Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Как пробудить в детях желание учиться («ВК» №37)

Заветная мечта родителей — чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением. Но очень часто дети отчаиваются, столкнувшись с первой же проблемой, становятся невнимательны, не стараются. Многие из них перестают справляться с домашней работой сами, быстро устают, их ничего не интересует. Им скучно, и единственное, что они готовы делать до бесконечности,— играть в планшет или смотреть видеоролики в интернете. Далеко не всегда дети готовы понимать родительское «надо»; от них можно услышать массу аргументов «зачем?», «не хочу!», «не буду!».

Но ведь очень трудно достичь в жизни успеха, если нет желания учиться. Хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры. Как же помочь любимым чадам справиться со школьной нагрузкой? Как вернуть интерес к наукам, если после многочисленных неудач дети отказываются браться за уроки?

Заставлять, наказывать, лишать, кричать? Не будем спешить с осуждениями и репрессиями, а успокоимся и подумаем, в чем причины неуспеха. Возможно, ребенок попал в ситуацию, в которой обречен на неудачу, и бороться с проблемами в учебе надо совершенно другими способами. Нередко детские отказные реакции на учебу являются не капризом, не ленью, а криком о помощи, услышав который можно понять, почему ученик не может справиться с трудностями в школе.

1. «Ничего не понимаю!» Многие школьники не умеют правильно читать, ведь чтение — это не просто технический навык, позволяющий «складывать» буквы в слова, а слова — в текст. За каждым словом должен возникать образ. И главный результат чтения — хоть книги, хоть условия задачи по математике — не устное воспроизведение напечатанных предложений, а возникновение в голове образов, как будто на мысленном экране появляются картины, иллюстрирующие то, о чем человек читает.

Но именно с этим у многих детей возникают проблемы. Из-за чего? Как правило, из-за того, что дети не понимают значения многих слов, особенно учебных терминов. Как, например, ребенку запомнить правило «В треугольнике гипотенуза короче суммы катетов», если из всех слов он в своем воображении представляет только «треугольник», а все остальное покрыто мраком?

Очень часто на вопрос «Любишь ли ты читать книги?» ребенок с такой проблемой отвечает, что ему «скучно, неинтересно». А скучно ему именно из-за того, что буквы механически складываются в слова, а что стоит за этими словами и для чего это нужно — не понятно.

Что делать? Учить читать по-настоящему, то есть развивая воображение. Для этого родителю надо взять подходящую ребенку по возрасту книжку: для малышей — сказки,

для подростков — любой учебник и читать ее вслух, обрывая предложения на середине. А дальше дети должны сами домыслить возможную фразу, догадываясь о значении слова, на котором оборвалось повествование; понять, что оно может значить, какой смысл несет. Взрослый может помочь, находя значение непонятных слов и научных терминов в толковом словаре или в интернете и иллюстрируя их схемой или картинкой. В результате у ребенка сформируется навык полноценного восприятия слов, и проблема постепенно будет решена.

2. «Никак не получается!» Некоторые дети, столкнувшись с трудной задачей, сразу «пасуют», даже не пробуя с ней справиться. Любая ситуация, в которой не гарантирован успех, начинает пугать. Очень часто с этим сталкиваются дети, ориентированные родителями на успех, или те, кого постоянно ругают, критикуют и строго наказывают за провинности и ошибки.

Что делать? Самое главное — поддержать веру ребенка в собственные способности и в спокойной обстановке просто разобрать еще раз (возможно, и не один) то, что вызвало сложности. Скорее всего, ребенок упускает какой-то важный нюанс или не усвоил какую-то тему. Любая агрессия со стороны взрослых будет только ухудшать ситуацию. Иногда может быть целесообразным подключить репетитора, чтобы тот снова объяснил неосвоенный материал. Восполнить пробел в знаниях, конечно, важно, но самое главное — по-настоящему поверить в своего ребенка, внушая ему, что у него все получится, все будет хорошо! Для школьника вера в него родителей — главная составляющая успеха.

3. «Не успеваю!» Современные школьники сталкиваются со значительно большей учебной нагрузкой, с куда более завышенными требованиями и с гораздо большим психологическим давлением, чем их родители сталкивались в свое время. Это относится как к основной школе, так и к дополнительному образованию, ведь родителям хочется дать ребенку шанс попробовать себя во всем. Многочисленные предметные олимпиады — уже не только для одаренных детей, а для всех желающих, развивающие занятия и кружки, спортивные секции, танцы, рисование, иностранный язык —

надо ведь и мозги и мышцы развивать, и осанку поправить, и дать выход энергии. В результате ребенок оказывается вовлечен в водоворот интенсивного обучения и развития, и количество кортизола — гормона стресса — в крови современного ребенка гораздо выше, чем у его сверстника из прошлого века. А состояние перманентного (то есть постоянного, хронического) стресса рано или поздно приводит к нарушениям внимания, памяти и мотивации. В итоге загруженное занятиями чадо не улучшает свои навыки по школьным и внешкольным предметам, а, наоборот, становится усталым, раздражительным, скатывается на посредственные оценки.

Что делать? Дозировать нагрузку, не стремиться к всеохватности. Принять за истину, что у каждого человека своя скорость обучения, свои особенности восприятия новой информации. Кому-то дано усваивать много и быстро, а кому-то — чуть меньше и чуть медленнее. Однако далеко не всегда низкая обучаемость — показатель слабого интеллекта. Например, Альберт Эйнштейн и Андрей Сахаров — оба великих физика — не успевали постигать школьный курс в одном темпе со своими одноклассниками, зато раскрыли свои таланты в юношеском возрасте.

Задача родителей не превратить ребенка в загнанную лошадь, а помочь качественно усвоить учебный материал. При этом важно помнить что, чтобы у ребенка сохранялось желание активно познавать мир, он должен постоянно «перезаряжать свои батарейки», то есть отдыхать: спать по 8 ‑9 часов, днем побыть в одиночестве, поглазеть из окна или полистать книжку — не развивающую, а для души, и время от времени просто побездельничать. Хотя родителям кажется, что ребенок мог бы отдохнуть с пользой, и поэтому они изо всех сил стремятся заполнить каждую минуту времени своего чада полезными занятиями, порой жертвуя его полноценным отдыхом. Но префронтальная кора головного мозга, отвечающая за внимание, память и логику, должна отдыхать! А если этого не происходит, то силы остаются лишь на то, чтобы пассивно воспринимать мелькающие кадры на экране гаджета.

Окончание следует…

Психолог Дина Нагимова