«Не хочу, не буду, все равно у меня не получится» — нередко слышат родители от своего ребенка. Стараются убедить его в обратном, но в ответ натыкаются на глухое сопротивление, а порой и на слезы отчаяния. Ребенок замыкается в себе, и не понятно, как реагировать на его отказы. Уговаривать? Убеждать? Отступиться? И в чем причина такого поведения?
Чаще всего, в неуверенности: в отсутствии веры в себя и в нежелании проявлять инициативу, когда кажется, что единственный исход — неудача, а последствия — чувство вины или стыд за свои промахи и несовершенства.
Неуверенность в себе — бич современных детей и подростков, когда они сами себя воспринимают неумелыми и некомпетентными, и убеждены, что окружающие замечают и надсмехаются над их внутренним смятением, тревогой и слабостью. Отличительный признак таких ребят — постоянное недовольство жизнью и дурное настроение.
И такое состояние вовсе не безобидно. Чувство неуверенности в себе является показателем психологической неустойчивости личности. Всякая трудная ситуация, требующая мобилизации сил, для неуверенного ребенка может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь ребенка, особенно, подростка —
это череда различных по трудности ситуаций, то, чем больше неуверенность, тем неуспешнее и болезненнее ребенок. И дело не столько во внешних обстоятельствах, сколько в негативном отношении ребенка к самому себе, в заниженной оценке своих способностей и возможностей. К примеру, неуверенный ребенок может быть недоволен своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательна. Ему трудно вступить в дружеские отношения с новыми людьми, потому что он испытывает чувство тревоги, сомнение, страх, стыд, печаль. Впрочем, у некоторых детей, особенно у мальчишек из не совсем благополучных семей, неуверенность может скрываться за другими особенностями характера: агрессией, раздражительностью, двигательным беспокойством.
Что касается школьной успеваемости, то тут возможны два варианта. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие ребятишки, для которых величайшим стрессом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо, но ценой сильнейшего внутреннего напряжения.
Чтобы узнать, уверен ли ребенок в себе, достаточно понаблюдать за ним и определить, какие из ниже перечисленных качеств ему присущи:
• замкнутость, отчужденность;
• стеснительность;
• необщительность;
• робость, трусость;
• заторможенность, упрямство;
• тихая речь;
• заниженная самооценка;
• слепое подражание своему кумиру или уверенному ребенку;
• затруднения при знакомстве с новыми людьми;
• отказные реакции на просьбы: «Не хочу. Не буду. А почему я? Пусть лучше он (а) сделает»;
• ребенок не смотрит в глаза собеседнику, при разговоре отворачивается, прячет лицо;
• избегает ответов на вопросы взрослого, расспросы воспринимает как мучительную «пытку»;
• часто сердится на окружающих, демонстрирует злость и обиду по отношению к ним, обвиняет их в своих бедах;
• бывает агрессивным, особенно к домашним животным и младшим детям;
• при волнении грызет ногти, сосет палец, одергивает одежду, облизывает губы;
• испытывает страхи, в том числе нелогичные и надуманные;
• боится трудностей, паникует перед выполнением новых дел, переживает, что не справится с заданием взрослого;
• не имеет собственного мнения, прячется за чужую точку зрения: «Я не виноват, как мне сказали так я и сделал»;
• часто сутулится;
• рисует мелкие фигуры, сильно штрихует свои рисунки, часто бросает работы, не доделав, проявляя недовольство тем, что «не получается».
Если по этому небольшому тесту у ребенка выявляется 6 и более признаков, то его можно считать неуверенным в своих силах. И причины этого явления не в личностных особенностях ребенка, а в тех условиях, в которых он растет и воспитывается. Рассмотрим основные причины появления у ребенка чувства неуверенности (эти неблагоприятные факторы еще называют «врагами уверенности»):
1. Неуверенность самих родителей. Как робкие родители реагируют на любую жизненную ситуацию? Обычно они говорят, что «лучше не высовываться», «тише едешь, дальше будешь», «не беги впереди паровоза» и т. д.— то есть безопаснее не вступать в соперничество с обстоятельствами и с окружающими людьми. Когда у ребенка
2. Нетерпение родителей. К примеру, ребенок ест медленно, а маме нужно убирать со стола, делать другие дела, и ребенок ее задерживает. Она подгонят его, осуждает, злится, и трапеза вместо удовольствия приносит одни страдания, причем взаимные. Но почему бы не дать малышу есть медленно? Ему будет комфортно, а комфорт порождает уверенность. Еще один пример: когда
3. Неправильные методы воспитания. К сожалению, нередко даже самые любящие и заинтересованные родители сами формируют у своего ребенка неуверенность, оправдывая себя тем, что действуют в интересах малыша. Основная причина — готовность родителей все делать вместо малыша. Например, когда глядя на неуклюжие попытки ребенка
4. Частое переживание ребенком страхов. Как правило, это страх критики, страх оказаться в центре внимания, страх стать посмешищем, страх не суметь сказать «нет», страх плохого будущего и т. п. Нередко эти страхи возникают
отправлю в детский дом!». Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка, и неуверенность, робость, трусость — результаты этого.
5. Переживание травмирующих событий и отсутствие возможности
Продолжение следует…
Психолог Дина Нагимова