Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Готовимся к школе — читаем вслух ч.2 («ВК» №34)

Окончание. Начало в №  33

Чтение вслух детям, особенно школьникам — это родительская работа. Еще одна. Совмещаемая с бытовыми обязанностями и профессиональными делами. Энергозатратная, требующая времени и неоплачиваемая, Ведь абсолютное большинство мам и пап надеются, что ребенок, взрослея, будет все более самостоятельным, и с каждым годом у него будут крепчать навыки самообслуживания во всем, в том числе, и в учебе. А тут получается, что дитятки выросли, а родители должны читать им, как малышам. В общем, одно расстройство…

Но у родительского чтения есть очень значимая цель — таким образом, исподволь, без занудства и нравоучений, без упреков и насилия, они настраивают своих детей на школьную учебу. Ведь на чем основан процесс познания нового материала на уроке? На том, что дети должны слушать учителя и воспринимать то, что он рассказывает. Так вот, сначала ребята «втягиваются» в процесс слушания книг, читаемых родителями дома, а потом с этим навыком слушать и воспринимать услышанное идут в школу. Согласитесь, это очень важный навык для успешного обучения, да и успеха в жизни в целом. И ради этого родителям можно потрудиться. Продолжаем разбирать причины, из-за которых родители не хотят читать детям вслух, и ищем способы, как эти причины можно устранить:

4. «Я устал». Да, это очень серьезная причина, ведь силы родителей не беспредельны, и чем сложнее, насыщеннее и проблематичнее жизнь,— тем более, если в семье несколько детей,— тем быстрее заканчивается родительская энергия. Чаще всего, чтение откладывается до того момента, когда дети ложатся спать, и это неплохо: так они лучше и спокойнее слушают, родительские дела по большей степени оказываются сделанными, и эмоциональный контакт между взрослыми и детьми становится ближе. Проблема только в том, что к концу дня все мамы и папы чувствуют себя полностью опустошенными, родительские глаза слипаются раньше детских.

Чтобы изменить ситуацию, можно перенести чтение на какой-то момент пораньше, например, когда ребенок завтракает или полдничает, или, когда он ванной. В виде исключения при нехватке времени или сильной усталости допустимо пропускать какие-то эпизоды или длинные описания, но так, чтобы сохранялась основная сюжетная линия произведения. Можно установить очередность чтения между папой и мамой, привлекать бабушек и дедушек. Кстати, совсем не обязательно при этом читать одну и ту же книгу: пусть мама читает повести и рассказы, бабушка — сказки и былины, дедушка — сборники стихов, а папа разбирает с детьми статьи в справочной литературе или в энциклопедии. В идеале дети должны слушать все — ведь в школе они тоже будут переключаться с предмета на предмет и слушать разных учителей.

5. «Все мои дети разного возраста». Чтение в разновозрастной, тем более, многодетной семье — это непростая задача, ведь при чтении книжек с картинками малышам, становится неинтересно старшим, а при чтении повестей и рассказов старшим, «выпадают» маленькие.

Чтобы исправить ситуацию, можно читать маленьким во время прогулки с ними, например, усадив их на качели и неторопливо раскачивая. А старшим читать, когда младшие спят: вечером или во время дневного сна. Еще одна идея — договориться со старшими, чтобы они читали малышам, а высвободившееся время посвящать старшим. 

6. «Ребенок постоянно перебивает меня, и меня это раздражает». Конечно, никому не нравится, когда его перебивают или задают «глупые» вопросы. На самом деле, если ребенок при чтении перебивает, что-то комментирует или спрашивает — это повод для радости! Ведь мозг ребенка в эти моменты активно работает!

Вопросы детей во время чтения — это важнейшая часть процесса слушания. Они учат сложный язык, усваивают взрослый темп речи, соотносят услышанное со своим небольшим жизненным опытом. Если ребенок задает вопросы о сюжете, то отвечать надо сразу, потому что ребенок, скорее всего, не понял, что происходит, потерял «нить» повествования, или «запутался» в героях, или услышал непонятные для себя слова. Если же вопрос о чем-то другом — о его мыслях и переживаниях, о посторонних людях, о каких-то исторических моментах, то можно сказать: «Какой интересный вопрос! Как только дочитаем, обсудим». Если же ребенок откровенно пресытился информацией, устал и постоянно спрашивает, когда закончится чтение, когда будем кушать, можно ли сходить в туалет,— то нужно установить видимый предел чтения: «до конца страницы», «как закончится глава», «еще 5 минут» или же, не насилуя детского внимания (насильно мил не будешь!), остановить чтение. Но при этом — и это очень важно! — ребенка надо спросить, как он думает, что будет дальше, что произойдет с героями, понял ли он детали сюжета (например, чего боялся котенок Гав? кем работал Дядя Степа? в кого превратился гадкий утенок?) и какое мнение у него сложилось о героях книг (к примеру, «Как думаешь, Хозяйка Медной Горы добрая или злая?», «Где лучше будет жить Маугли, с людьми или со зверьми?»).

Чтобы ребенок лучше понимал прочитанное, можно попросить его пересказать то, что он слушал, вернувшимся с работы маме или папе, и если даже пересказ получился кратким и корявым,— ребенка нужно похвалить! Да-да, не осуждать за косноязычие и забывчивость, а хвалить за то, что слушал и хоть что-то понял. Одобрение минимальных результатов перед учебным годом повышает мотивацию обучения,— а для родителей именно это должно быть главным!

И еще несколько рекомендаций, как правильно организовать домашнее чтение детям школьного возраста:

1. Недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать редко, но долго.

2. Неторопливо и внятно.

3. Терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.

4. Так, чтобы заинтересовать (показать рисунки или словами пересказать интересное).

5. Так, чтобы ребенку, в основном, было все понятно (то есть, разговаривать с ним, проговаривать важные моменты, объяснять значение чего-то). Но иногда можно использовать методику «отсутствующих слов» — делать паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу.

6. Если ребенок с чем-то не соглашается, рассуждать вместе.

7. Хвалить ребенка, если он что-то спросил, попросил повторить, высказал свое мнение. Отмечать самые интересные комментарии.

8. Проследить, чтобы ребенку было физически комфортно; в противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

9. Желательно, чтобы ребенка ничто не отвлекало: в частности, рядом не должно быть никаких включенных экранов телевизоров или компьютеров.

10. Если в книге есть рисунки или фотографии, их лучше посмотреть заранее, пытаясь извлечь из них как можно больше информации о содержании книги. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать это произведение. Кроме того, иллюстрации надо показывать каждый раз, когда они описывают сцену, которая прочитывается в данный момент.

11. Не допустимо подкупать ребенка, мол, почитаем немножко — куплю тебе шоколадку или разрешу посидеть в интернете. Так он решит, что чтение — предмет торга, и заслуживает либо вознаграждения, либо от него можно «отмазаться».

Кто-то может скептически отнестись к чтению вслух, мол, у ребенка столько источников информации вокруг. Между тем, ни планшеты, ни компьютеры, ни смартфоны не способны привить ребенку любовь к чтению, не могут научить его разбираться в литературе, в научных и социальных процессах. Ни один гаджет не настроит ребенка на общение с родителями. А семейное чтение может все это сформировать. Так почему бы мамам и папам не потрудиться ради таких замечательных целей!

Психолог Дина Нагимова