Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.
Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены.
Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.
Завтрак для обучающихся 1 ‑4 классов должен содержать 12 ‑16 г белка, 12 ‑16 г жира и 48 ‑60 г углеводов, для обучающихся старших классов — 15 ‑20 г белка, 15 ‑20 г жира и 60 ‑80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки.
Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком.
Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20 ‑25 г белка, 20 ‑25 г жира и 80 ‑100 г углеводов.
Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно.
Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития.
Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр. ), то на обед — мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр. ).
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:
— продукты повышенной пищевой ценности, в т. ч. обогащенные продукты (макро‑микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами);
— пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.
Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человека.
При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.
Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур.
Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.
В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней.
При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов.
Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся. На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.
В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов и т. п. ) может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам.
Разрабатываемое для обучающихся 1 ‑4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям:
Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400 ‑550 ккал (20 ‑25 % от суточной калорийности), обеда — 600 ‑750 ккал (30 ‑35 %).
Для общеобразовательных организаций, расположенных в Арктической зоне, необходимо повышать суточную калорийность пищевого рациона на 10 %.
Суточный режим питания по отдельным приемам пищи и в зависимости от сменности занятий обучающихся представлен в таблице. На домашние завтраки обучающихся в первую смену от суточного потребления в среднем может приходится до 10 % энергетической ценности.
Режим питания по приемам пищи
|
|||||
1 смена
|
2 смена
|
||||
Прием пищи
|
Часы приема
|
% к суточной калорийности
|
Прием пищи | Часы приема
|
% к суточной калорийности |
Завтрак | 9.30-11.00 | 20-25
|
Завтрак | 9.30-11.00
|
20-25
|
Обед | 13.30-14.30 | 35 | Обед | 13.30-14.30 | 30-35 |
Полдник
|
15.30-16.30 | 10-15 | Полдник | 15.30-16.30 | 10-15 |
Ужин | 18.30-19.30 | 20-25 | Ужин | 18.30-19.30 | 20-25 |
Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т. п. ).
Так, мониторинг, проведенный в 2019 году показал, что существуют значительные нарушения в питании школьников — пониженное потребление кальция, полиненасыщенных жирных кислот и витаминов. Актуальна проблема избыточного потребления детьми жиров (в том числе за счет избытка кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления
1 мая 2020 года вступил в силу закон о бесплатном горячем питании школьников. По поручению Президента РФ всех учащихся младших классов обеспечат горячим питанием бесплатно.
Роспотребнадзор выпустил «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций», регламентирующие нормы горячего питания в школах. Также разработаны методические рекомендации «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях», которые позволят родителям школьников оценить качество оказываемых услуг питания.
«Методические рекомендации „Порядок организации родительского (общественного контроля) за организацией питания детей“ и „Рекомендации по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организациях“ детализируют требования к организации питания, регламентированные действующими санитарными нормами и правилами, и, предназначены в качестве методического инструмента реализации субъектами Российской Федерации на практике. В основу методических рекомендаций положены принципы здорового питания, способствующие укреплению здоровья и снижению риска развития заболеваний, основными из которых являются обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья детей, соответствие энергетической ценности и химического состава рационов физиологическим потребностям и энерготратам, обеспечение максимально разнообразного здорового питания и наличие в ежедневном рационе пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров, простых сахаров и поваренной соли, пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами, обеспечение соблюдения
Западный Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»