Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

«Я в ответе за тебя!» – дети и домашние питомцы ч.3 («ВК» №22)

Окончание. Начало в №  № 20,21.

Питомец — отличный друг и компаньон для ребенка, но это далеко не единственный положительный результат их общения. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять поручения, даже если делать их вовсе не хочется. К тому же, уход за домашними животными дает знания о жизни, о ее многообразии и закономерностях: о рождении, радостях, болезнях, о несчастных случаях и утратах, если животное потерялось или умерло.

Однако, чтобы присутствие животного в доме действительно несло воспитательную функцию, а не было просто дополнительной обузой для родителей, ребенка надо научить ухаживать за питомцем. Рассмотрим основные правила, как этого достичь:

1. Вдохновлять ребенка примером родительской ответственности. Даже, если малыш настоял на покупке животного, обязанности по уходу целиком ложатся на родителей, особенно если ребенок маленький и физически не сможет обеспечивать питомцу комфорт. Пусть тогда смотрит, как это делают взрослые! Родителям придется сначала все делать самим, а потом постепенно перекладывать некоторые функции на малыша, не забывая, конечно, напоминать, кто именно выпросил зверушку и что при этом обещал.

Если же ребенок достаточно взрослый и самостоятельно с воодушевлением берется за уход, ему все равно в самом начале надо помогать: наблюдать, советовать литературу, подсказывать, как правильно взаимодействовать с животным.

2. Учитывать возраст ребенка. До четырех лет малыши сами нуждаются в постоянном присмотре, они не могут контролировать свои эмоции — капризы, агрессию, обиды, злость,— и поэтому должны находиться под присмотром родителей, когда общаются с животными. К уходу за питомцами они не готовы, разве что могут под присмотром родителей наливать воду в поилку или во время кормления бросать кусочки корма на пол, чтобы животное их оттуда поднимало.

С четырех лет можно под присмотром взрослого приобщать ребенка к заботе о домашнем животном. Добавлять обязанности нужно постепенно — так ребенок поймет, что хорошо справляется, и ему доверяют более сложную работу. Малыш 4 ‑5 лет может мыть миску, помогать расчесывать животное, наливать воду в поилку и насыпать корм. Ему по силам кормить аквариумных рыбок. Также ребенок может играть с животным, бросая ему игрушку или держа ее на веревочке, а потом убирать игрушки питомца в специальный ящик.

Дошкольнику 6 ‑7 лет можно предложить часть обязанностей выполнять самостоятельно. Самое важное — объяснить, что кормить питомца и убирать за ним нужно каждый день, и пропускать такую работу нельзя, даже если делать ничего не хочется или тянет заняться чем-то другим. Ребенок должен понимать, что на нем нельзя срывать злость или игнорировать, даже если настроение очень плохое. Ребенку лучше поручить легкую повседневную рутину — замену воды, кормление, выгул. Ему вполне по силам приготовить подстилку для хомячка или морской свинки, сделав ее из кусочков газеты. Кроме этого дошкольник может помогать с купанием, играми и прогулками.

Младшему школьнику 8 ‑10 лет можно поручить практически весь уход за домашним животным, но с периодическим контролем со стороны взрослых. Это может быть помощь с купанием, расчесывание шерсти, тренировки, игры, дрессировка и выгул, замена наполнителей в лотке и уборка туалета. Ребенок этого возраста может сам почистить клетку попугая или хомячка, а вместе с кем-то из родителей — сменить воду в аквариуме.

Ребенок 10 лет и старше в состоянии полностью взять на себя уход за питомцем, потому что, как правило, он уже все знает об уборке экскрементов, правильном кормлении, обязательном выгуле и упражнениях. Парадокс в том, что хотя подростки уже в состоянии делать все, что необходимо, они чаще всего либо ленятся, либо избегают ответственности и принципиально не хотят за кем-то ухаживать,— увы, это довольно типично для коварного переходного возраста. Так что с ними снова лучше начать с самого малого — хотя бы с тех же поилок и мисок.

3. Формировать правильную модель поведения. Если мама с папой сами хотя бы иногда пинают свою собаку или матерят ее, ребенок будет делать то же самое, причем гораздо чаще, чем родители. Он знает, что это допустимо, а раздражается ребенок гораздо легче, чем взрослые. Ругаться на животное — чревато. Не для животного — оно не понимает смысла недобрых слов,— а для ребенка, который слышит и понимает все. И будет повторять, причем не только дома, но и «на людях». Не надо называть своего питомца «тупым» и угрожать сделать ему какие-нибудь гадости за то, что он плохо себя ведет. Это будет тут же «взято на вооружение» ребенком.

Важно, чтобы родители были для своего ребенка примером уважительного и бережного отношения к животному. Иногда можно представлять уход за питомцем, как благородную миссию, например, говоря: «Хотя на улице холодно, и я не очень хочу идти на прогулку, но песик должен гулять дважды в день, и потому мы пойдем».

4. Напоминать, что игра для животного — это важно! Игры могут стать первой и очень важной обязанностью малыша по уходу за домашним любимцем, главное, чтобы сам ребенок относился к совместным забавам именно с этой точки зрения, и игры были регулярными. Позитивно проводя время с питомцем, ребенок гораздо быстрее привыкнет и к процедурам по уходу. Но на грубые игры должен быть однозначный запрет! Должны быть четкие правила о том, во что допустимо играть, а что нельзя делать с животными. Нужно поощрять ребенка играть в таком духе, чтобы это было весело, но безопасно как для питомца, так и для ребенка.

5. Использовать наглядность. Можно составить список обязанностей по уходу за питомцем, красиво оформить и повесить на холодильник. Еще лучше составить целый график, куда будут включены пункты для всех членов семьи. Чтобы подстегнуть интерес к питомцу, а заодно подкрепить и теоретическую базу, нужно периодически пополнять домашнюю библиотеку книгами о домашних животных или брать литературу в библиотеке.

6. Хвалить за успешно выполненные пункты, помогать с тем, что не вышло. Не надо отбивать у ребенка желание ухаживать за питомцем, если у него что-то получается неловко или не получается совсем. Лучше поправить и показать, как, к примеру, аккуратно налить воду, насыпать корм, вымыть лапы после прогулки. Более того, если ребенок ухаживает за домашним животным без подсказок и напоминаний — это тоже повод для поощрения. И вообще — даже если ребенок не все делает идеально — полезно почаще вслух проявлять гордость за него, отмечая насколько ответственным владельцем животного он стал. Он со временем именно таким и станет!

7. Показывать хорошие примеры вне семьи. Замечательно, если среди близких и знакомых семьи есть люди, которые беззаветно любят своих питомцев. Когда ребенок смотрит художественные фильмы и мультфильмы, нужно акцентировать его внимание на тех героях, которые являются примерами заботливых хозяев. Пусть у него сложится впечатление, что его теле-кумиры и мультяшные любимцы — ответственные владельцы реальных или придуманных животных, что иметь питомца — это здорово, престижно, круто!

Главное, чему должны научить ребенка родители — пониманию того, что уход за животным и радость от общения с ним — это звенья одной цепи, одно не возможно без другого. Когда любишь своего питомца — ухаживаешь за ним без ропота и тягот, а в ответ получаешь преданность и любовь.

Психолог Дина Нагимова