители сами не любят читать, причем со школы. К тому же,
Однако чтение детям — это не школьное задание, при неправильном выполнении которого последует взбучка. Чтение — это возможность быть ближе к ним, и оно должно быть неспешным, размеренным. Можно придумать специальные названия для этого времени: «время уютной книги», «час обнимашек и книг» и т. д. Читать детям надо медленно, чтобы они успевали представлять и понимать, о чем идет речь, чтобы у них было время догадаться о значении новых слов, но главное — эмоционально «вжиться» в сюжет произведения и определить свое отношение к его героям. Что касается сложных текстов и новых слов, то это — отличная возможность диалога с ребенком, возможность узнать его точку зрения, а потом поискать ответы в интернете или в справочной литературе.
Абсолютное большинство детей, когда вырастают, потом говорят, что самое лучшее их воспоминание — это моменты, когда родители читали им вслух. Вот и пусть тогда этих моментов будет как можно больше!
3. «Мой ребенок не сидит на месте». Если каждый раз, когда мама или папа читают, ребенок теряет интерес к происходящему и убегает заниматься
Поэтому надо продолжать читать, даже если ребенок занялся
Окончание следует
Психолог Дина Нагимова