Окончание. Начало в № 33
Чтение вслух детям, особенно школьникам — это родительская работа. Еще одна. Совмещаемая с бытовыми обязанностями и профессиональными делами. Энергозатратная, требующая времени и неоплачиваемая, Ведь абсолютное большинство мам и пап надеются, что ребенок, взрослея, будет все более самостоятельным, и с каждым годом у него будут крепчать навыки самообслуживания во всем, в том числе, и в учебе. А тут получается, что дитятки выросли, а родители должны читать им, как малышам. В общем, одно расстройство…
Но у родительского чтения есть очень значимая цель — таким образом, исподволь, без занудства и нравоучений, без упреков и насилия, они настраивают своих детей на школьную учебу. Ведь на чем основан процесс познания нового материала на уроке? На том, что дети должны слушать учителя и воспринимать то, что он рассказывает. Так вот, сначала ребята «втягиваются» в процесс слушания книг, читаемых родителями дома, а потом с этим навыком слушать и воспринимать услышанное идут в школу. Согласитесь, это очень важный навык для успешного обучения, да и успеха в жизни в целом. И ради этого родителям можно потрудиться. Продолжаем разбирать причины,
4. «Я устал». Да, это очень серьезная причина, ведь силы родителей не беспредельны, и чем сложнее, насыщеннее и проблематичнее жизнь,— тем более, если в семье несколько детей,— тем быстрее заканчивается родительская энергия. Чаще всего, чтение откладывается до того момента, когда дети ложатся спать, и это неплохо: так они лучше и спокойнее слушают, родительские дела по большей степени оказываются сделанными, и эмоциональный контакт между взрослыми и детьми становится ближе. Проблема только в том, что к концу дня все мамы и папы чувствуют себя полностью опустошенными, родительские глаза слипаются раньше детских.
Чтобы изменить ситуацию, можно перенести чтение на
5. «Все мои дети разного возраста». Чтение в разновозрастной, тем более, многодетной семье — это непростая задача, ведь при чтении книжек с картинками малышам, становится неинтересно старшим, а при чтении повестей и рассказов старшим, «выпадают» маленькие.
Чтобы исправить ситуацию, можно читать маленьким во время прогулки с ними, например, усадив их на качели и неторопливо раскачивая. А старшим читать, когда младшие спят: вечером или во время дневного сна. Еще одна идея — договориться со старшими, чтобы они читали малышам, а высвободившееся время посвящать старшим.
6. «Ребенок постоянно перебивает меня, и меня это раздражает». Конечно, никому не нравится, когда его перебивают или задают «глупые» вопросы. На самом деле, если ребенок при чтении перебивает,
Вопросы детей во время чтения — это важнейшая часть процесса слушания. Они учат сложный язык, усваивают взрослый темп речи, соотносят услышанное со своим небольшим жизненным опытом. Если ребенок задает вопросы о сюжете, то отвечать надо сразу, потому что ребенок, скорее всего, не понял, что происходит, потерял «нить» повествования, или «запутался» в героях, или услышал непонятные для себя слова. Если же вопрос о
Чтобы ребенок лучше понимал прочитанное, можно попросить его пересказать то, что он слушал, вернувшимся с работы маме или папе, и если даже пересказ получился кратким и корявым,— ребенка нужно похвалить!
И еще несколько рекомендаций, как правильно организовать домашнее чтение детям школьного возраста:
1. Недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать редко, но долго.
2. Неторопливо и внятно.
3. Терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.
4. Так, чтобы заинтересовать (показать рисунки или словами пересказать интересное).
5. Так, чтобы ребенку, в основном, было все понятно (то есть, разговаривать с ним, проговаривать важные моменты, объяснять значение
6. Если ребенок с
7. Хвалить ребенка, если он
8. Проследить, чтобы ребенку было физически комфортно; в противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.
9. Желательно, чтобы ребенка ничто не отвлекало: в частности, рядом не должно быть никаких включенных экранов телевизоров или компьютеров.
10. Если в книге есть рисунки или фотографии, их лучше посмотреть заранее, пытаясь извлечь из них как можно больше информации о содержании книги. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать это произведение. Кроме того, иллюстрации надо показывать каждый раз, когда они описывают сцену, которая прочитывается в данный момент.
11. Не допустимо подкупать ребенка, мол, почитаем немножко — куплю тебе шоколадку или разрешу посидеть в интернете. Так он решит, что чтение — предмет торга, и заслуживает либо вознаграждения, либо от него можно «отмазаться».
Психолог Дина Нагимова