Окончание. Начало в № 5,6
Продолжим рассмотрение приемов, с помощью которых родители учеников средних и старших классов могут поддержать своих детей в преодолении школьных трудностей.
1. Средняя школа. Задачи взрослых — поощрять самостоятельность при грамотном контроле. Быстрый рост и гормональные бури меняют у подростков и восприятие себя, и отношения с окружающими. А увлечение
Проверить, насколько ребенок утратил интерес к учебе, поможет небольшой тест. Если у ученика средних классов проявляется хотя бы половина из следующих признаков,— с его школьной мотивацией возникли проблемы:
• Ребенку неинтересны школьные предметы. В школе ему скучно.
• Он часто критикует преподавателей, жалуется на их несправедливость, не помнит
• Он забывает записывать домашние задания; часто бывает искренне убежден, что «ничего не задали».
• Он плохо или апатично ведет себя на уроках и регулярно получает замечания.
• Он не участвует в жизни класса. Он отпрашивается с уроков, жалуясь на плохое самочувствие.
Что могут сделать родители подростка, чтобы восстановить его интерес к учебе?
— Учить самостоятельно учиться. Переход в средние классы сопровождается сменой всей системы школьных занятий. Каждый год появляются новые предметы. Учителей теперь гораздо больше. Заниматься становится намного сложнее, и многие дети теряются.
Лучший способ помочь им — научить грамотно действовать в новых обстоятельствах. В этом возрасте очень помогает четкий распорядок дня. Можно вместе с ним составить план занятий, поставить ему «напоминалки» в телефон, но оставить ребенку ответственность за выполнение уроков. Пусть постарается делать задания сам, однако будет рядом с взрослыми, чтобы иметь возможность задавать уточняющие вопросы.
Перед родителями стоит еще одна непростая задача — внимательно следить за учебой, но не настаивать на высоких результатах, особенно если у ребенка скромные способности.
— Поднять самооценку. Современные школьники пасуют перед малейшими препятствиями, отказываются прилагать усилия, если результат не гарантирован. Они зациклены на своих слабостях и недостатках (нередко под влиянием родителей, которые постоянно ругают и критикуют).
Исправить ситуацию можно, если объяснить ребенку, что компетентность рождается только в деятельности. И ничего страшного, что вначале бывает очень трудно и появляется ощущение «тупика». Преодолеть его помогают сильные стороны характера, которые необходимо найти в ребенке и постоянно подчеркивать. Полезно также помнить о том, что школьные баллы — это оценка сегодняшних знаний ребенка, но не его самого как личности, и если оценки низкие, то это не ребенок плохой, а «ребенок — хороший, знания — пока плохие».
— Ослабить контроль. Казалось бы, противоречивые ожидания — быть внимательными к тому, чем живет ребенок, но ослабить контроль. Это действительно сложная задача, и хорошо, если родители с ней справятся. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Не к отметкам, а к процессу обучения, к его новым интересам и увлечениям. Детей раздражает, когда их спрашивают: «Какие у тебя оценки?»,— но они охотно обсуждают то, что их хоть
2. Старшие классы. Задачи родителей — проявлять гибкость и выдержку. Жизнь старшеклассников проходит под знаком необходимости выбора учебного заведения и сдачи экзаменов. На пороге будущего для них неоценима поддержка родителей, и прежде всего, тогда, когда утрачивается интерес к учебе, хотя, казалось бы, новые горизонты должны воодушевлять. Увы, но нередко бывает, что чем заманчивее и амбициознее перспективы, тем больше учебная нагрузка, а потому подросток быстрее истощается и эмоционально «выгорает».
С помощью небольшого теста можно оценить, насколько устойчиво сохраняется мотивация школьного обучения. Если хотя бы три из следующих проблем проявляются в течение нескольких недель, пора бить тревогу:
• Старшеклассник регулярно опаздывает на уроки и иногда их прогуливает.
• Он замыкается или раздражается, как только взрослые задают ему вопрос о школе.
• Ему трудно заранее планировать свои занятия, он не знает, что будет делать через три дня.
• Он часто говорит: «Подумаешь, выпускные экзамены, их все сдают».
• Он не любит задумываться о своем будущем.
• Он заболевает в дни контрольных.
• У него нет друзей, или, наоборот, он общается целыми днями, забывая об уроках.
• Он забросил свое хобби или, наоборот, увлекся им в ущерб всему остальному.
Как же родители могут помочь старшекласснику разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях, расставить приоритеты и восстановить утраченный интерес с процессу познания?
— Удача — результат усилий. Интерес к знаниям у старшеклассников зависит, прежде всего, от атмосферы в школе, от престижности образования в глазах друзей, от планов самого подростка на будущее. Но есть важная область, где велика роль родителей: от них зависит, как ребенок воспринимает причины своих успехов и неудач. Родителям в этом случае очень важно показывать в общении с сыном или дочерью, что для стабильных успехов необходимы усилия.
Еще одна проблема, в которой подростку нужна помощь взрослых — «ярлыки». Любой ярлык, «приставший» к подросткам, ограничивает их, мешает относиться к себе конструктивно. Говоря ребенку, что он неспособный, ленивый, взрослые вызывают у него чувство беспомощности, огорчение, отчаяние; он не понимает, что ему делать дальше, как учиться. И наоборот, когда подростку внушают, что у него все получится, когда он видит связь между избранной им стратегией и полученным положительным (!) результатом, он начинает анализировать, что и почему он делает, и с чего лучше начать в следующий раз.
— Преодолеть страх экзаменов. Непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике, связанной со сдачей выпускных экзаменов. Интерес и желание готовиться к экзамену возникает у школьника лишь тогда, когда взрослые ориентируют его на процесс поиска ответов, на содержание заданий, пусть и не всегда логичных и удачно составленных. Родителям достаточно предлагать свою помощь, но не навязывать ее.
— Помочь подростку разобраться в себе. Чтобы определиться с планами на будущее, старшекласснику нужна помощь родителей. С ребенком надо открыто обсуждать, на что он может рассчитывать после школы. Планировать вместе с ним будущее с учетом финансовых возможностей семьи, например, говорить, что на репетиторов и на подготовительные курсы деньги есть, а на платное отделение — увы… Если этой ясности в сознании подростка нет, он будет думать, что его «всемогущие» родители
Некоторые подростки долго не могут принять решение о своей будущей специальности, особенно если думают, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь. В современном динамичном мире надо ориентироваться не на одну профессию, а на «веер» (то есть на несколько) профессий. Так что пусть старшеклассник смело делает свой первый выбор, не боясь ошибиться!
Конечно, никакие хитроумные приемы и мудрые рекомендации не смогут насильно заставить ребенка заинтересоваться учебой,— но взрослые могут «запустить» его интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает их самих. Когда у мамы с папой появляется вкус к участию в школьной жизни ребенка, тогда и ему становится в школе интересно.
Психолог Дина Нагимова