Окончание. Начало в № № 48,49.
Родители для своего ребенка — всегда пример для подражания, по крайней мере, пока последний еще не вырос. И эту силу влияния мама с папой могут использовать, чтобы научить малыша тому, что они знают сами — как думать, действовать и говорить в разных обстоятельствах. Если ребенок видит, как его родители достигают успеха, и при этом они не устают твердить ему, что любят его и верят в него, то и сам он будет уверен в себе и в том, что он тоже может многого достичь. Продолжим разговор о том, как родителям воспитать в любимом чаде чувство уверенности:
7. Ценить в ребенке то, чем он обладает. Стремясь взрастить в ребенке лучшие качества и способности, родители могут игнорировать то, что ему уже дано. Но ведь он уже
8. Никогда никому не говорить о своем ребенке плохо. Ни в коем случае не называть его «глупым», «невезучим», «неумехой» и т. д. Постараться даже не думать в таком негативном ключе. Говорить ребенку, что он особенный, проявлять уверенность в его успехах, какими бы отдаленными они не казались. Заверять кроху, что вы его любите, что вы в него верите. Напоминать ребенку, что он вам нужен и играет важную роль в вашей жизни. Если то, что ребенок рассказывает, кажется глупостью, не надо этого показывать. Малыш имеет право чувствовать и говорить то, что хочет (если это не приносит вреда окружающим). Нужно позволять ему мечтать, каким бы чудачеством это не казалось.
9. Не критиковать ребенка. Количество похвал должно превышать количество критических замечаний. Конечно, родители обязаны говорить ребенку, что он сделал
Еще одно правило — критиковать не самого ребенка, а его поведение, например, «Ты хороший мальчик, но твоя привычка щипаться — плохая». И, конечно же, нельзя критиковать ребенка при посторонних, обсуждая его неудачи. Подобное «предательство» родителя больно ранит ребенка и может оставить глубокую травму в душе на всю жизнь.
10. Не сравнивать. Опасно сравнивать качества характера своего ребенка с качествами детей, других детей, если ребенок при это остается в проигрыше: «Лена уже давно сама делает домашние задания, а ты никак не станешь самостоятельной» или «Стыдно не ходить на горшок, даже маленький братик умеет это». Родители полагают, что ребенок будет «тянуться» за тем, кого ему поставили в пример, но, как правило, после таких назидательных сравнений детская дружба прекращается.
Не менее вредно, когда родители сравнивают своего ребенка с самими собой: «Я в твои годы уже юношеский разряд имел, а ты на лыжах еле стоишь» или «У нас в семье все аккуратные, ты один неряха». Ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть, и от этого результаты его деятельности только ухудшаются. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям, но приводят к заниженной самооценке ребенка. Пусть малыш осознает, что он такой, какой есть, и мама с папой ценят его именно таким.
Научите ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Можно сказать ему: «Сегодня ты просто молодец, вчера у тебя не все получилось, но ты постарался. Я горжусь тобой. Так держать!» или «Сегодня ты опять принес двойку. Но завтра, если сделаешь
11. Позволять ребенку хотя бы иногда спорить со взрослыми. Ребенок не обязан абсолютно во всем соответствовать ожиданиям родителей. У него может быть иное мнение и желание сделать
12. Позволить ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Многие родители дошколят, особенно озабоченные опережающим развитием своих чад, приобретают множество игр и пособий, рассчитанных на детей более старшего возраста. Они думают, что это активизирует умственные способности малышей, но вместо этого нередко формируют у них чувство беспомощности.
Проанализируйте игры и пособия ребенка. Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой «развивашек» растет и неуверенность крохи в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не получается рисовать красками», «Не могу ровно резать ножницами» и т. д. Оставьте лишь несколько игрушек — тех, с которыми не возникает проблем,— и 1 −2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь понаблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, наборы «Лего» или «пазлов», сложный конструктор неинтересны ребенку потому, что он не понял, КАК соединять детали друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите, как одна деталь скрепляется с другой. Взрослым задача кажется до смешного простой, но ведь маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни, и освоит он ее мелкими шажками, с неоднократными повторениями сначала за родителями, а потом самостоятельно. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах — дает возможность малышу поверить в свои силы и приступить к более трудным заданиям.
Перед детьми более старшего возраста тоже важно ставить выполнимые задачи. Не загружайте ребенка так, чтобы у него не осталось времени на себя, свободные игры и общение с друзьями. Не нужно также требовать невыполнимого: «Запишу на секцию, если подтянешься 50 раз», «Чтоб до вечера весь учебник проштудировал и пересказал».
13. Помогать ребенку в формировании положительного образа «Я». Ребенок должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Важно разрешить ему самостоятельно решать
Чтобы развить уверенность можно составить контрольный список обязанностей ребенка в соответствии с его возрастом, и следить за их выполнением. Ни в коем случае не делать за него то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Поддерживать принятие им самостоятельных решений, говоря, к примеру: «Меня порадовало, что ты сам нашел выход из этой ситуации. Молодец!»
Уверенность в себе — важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Уверенность как черта личности развивается на протяжении всей жизни и проявляется в следующем: в способности быть лидером, в спокойном восприятии критики, в умении защитить себя и других, в эмоциональной устойчивости и артистизме. Согласитесь, отличный набор характеристик, чтобы быть успешным в любой деятельности!
Психолог Дина Нагимова