Окончание. Начало № 42
Детские капризы, жалобы, недовольство — это своеобразные послания ребенка. Это попытка маленькой личности донести до окружающих свои потребности. Но, к сожалению, далеко не все взрослые могут «расшифровать» эти послания, а потому нередко игнорируют значительную часть важной для воспитания ребенка информации.
Продолжаем изучать детские жалобы, определять их тайный смысл и находить оптимальные способы реагирования на них:
5. Жалобы на нехватку свободного времени. Варианты: практически каждый вечер перед сном ребенок жалуется, что он
Тайный смысл жалобы: Возможно, ребенок действительно слишком загружен, и у него нет свободного времени. Или же он не умеет самостоятельно планировать свои занятия: слишком увлекается одним делом в ущерб остальным.
Что делать: Составить вместе с ребенком четкий распорядок дня, в котором помимо времени посещения различных кружков и секций будет место для выполнения родительских поручений и свободное время. Желательно заранее предупреждать ребенка о запланированных делах: «Заканчивай домашние задания, через 20 минут мы будем мыть пол, а потом ты можешь поиграть». Тогда у ребенка будет возможность морально подготовиться к «неприятной» обязанности и стимул поскорее с ней справиться.
Чего не надо говорить: «Ты не успеваешь, потому что очень медленно все делаешь»,— упреки не исправят ситуацию, но обидят ребенка и испортят отношения. Задача родителей — составить распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка: к примеру, если он долго одевается (умывается, ест), стоит сразу же отвести на эти процедуры столько времени, сколько необходимо. И не надо торопить чадо фразами: «Давай быстрей, мы опаздываем»,— подобными «подгонялками» из ребенка можно сформировать суетливого невротика, который будет жить с ощущением собственного несовершенства и постоянной нехватки времени.
6. Жалобы на неуспешность. Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (пою, танцую) «, „Я учусь хуже всех в классе“, „Надо мной все смеются“, «Я — балбес (дурак) «и т. д.
Тайный смысл жалобы: Ребенку нужен слушатель. Он хочет высказаться и поделиться своими проблемами. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже («Я плохо пою», «У меня не получается рисовать»),— он таким образом пытается объяснить свои приоритеты в интересах.
Что делать: Все, что требуется от родителей — внимательно выслушать ребенка, изображая неподдельный интерес к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа: «Надо же! Сочувствую. Это действительно неприятно / обидно». А когда ребенок, наконец, выговориться, подвести итог: «Я уверена, что ты со всем справишься! Я вижу твои старания. Я ценю твое упорство (трудолюбие, стремление). Ты ведь такой умница!». Не стоит анализировать ситуацию и докапываться до истинных причин ребячьих неуспехов. Задача родителей — вернуть ребенку веру в себя и оптимистичный взгляд на свою жизнь. Обязательно надо поинтересоваться, чем взрослые могут помочь в данной ситуации и предложить несколько вариантов решения проблемы («Давай я научу тебя рисовать», «Хочешь записаться в музыкальный кружок?», «Может быть, позанимаешься с репетитором?»).
Чего не надо говорить: Бесполезно успокаивать чадо фразами типа: «Это разве проблемы?! Вот у меня сегодня на работе …», или «Не обращай внимания! Посмеются и отстанут!», или «На самом деле некоторые твои одноклассники рисуют хуже тебя». В данный момент ребенок ищет «жилетку», в которую можно поплакаться. От сравнения с
7. Жалобы на жизнь. Варианты: на вопрос «Как дела?»,— ребенок дает один из следующих ответов: «Плохо», «Не очень», «Да так себе». Складывается впечатление, что у него каждый день не задался, а жизнь в целом — не удалась. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу: «Везет тебе!», подразумевая, что ему «не везет». А рассказы о друзьях начинает со слов: «Да, ему хорошо, у него есть гоночный велосипед (большая собака, новый компьютер, навороченный айфон и т. д. )».
Тайный смысл жалобы: Возможно, у ребенка пессимистический склад характера, и он не умеет радоваться тому, что имеет, а просто завидует окружающим. Прежде, чем винить его за «хроническую грусть», родителям нужно внимательно проанализировать свои разговоры дома. Скорее всего, взрослые постоянно обсуждают друг с другом
Что делать: Задача родителей — научить ребенка радоваться тому, что он имеет, а для этого надо самим научиться ценить жизнь. Тогда легче будет акцентировать внимание своего чада на положительных моментах. Желательно поменьше обсуждать дома при нем различные проблемы, а вместо этого — завести традицию делиться друг с другом приятными событиями. Пусть, например, за ужином каждый член семьи расскажет, что хорошего произошло у него за день, и как он этому радовался. Конечно, первое время придется «вытягивать» из ребенка приятные воспоминания при помощи наводящих вопросов, но постепенно он научится обращать внимание именно на то хорошее, что произошло в течение дня. А случившиеся неприятности он перестанет драматизировать, а начнет воспринимать как временные и мелкие.
Чего не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен», «Мы для тебя так много делаем, а ты этого не ценишь!»,— от таких упреков ребенку станет еще хуже. Невозможно заставить ребенка радоваться жизни и полюбить ее «по приказу»,— к этому можно мотивировать его только собственным, родительским примером.
Особое внимание взрослые должны уделять детским «жалобам без тайного смысла»: на плохое самочувствие, на чувство голода и жажду, на желание спать и на страхи. Эти базовые потребности нельзя игнорировать, их нельзя использовать для наказания ребенка, и чтобы тот меньше капризничал,— их надо удовлетворять.
Детские капризы беспокоят многих родителей, считающих именно ребенка виноватым в том, что у него
Психолог Дина Нагимова