Возможно, в жизни каждого из нас хоть раз была ситуация, когда мы говорили себе: «У меня вряд ли получится. Наверное, не стоит и начинать. А вдруг я опозорюсь, и надо мной все будут смеяться.
Да, мы порой пасуем перед трудностями и перед обстоятельствами, на которые — мы в этом уверены — мы повлиять не можем. Мы чувствуем себя бессильными и беспомощными, а еще — виноватыми в том, что не можем изменить жизнь к лучшему. Мы боимся перемен (о которых, кстати, мечтаем!), потому что нам кажется, что у нас нет способностей и качеств, которые нужны, чтоб быть успешными. Да и вообще, мы недостаточно умны, молоды, интересны, талантливы, энергичны, амбициозны и т. д., чтобы иметь то, что имеют другие.
Очень часто подобное состояние возникает как следствие неудач и травм в прошлом. Или потому, что наступает трудный период в жизни, и она начинает казаться тягостной и несправедливой,— и нет сил, чтобы бороться с бесконечными проблемами.
Состояние беспомощности встречается сплошь и рядом. К примеру, от школьников и студентов нередко можно услышать: «Я не понимаю этого предмета и ничего не могу с этим поделать», «Я завалю экзамены, потому что мне постоянно не везет: то билет трудный, то преподаватель вредный», «Я не буду поступать в ВУЗ, потому что вряд ли у меня будет хороший балл аттестата. Сколько я не стараюсь, но оценки у меня низкие».
Впрочем, беспомощными могут ощущать себя и взрослые люди. Например, иногда довольно хорошие работники не просят о повышении, и даже отказываются от него, потому что боятся, что не справятся с новыми обязанностями: «Зачем рисковать, если нет гарантии, что это принесет хоть
Не только производственные, но и семейные ситуации могут вызывать чувство беспомощности, ведь есть жены и мужья, которые много лет мучаются в токсичных отношениях, но не предпринимают попыток
Выученная беспомощность может проявляться в любых сферах и стать кредо по жизни, превращая человека в вечную жертву обстоятельств, так как он уверен, что не может влиять на свою жизнь. У него всегда есть отговорки: «Это у других получится, а я не смогу», «Мне это не по силам», «Зачем я буду пробовать, если ничего не выйдет», «Я всегда таким был и ничего менять не собираюсь», «Я этого вообще не хочу, мне и так нормально». Ему намного проще сдаться и отказаться от стремлений, чем раз за разом терпеть разочарования и неудачи. Конечно, такая пассивность приводит к тому, что проблемы усугубляются, начинают страдать здоровье и отношения человека с окружающими, и это сильно снижает качество его жизни и серьезно влияет на эмоциональное состояние.
Важно понять то, что беспомощность вызывают не сами неприятные события, а то, что человек уверил себя, что он не может на них влиять, когда, например, получив несколько ударов судьбы, он уже не пытается исправить ситуацию, так как его психика надломлена, сила воли подавлена, он разочарован в окружающих и чувствует себя одиноким в своих страданиях. Не единичный случай, а множество ситуаций, когда у него не было возможности повлиять на не устраивающие его вещи, привели к тому, что у него «опустились руки» и потерялась мотивация
Что это феномен? Приобретенной, заученной или выученной беспомощностью называют состояние, когда человек находится в некомфортной для себя ситуации и бездействует вместо того, чтобы изменить ее. Но, к сожалению, так происходит далеко не всегда. И здесь кроется главная проблема выученной беспомощности: вместо того чтобы шаг за шагом решать проблемы и искать имеющиеся возможности, человек ничего не предпринимает.
Выученную беспомощность легко услышать в речи человека и понять по его поведению. К примеру, характерные для этого состояния фразы: «Я убираю свою комнату, но мама все равно недовольна»; «Я не понимаю, почему родители то улыбаются и дарят подарки просто так, то могут наорать ни за что»; «Я несколько раз уходила от мужа, но он всегда находил меня, и всеми правдами и неправдами возвращал. Больше у меня нет ни сил, ни желания
Кроме того, в речи часто встречаются слова: «Не могу» (сделать
Что касается поведения, то людям с приобретенной беспомощностью характерны:
• Так называемая, псевдоактивность, то есть бессмысленная суетливая деятельность, не ведущая к результатам, и не соответствующая текущей ситуации.
• Смещение внимания на псевдоцель, когда вместо основной цели человек находит другую, возможно, тоже нужную, но не сейчас. Эта вторичная цель дает ощущение достижения результата, который успокаивает человека.
• Иногда полный отказ от деятельности (капитуляция, апатия, потеря интереса) и даже ступор (состояние заторможенности, непонимание происходящего).
• Самыми негативным проявлениям приобретенной беспомощности является деструктивное поведение (агрессия и злость, направленные на себя или окружающих, алкоголь, наркотики, самоповреждение, провоцирование конфликтов).
О беспомощности писали еще Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, но глубоко исследовали этот феномен и ввели в обиход понятие «выученная беспомощность» американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер в 1967 году.
Выученная беспомощность проявляется не только в неспособности активно действовать в той или иной ситуации, но и в неспособности делать выводы из нее и впоследствии обучаться тому, что может оказаться эффективным в подобных случаях, а также в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем
Продолжение следует.
Психолог Дина Нагимова