Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Видеоэкология: что вижу, тем и живу ч.3 («ВК» №29)

Окончание. Начало в №  № 27,28

Знакомство с видеоэкологией полезно еще и потому, что она соприкасается с одним из разделов психологии — экологической психологией, которая изучает постоянно усложняющиеся взаимодействия в системе «человек — среда», где «среда» — это все, что окружает человека: и круг его общения, и природа, и городской пейзаж, и виртуальное пространство Интернета. К сожалению, высокие темпы экономического развития принесли людям не только блага, но и привели к появлению новых проблем. Созданный из искусственных материалов мир вещей, машин и жилищ, мир Интернета занимают все большее место в жизни человечества. На созерцание, наблюдение природы, общение с ней и друг с другом люди выделяют все меньше времени. Естественная окружающая среда, природная и социальная, все больше заменяется искусственно созданными условиями проживания. Из-за этого у некоторых людей, особенно, у молодежи, появляется пренебрежительное отношение к природе и к истории человечества, игнорирование естественного хода событий, оторванность от реальности и от родовых корней, непонимание жизни и психологии старших поколений. Отсюда проистекают многие психические проблемы: чувство потерянности и одиночества, апатия, депрессия, повышенная возбудимость и агрессивность.

Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наладить баланс между естественной и искусственной средой обитания, когда разумное динамическое равновесие природы и урбанизации даст шанс сохранить здоровье, нравственности и деловую активность людей.

Единственной организацией в мире, которая занимается визуальной средой как экологическим фактором и разрабатывает методики по ее оценке и улучшению, является Московский Центр «Видеоэкология». Его специалисты разработали целый ряд приемов и планировочных решений, регулирующих экологическую обстановку или формирующих гармонию даже в районах с кризисной экологической ситуацией. Их наработки носят рекомендательный характер, поскольку в настоящий момент нет разработанных нормативных документов по формированию визуальной среды, однако знания в этой области ценны именно тем, что направлены на улучшение физического и психического здоровья людей. Конечно, рекомендации Центра, в первую очередь, касаются архитекторов, дизайнеров и городских служб благоустройства, но и рядовые граждане могут найти для себя советы, как уменьшить «визуальное загрязнение» окружающего пространства и улучшить его вид.

Итак, что же можно сделать для создания зон экологического комфорта в городе?

1. Прежде всего, озеленение. И это не только крупные зеленые массивы — парки, сады, экологические тропы с благоприятными элементами (деревья, алея для прогулок, по возможности водоем) — но и вертикальное озеленение стен домов плющом и диким виноградом, цветники на балконах и лоджиях, озеленение крыш, так любимое европейцами, украшение интерьеров цветочными композициями. Придомовые палисадники, ретроуголки, небольшие сады скульптур, перголы, живые изгороди, цветочные вазоны,— все эти элементы создают условия для эмоционального отдыха и снижают уровень видеозагрязнения.

2. Для человеческого глаза важно, чтобы озеленение в городе было таким же, как в естественной природе — трехъярусным (трава и цветы внизу, кустарники на уровне глаз и кроны деревьев наверху), а для этого почва газонов и цветников должна быть достаточно плодородной. Но тогда последнюю скошенную траву и опавшую осенью листву нужно оставлять на земле (как в естественной природе), чтобы формировался и ежегодно поддерживался питательный для растений слой почвы.

3. Что касается деревьев, то нужно помнить, что пышная крона, помимо чувства защищенности, тени в жаркие дни, вырабатываемого кислорода (которого тем больше, чем больше листвы), преграды при разгуле ветра, имеет еще одно несомненное достоинство — она прячет архитектурные и градостроительные изъяны. Зеленая листва и хвоя разнообразят гомогенные визуальные поля и смягчают агрессивные. Особенно это удается при сочетании привычных лесных растений (сосна, лиственница, береза, липа, рябина, тополь, ясень, сирень, акация, черемуха, боярышник) с садовыми плодово-ягодными деревьями и кустарниками (яблоня, вишня, ирга, облепиха, смородина, жимолость, тернослива). Их цветение весной и урожай для птиц осенью создают атмосферу психологического комфорта и уюта даже в очень проигрышных городских условиях.

4. Следует помнить о том, что глаз «не любит» прямые линии и прямые углы. К сожалению, современная архитектура взяла на вооружение именно эти элементы, и в итоге строительная индустрия миллионами штук выпускает «вагонку», рейку, профиль алюминия, гофрированные поверхности и практически не выпускает резные изделия, балясины, орнаментные вставки, оконные наличники, ажурные металлические изделия и т.  п. Но именно эти дополнения к внешнему виду зданий, а также «архитектурные излишества» — портики, колонны, эркеры, арки, башенки, шпили, мезонины — способны сделать городской пейзаж атмосферным и уютным. И если эти элементы невозможно внести в уже существующие постройки, то их надо использовать при проектировании новых зданий и в коттеджном строительстве. Чем больше в окружающем пространстве кривых линий, тем оно ближе к природе и, следовательно, тем лучше визуальная среда.

5. Еще одним видеоэкологическим «спасением» для глаз может стать граффити. Конечно же, речь идет не о тех безобразных надписях и безнравственных рисунках, уродующих облик города, а о тех красочных картинах, которые превращают стены домов, гаражи и глухие заборы в своеобразные открытые галереи художественных произведений, наполненных интересом и смыслом. Так что любители граффити могут сделать унылые монотонные поверхности более благоприятными для глаз, если их рисунки будут иметь понятный сюжет, мягкие линии и спокойные тона.

6. Однообразную архитектуру могут украсить грамотные цветовые акценты. Наиболее распространенный в градостроении цвет — серый, так как это натуральный цвет большинства строительных материалов. Он действует нейтрально, не успокаивая и не возбуждая, но его переизбыток, особенно когда он со временем становится темным, грязным, действует на человека угнетающе. Поэтому есть смысл штукатурить дома, красить заборы, лавки и ограждения, облицовывать поверхности плитками, используя колеры, приближенные к цветам природы. Впрочем, высокое цветовое разнообразие тоже опасно, особенно если использовать химически яркие, кричащие, раздражающие оттенки. Плохо, когда их слишком много, и от них рябит в глазах. К примеру, для окрашивания больших поверхностей или нескольких близко расположенных объектов (детских площадок, бордюров, заборов) достаточно двух, максимум трех цветов; более того, симметрично расположенные объекты, например, лавочки около подъездов, должны быто окрашены одинаково. Желательно, чтобы объекты, попадающие в поле зрения одновременно, например, мусорные урны или цветочные вазоны в парке, были оформлены в одном стиле, чтобы соблюдалось зрительное единство пространства. Тогда городские виды будут вызывать ощущение упорядоченности и гармонии, а не пестроту в глазах и раздражение.

Что бы мы ни делали — жилые или промышленные здания, мебель или автомобили, одежду или бытовую утварь — мы не можем не учитывать, как их внешний вид влияет на наше сознание и самочувствие. Конечно, очень важно, чтобы места нашего обитания были построены из безопасных материалов, чтобы отсутствовали электромагнитное излучение, радиация, шум, вибрация, чтобы был оптимальный микроклимат, но еще лучше, когда и взгляд на окружающую действительность радует глаза и душу. И в этом суть новой науки — видеоэкологии.

Психолог Дина Нагимова