Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Готовимся к школе — читаем вслух («ВК» №33)

В ожидании 1 сентября родители школьников все чаще задумываются о том, как настроить своих детей на учебу, как пробудить у них желание к усвоению новых знаний. Покупается новая одежда, красивые учебные принадлежности, «прикольные» тетради, а все для того, чтобы учеба хотя бы чуть-чуть, хотя бы на первых порах доставляла радость. Но при этом мамы и папы начинают потихоньку «закручивать гайки»: все чаще они ведут «воспитательные» разговоры о том, как важно хорошо учиться, чтобы в будущем быть успешными, и как плохо быть неучем, у которого в жизни ни перспектив, ни карьеры.

Но очень часто все родительские наставления пролетают мимо ушей их отпрысков, а задаривания воспринимаются, как что-то само собой разумеющееся, и особо устойчивой учебной мотивации тоже не формируют.

Что же делать? Каким волшебным способом «переключить» детей с беспечного летнего отдыха в режим серьезной интеллектуальной работы? Такой способ есть, хотя многим родителям он может не понравиться — это семейное чтение.

Многие родители с возмущением воскликнут, что если дети умеют читать, то они должны делать это сами; а если они читают плохо, то пусть тренирую навык; что у родителей и так полным-полно работ и забот, и они устают так, что к вечеру рук и ног под собой не чуют, а дети целый день бездельничают, вот пусть хотя бы читают и т.  д. и т.  п.

Все это правда, но многочисленные научные исследования доказывают, что именно родительское чтение является мощным средством умственного и социально-эмоционального развития детей. В частности, в 2016 году в России было проведено национальное исследование «Детское и семейное чтение», в котором изучалось отношение к чтению детей от 6 до 17 лет и их родителей. Было выявлено, что 59  % родителей читают детям с рождения до 5 лет, но только 38  % читают с 5 до 8 лет, и лишь 17  % родителей продолжают читать детям в возрасте от 9 до 11.

Мало родителей, которые читают вслух детям более старшего возраста, но парадокс заключается в том, что только к 8 классу, то есть к 14 ‑15 годам, у детей начинают выравниваться навыки понимания прослушанного или самостоятельно прочитанного текстов. До этого времени дети обычно лучше усваивают то, что слушают, чем то, что читают сами. То есть в идеале читать детям вслух надо до 15 лет! Именно потому, что это — самый эффективный способ улучшить их навыки понимания и запоминания новой информации.

Особенно это важно, если школьники читают плохо, ведь тогда они сознательно выбирают простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем им лишние трудности? Но подобная тенденция сильно тормозит пополнение словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова и термины. Когда же мама или папа читают вслух, они могут выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами, и даже если какие-то из них будут не понятны с первого раза — взрослые объяснят их смысл по ходу повествования, к тому же многие слова ребенок поймет из контекста.

Вторая причина, по которой чтение вслух является для ребенка эффективнее самостоятельного чтения — работа воображения. Ребенок, слушая, представляет то, что слышит, рисует мысленные картины и образы, легко понимает логику событий и связь между различными явлениями. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и речевых конструкций, как это бывает при самостоятельном чтении, а потому отслеживает сюжетную линию, понимает логические связи, запоминает новое. Таким образом, ребенок усваивает более сложный материал, когда ему читают, чем, когда он читает сам.

Трудность семейного чтения заключается в том, что даже когда родители осознают, что читать вслух детям очень важно, они с трудом находят силы и время для этого занятия. Во всяком случае, им трудно это делать регулярно, тем более, ежедневно. Но ведь это — вклад в создание и поддержание учебной мотивации школьников, а потому попытаемся настроиться на то, что читать детям вслух нужно обязательно. Вплоть до подросткового возраста.

Да, это сложно. Да, родителям для этого тоже нужна мотивация. А потому сначала рассмотрим причины, по которым мамы и папы не читают детям вслух и найдем способы, как все исправить — ведь нам важно, чтобы наши дети хорошо учились:

1. «Я занят». Для большинства родителей, загруженных профессиональными и бытовыми заботами, чтение детям не является приоритетным занятием. Они могут «выкроить» на это время в выходные или праздничные дни, но очень сложно заняться этим в трудовые будни, когда день расписан буквально по минутам, наполнен делами, встречами, обязанностями, и тем более, если работа родителей посменная.

Чтобы найти время для чтения вслух можно «прикрепить» эту привычку к другому занятию, которое дети делают обязательно каждый день. Например, детям можно читать, когда они чистят зубы, или, когда они плещутся в ванной, или если они долго доедают ужин. Можно читать во время прогулки или ожидания очереди в поликлинике.

2. «Мне не нравится читать вслух». К сожалению, некоторые родители сами не любят читать, причем со школы. К тому же, кое-кто из мам и пап не уверены, что смогут пояснить сложный текст и ответить на детские вопросы, и поэтому потеряют авторитет в глазах своих чад.

Однако чтение детям — это не школьное задание, при неправильном выполнении которого последует взбучка. Чтение — это возможность быть ближе к ним, и оно должно быть неспешным, размеренным. Можно придумать специальные названия для этого времени: «время уютной книги», «час обнимашек и книг» и т.  д. Читать детям надо медленно, чтобы они успевали представлять и понимать, о чем идет речь, чтобы у них было время догадаться о значении новых слов, но главное — эмоционально «вжиться» в сюжет произведения и определить свое отношение к его героям. Что касается сложных текстов и новых слов, то это — отличная возможность диалога с ребенком, возможность узнать его точку зрения, а потом поискать ответы в интернете или в справочной литературе.

Абсолютное большинство детей, когда вырастают, потом говорят, что самое лучшее их воспоминание — это моменты, когда родители читали им вслух. Вот и пусть тогда этих моментов будет как можно больше!

3. «Мой ребенок не сидит на месте». Если каждый раз, когда мама или папа читают, ребенок теряет интерес к происходящему и убегает заниматься чем-то еще, родителям начинает казаться, что ребенку это не нужно. Это особенно касается гиперактивных детей, которым сложно усидеть на месте, и тех, у кого сформировалось поверхностное, так называемое, «клиповое» мышление, и им трудно фиксировать свое внимание на чем-то одном. Но слушание — приобретаемый навык, и если читать каждый день, хотя бы понемногу, дети научатся слушать и концентрироваться на том, что слышат.

Поэтому надо продолжать читать, даже если ребенок занялся чем-то другим, ведь абсолютное большинство детей имеют «открытые уши» в то время, как их руки чем-то заняты. Именно поэтому они в наушниках слушают музыку, звучащую как фон, когда рисуют, играют или что-то мастерят. Таким фоном для других занятий или игры может стать и родительское чтение. Главное, чтобы он слышал родительский голос. Терпение и последовательность — и положительный результат обязательно будет: есть авторитетные научные данные, свидетельствующие о благотворном влиянии родительского чтения на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Окончание следует

Психолог Дина Нагимова