Часто приходя на работу или возвращаясь домой, мы не можем объяснить себе причину внезапно испортившегося настроения. Мучительно вспоминаем, что плохого было, и ничего не можем припомнить… А ответ может быть прост: настроение испортилось от того, что мы видели по дороге. А это может быть унылый ряд одинаковых серых многоэтажек с сотнями блестящих окон и глухими боковыми стенами, ребристые заборы, дырчатые блоки, кривые решетки, сетки и редкие кустики чахлой зелени или уродливо обрубленные деревья. Хотим мы или нет, но на подсознательном уровне вид привычных, однако не эстетичных городских видов портит настроение. Увы, но
То, что окружающее внешнее пространство, которое видит человек, оказывает огромное влияние на его внутреннее состояние, поведение и здоровье, люди знали давно. В мировой практике существовали целые системы знаний на эту тему: в Индии это называлось васту, в западных странах — геомантия, а в древнем Китае — фэн шуй. Да и наши предки, не зная глубинных механизмов работы головного мозга, не имея современных представлений о физиологии глаз интуитивно стремились к визуальному комфорту, создавая изысканные каменные кладки, деревянную резьбу, кованые изгороди с цветочными мотивами, разноцветные витражи и красочные мозаики.
К сожалению, в середине ХХ века в архитектуре и в дизайне жилых интерьеров произошла «революция», и в жилищное строительство пришли однотипные прямоугольные
Стремительная урбанизация привела к тому, что строительная индустрия, переживавшая бум, стала навязывать свои новые «правила»: строители часто отказывались от сложных проектов, требующих индивидуального подхода, и охотно брались за большие объемы работ с унифицированными конструкциями, повсеместно внедрялись новые материалы: профильный кирпич, шифер, ДСП, гофрированный металл, дырчатые плиты, гипсокартон. Что касается внешнего вида зданий, то архитекторы того времени были против «архитектурных излишеств», считая, что чем проще, быстрее и дешевле, тем лучше. Естественно, внешний вид городов в таких условиях не мог не пострадать, и он стремительно ухудшился. И как следствие, стало ухудшаться самочувствие и здоровье жителей этих городов.
Специалисты признают, что, начиная с 1960 ‑1970 ‑х годов засилье одинаковых коробок зданий «хрущовок» и «брежневок», унылый серый цвет, преобладание прямых линий и прямых углов, монотонные заборы, недостаточное озеленение, планировка без дворов, скученность домов, когда помещения квартиры просматриваются соседями через окна,— все это стало способствовать накоплению у многих людей усталости, раздраженности, тревожности и других видов психологического дискомфорта.
А ведь городской пейзаж человек видит каждый день, и никуда ему от этого не деться. И то, что фиксирует его взгляд — будь то кусочек природы или глухой бетонный забор — это тоже фактор экологии.
Проблемы экологии стали особенно значимыми в последнее время. К ним мы чаще всего относим плохой воздух, загрязненную воду и почву, повышенный шум и радиацию, уничтожение зеленых насаждений, но не упоминаем еще один не менее важный экологический фактор — «загрязненную» визуальную среду, ту, на которую мы смотрим глазами. Более того, многие считают, что достаточно иметь свежий воздух, чистую воду и тишину, а смотреть можно на что угодно. Но это не так. Научные данные свидетельствуют о том, что то, что человек видит, оказывает сильное воздействие на его состояние, в особенности, на его мозг и психику. То есть окружающая визуальная среда является таким же экологическим фактором, как вода, воздух, почва, шум, радиация и т. д. Влияние этого фактора на жизнь, здоровье и поведение человека изучает новое научное направление — видеоэкология. Познакомимся с ней.
Эта молодая наука появилась у нас в России, и ее родоначальником стал доктор биологических наук, академик Международной Академии наук Василий Антонович Филин. Термин «видеоэкология» он ввел в обиход в 1989 году и за основу взял три слова: «видео» — от слова «видеть»; «эко» — «среда обитания»; «логия» — от «логос», т. е. «учение, наука». В итоге смысл таков: видеоэкология — это наука о влиянии того, что видит человек в окружающей среде, на его состояние. Термин был введен в конце 80 ‑х годов, но в последнее десятилетие он стал вызывать некоторые нарекания, так как в европейских языках приставка «видео» прочно связалась с понятиями «видеосистема», «видеофильм», «видеоплеер» и т. д. По мнению ряда специалистов, эту науку было бы целесообразнее называть «визиоэкология», с ударением на слове «визио», т. е. «зрение». Возможно, со временем так и произойдет, ведь слегка изменившееся произношение не поменяет сути понятия. А пока мы будем использовать укоренившийся термин «видеоэкология».
Итак, Василий Антонович Филин стал изучать взаимосвязь здоровья человека с тем, что тот видит вокруг себя каждый день. В первую очередь, эти исследования касались влияния городской среды на зрение и мозг человека. В. А. Филин доказал, что самой природой человеческий мозг создан так, что для его полноценной работы необходима гармоничная, разнообразная, комфортная внешняя среда. Информация о внешнем мире, которую мозг получает через глаза, должна быть разноплановой и в достаточном количестве, чтоб было «не скучно, интересно и полезно». Если окружающая действительность однообразна и уныла, и глазу не за что «зацепиться», то мозгу становится скучно и тоскливо. Такая среда называется гомогенной (ее создают, к примеру, длинный серый бетонный забор или глухая стена многоэтажки). Если же вокруг много информации, но она абсолютно однотипная, то глаз пытается «зацепиться» за каждый элемент, но не может зафиксироваться на
Гомогенная и агрессивная визуальные среды являются противоестественными для человеческого глаза. Глаз — самый активный из наших органов чувств. Он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях — горизонтальной и вертикальной, чтобы увидеть малейшие нюансы постоянно меняющейся действительности. Рабочий режим зрения человека формировался в естественных природных условиях, и именно поэтому на природе или на приусадебном участке люди чувствуют себя комфортно, любуясь зеленой травкой, тенистыми деревьями с пышной кроной. Как говорится, глаз отдыхает! Но что происходит с людьми в городе? Они оказываются запертыми в искусственно созданной среде, которая не всегда отвечает потребностям органа зрения. Негативное визуальное окружение — господство
Продолжение следует.
Психолог Дина Нагимова