Окончание. Начало в № 10…
Поговорим о том, как как правильно работать с новыми знаниями и не допустить перегруза мозга. Чтобы быть в курсе современных событий, развиваться профессионально, учиться или расширять круг своих интересов, приходится довольно много читать письменные источники — переписку, статьи, книги, рассылки, публикации в интернете — или слушать передачи по телевизору, радио, и опять же по интернету. При этом очень важно, чтобы память не засорялась «информационным мусором» и оставалось в ней не что попало, а важные и нужные знания.
Как помочь себе правильно усвоить информацию? Для начала важно ответить себе на вопросы: «Почему я читаю этот текст или слушаю эту передачу, с какой целью? Мне нужны какие-то знания или я просто отдыхаю, заполняя свободное время? Чего я хочу после прочтения или прослушивания?»
Если у вас есть какие-то цели на ближайшее будущее (что-то узнать, чему-то научиться, что-то освоить), то желательно всю поступающую информацию фильтровать в соответствии с ними. Свести к минимуму чтение статей и просмотр передач, не имеющих отношения к главным задачам. Актуальные сведения тоже сортировать, фокусируя внимание на знаниях, которые можно немедленно применить, а остальные пропускать. В общем, включить самоконтроль, который поможет отсеять ненужное. Почаще задавать себе вопросы: «А мне это надо? А для чего? Почему я трачу на это время?».
Именно для экономии времени полезно определить для себя, как глубоко необходимо изучить материал, который, к примеру, нужен для работы или учебы. Чтобы определить для себя полезность книги или монографии, не обязательно читать ее «от корки до корки». Для поверхностного знания достаточно ознакомиться с оглавлением, прочитать аннотацию, введение и итоговое резюме,— и вы получите представление об изучаемой теме. Для того, чтобы получить более полную информацию придется просмотреть хотя бы бегло тексты глав, определить ключевые слова и понятия, остановиться более подробно на диаграммах и графиках. Но, если вы хотите знать тему и понимать изучаемый предмет, вам придется детально проработать материал, прочитав текст целиком и последовательно с самого начала и до конца.
Если вы работаете или учитесь, то обратите внимание на организацию своего рабочего дня. Желательно записывать текущие планы на день — это поможет очистить кратковременную память, сконцентрироваться на первоочередных задачах, но при этом не забыть о каких-то мелочах. Однообразные дела — короткие телефонные звонки, ответы на электронные письма — для экономии времени можно выполнять сериями один-два раза в день, в определенное время.
Если вы читаете или прослушиваете большое количество материалов, разделите их на 3 условные категории и поступайте с ними в соответствии с их важностью:
Категория 1 — важные материалы, которые необходимо запомнить полностью. Это могут быть тезисы выступления, билеты к экзамену, инструкции, нормативно-правовые акты и т. п. Посвятите изучению подобных материалов больше времени, используя приемы активного чтения (активного прослушивания), а именно — читайте или слушайте вдумчиво, делайте пометки или записывайте главные мысли и ключевые слова. Полезные газетные статьи вырезайте — создайте собственную подшивку материалов по изучаемой теме. Можете сделать конспект или нарисовать смысловую схему того, что вы прочитали, услышали. Это поможет выделить и подчеркнуть главное не только на бумаге, но и в уме, благодаря чему позднее при просмотре законспектированных вами материалов вы легко припомните наиболее интересные и важные для вас моменты.
Категория 2 — тексты или передачи, которые вы читаете и слушаете, чтобы быть в курсе событий, с целью найти ответ на конкретный вопрос или узнать что-нибудь полезное. Это могут быть новости, тематические статьи и передачи, материалы некоторых рассылок или видеоролики. При работе с информацией данной категории максимально сконцентрируйтесь на главном и не старайтесь вникать в детали. Для этого еще перед началом просмотра или прослушивания сформулируйте вопросы, например, «Как увеличить прибыль предприятия в период экономического кризиса?», «Что случилось вчера в Приднестровье?» или «Почему поссорились Брэд Питт и Анджелина Джоли?».
Нашли ответ на вопрос — достаточный и при этом не слишком подробный — и заканчивайте чтение или просмотр. Не бойтесь пропустить «еще что-то интересное». То, что вам действительно нужно, будет попадать в фокус вашего внимания на подсознательном уровне. А потому смело «отключайтесь», не старайтесь ознакомиться со всеми материалами на данную тему — вряд ли вы узнаете что-то принципиально новое к тому, что вы уже знаете, но зато потеряете время.
Категория 3 — тексты или передачи, которые вы читаете и слушаете без четко сформулированной задачи, «просто так», чтобы узнать что-то новое или ради удовольствия. Сюда относятся художественная литература, телефильмы и сериалы, развлекательные передачи по ТВ и радио и т. д. Их вы можете читать, смотреть или прослушивать как вам нравится — быстро или медленно, запоминая детали или нет. Но только в том случае, если у вас достаточно свободного времени, и вы не ставите целью запомнить все то, что вы прочли или услышали. Вы просто заполняете свой досуг. Периодически задавайте себе вопросы: «Это новое для меня? Это мне нужно? Мне интересно?» — и если отвечаете: «Нет, не очень. Я это уже знаю»,— значит, можно не продолжать и переключиться на другие дела.
Если же у вас дефицит времени и есть какие-то срочные задачи, информацию данной категории на это время лучше вообще игнорировать.
В чем польза деления текстов и передач на категории? Во-первых, вы ранжируете информацию, делите ее на важную и не важную. Это способствует запоминанию того, что вам действительно необходимо, и вы не перегружаете память лишними деталями. Во-вторых, перестав читать тексты и смотреть передачи 2 и 3 категорий «от корки до корки», вы можете существенно сэкономить время.
Таким образом, с помощью выше приведенных приемов можно получить большой объем полезной информации при экономии своих сил и своего времени, а это поможет уберечь себя от «информационного невроза», оставаясь при этом осведомленным и здоровым.
Психолог Дина Нагимова