Окончание. Начало в № 37.
4. «Не хочу учиться!» С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать от учителей «двойки» и замечания, а от родителей нагоняи, и потом еще до глубокой ночи мучиться и с «домашкой»? И, главное, никакой радости, сплошная «обязаловка». В
Что делать? Разобраться в ситуации и, в первую очередь, в своем родительском отношении к труду ребенка.
Если же мама и папа считают, что «пятерка» — единственная «нормальная оценка» и воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, если каждая ошибка вызывает шквал негодования, а за любой проступок следует суровое наказание, то у школьника просто не будет сил для новых достижений. Ведь чтобы совершить их, нужны серьезные усилия, а без одобрения и поддержки любое желание учиться отпадает.
Поэтому хвалите своих детей не только за их успехи, но и за предпринятые попытки, прощайте оплошности и игнорируйте мелкие промахи. Научитесь видеть, как ему трудно, и ценить его детскую стойкость. Поймите, что каждый день ребенка в школе — это опыт первопроходца, и любое преодоление трудностей — уже большое достижение ученика.
5. «Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет?» Современные
Что делать? Самое неудачное решение — это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь и, в том числе, учеба ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. Кроме того, они не безвредны: они приучают мозг получать готовую информацию: сразу и картинку, и звук, и движение. В мультиках или видеоблогах уже все придумано: сиди да поглощай, думать не надо! А вот в книге, например, картинку и звук мозг додумывает самостоятельно, поэтому книги развивают мышление и воображение.
Но исключать компьютеры из обихода совершенно не обязательно и даже вредно.
6. «Вообще ничего не хочу! Отстаньте!» Очень часто дети с этой проблемой страдают от одного и того же: их родители — люди, либо неуверенные в себе, либо несостоявшиеся в профессии, либо живущие не той жизнью, о которой мечтали, которые переносят собственные незавершенные стремления на детей по принципу: «Я не смог достичь того, что хотел, а тебя заставлю!» Разумеется, этот путь никогда не приводил к успеху.
Что делать? Маме и папе надо для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни, и потом разобраться, чего же они хотят от своего ребенка. А потом принять, что их сын или дочка — самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой, и его желания не обязательно должны совпадать с ожиданиями родителей. К примеру, если папа хотел стать известным спортсменом, мама мечтала музицировать, а ребенку нравится рисовать, то записать его надо в кружок по рисованию, а не в спортивную секцию или музыкальную студию. Если же родители начинают «ломать» потомка и навязывать свои представления о занятиях, интересах и увлечениях,— это верный путь к неврозам и депрессиям. И к протесту против всего, что предлагают (а часто навязывают) родители и учителя.
У желания корпеть над учебниками могут быть и сторонние препятствия. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Нередко снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка проявляется на фоне тяжелой семейной ситуации (выяснение отношений, скандалы, развод и т. п. ) Здесь задача родителей становится сложнее; глобально — нормализовать партнерские отношения (в большинстве таких случаев проблемы в учебе пропадают) и оставаться заинтересованными в школьной жизни ребенка, веря в то, что он справится с трудностями.
Психолог Дина Нагимова