Продолжение. Начало в № 42.
Давайте задумаемся о том, чего собственно хотят дети, когда они «плохо себя ведут»? Плохое поведение ребенка — это его способ
Для предупреждения детского непослушания очень важна здоровая атмосфера и теплые взаимоотношения в семье, правильная организация жизни и деятельности ребенка, спокойная требовательность и устранение провоцирующих негативное поведение факторов. Большую роль играют меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка: соблюдение режима сна, работы и отдыха, устранение обилия впечатлений. Рассмотрим еще несколько рекомендаций, с помощью которых родителям будет легче справиться с нежелательным поведением ребенка:
1. Правила, ограничения, требования и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Отсутствие ограничений, родительская «мягкотелость» или безразличие делают детей тревожно‑мнительными, неуверенными в себе. Правила и разумный распорядок дают детям чувство безопасности и делают их жизнь понятной и предсказуемой. Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. На самом деле они восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» — авторитарных, жестких, грубых.
2. Ограничений, требований и запретов не должно быть слишком много. Попустительство родителей способствует детскому непослушанию, но и другая крайность — постоянное «закручивание гаек» — тоже плохо: когда слово «нельзя» употребляется слишком часто, это вызывает упорное желание не подчиняться. Если постоянно командовать детьми и слишком часто давать им приказания, дом будет похож на казарму, и рано или поздно в ней назреет бунт.
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, шумно играть, общаться с друзьями. Все это и многое другое — проявление естественных и важных для его развития потребностей, и их подавление может стать причиной недисциплинированности. Кроме того, ограничивая, к примеру, физическую активность ребенка («Не бегай! Куда ты полез?! Посиди спокойно!»), родители вместе с тем игнорируют и его потребности в эмоциональной поддержке, в признании, в понимании, что вызывает в ответ ребячье непослушание.
Помимо этого, причиной грубости ребенка, его дерзости, отказа выполнять свои обязанности может стать умаление его чувства собственного достоинства, унижение, осмеяние,— а потому родителям следует избегать насмешек в адрес ребенка, прилюдных обсуждений его поведения, а также любой несправедливости, вызывающей обиду.
4. Дети во всем «отзеркаливают» поведение родителей. Воспитание дисциплины у детей должно опираться на пример, который подают им родители. Если же они сами горазды срываться на крик, перебивать других на полуслове, распускать руки, ругаться и критиковать всех и вся, можно быть уверенным в том, что и их ребенок всему этому научится. В то же время родительские доброта, твердость, честность, внимательность, способность попросить прощения и поддержать в трудную минуту учат детей быть добрыми, твердыми, честными, отзывчивыми. Да, это требует от родителей работы над собой и терпения, умения быть одновременно и строгими, и добрыми, но результат того стоит.
И, конечно, важно, чтобы родители стремились к единству в вопросах воспитания, ибо очень часто непослушание детей возникает как результат несогласия родителей друг с другом. Один из родителей не может отменять распоряжений другого. В присутствии детей у родителей вообще не должно быть разногласий, так как это разрушает авторитет обоих. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а не спорить о необходимости и характере требований, а уже потом без ребенка обсудить разногласия. Но если родители все же поссорились в присутствии детей, нужно обязательно помириться тоже в присутствии детей — это будет для подрастающего поколения хорошим примером правильного поведения.
5. Для понимания ребенком того, «что такое хорошо и что такое плохо», поощрение эффективнее, чем наказание. Как часто родители говорят своим уже подросшим детям: «Да мы тебя наказывали для твоего же блага!», «Да, ругали, потому что добра тебе хотели!» Но действительно ли постоянные наказания — это благо? Увы, нет! Наказание может иметь лишь кратковременный эффект, и оно не поможет исправить негативное поведение ребенка в целом. Единственное, что оно точно может сделать — это оставить глубокую обиду в его душе, осознание того, что его не выслушали и не поняли.
Привычка к хорошему поведению гораздо лучше закрепляется, если больше внимания уделять тем моментам, когда ребенок ведет себя хорошо, чем заострять внимание на тех эпизодах, когда ребенок делает
6. Чтобы закрепить хорошее поведение, ребенку нужно объяснять, чем же оно так хорошо. Если ребенок убрал за собой игрушки, можно сказать: «Хорошая девочка» или «Молодец, сынок»,— но лучше проговорить, почему взрослым нравится такое поведение ребенка, к примеру, добавив: «Спасибо тебе за то, что убрала игрушки,— ты так мне помогаешь, когда наводишь порядок» или «Посмотри, как в комнате стало хорошо, когда ты все расставил по местам».
7. Хвалить ребенка, если он сделал
8. Не ввязываться в «войну интересов»: готовы уступить — уступайте сразу. Как поступать родителям, когда они видят, что у ребенка намечается истерика? Когда у него плохое настроение? Когда все ему не так и не этак? Тут есть два варианта: или твердо стоять на своем и ни при каких обстоятельствах не сдавать позиций или сразу дать ребенку то, что он хочет, не допуская истерики. Бывают ситуации, когда ребенок ноет, и ноет, и ноет, выпрашивая
9. Тон предъявления требования или выражения запрета должен быть спокойным,
Окончание следует.
Психолог Дина Нагимова