Когда ребенок
Исправить ситуацию поможет знание того, какой тайный смысл несут детские капризы. Попробуйте несколько дней внимательно выслушивать все жалобы ребенка и реагировать на них в соответствии с нашими рекомендациями, и вы удивитесь, насколько изменятся ваши взаимоотношения с ним,— в лучшую сторону.
1. Жалобы на усталость. Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» — и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.
Тайный смысл жалобы: Ребенок констатирует факт, что ему не хватает энергии. Если родители слишком увлечены
Что делать: Необходимо выяснить, от чего ребенок устал, и какой именно помощи он ждет: посочувствовать, посидеть рядом, приласкать или наоборот исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребенку отдохнуть, желательно обговорить продолжительность паузы: «Давай ты сейчас полчаса отдохнешь, а потом продолжишь заниматься …». Пусть ребенок полежит, поспит, но ни в коем случае не смотрит телевизор и не «зависает» в компьютере или телефоне. Спустя некоторое время нужно поинтересоваться самочувствием сына или дочери, тем самым показывая ему, что его жалобы не пропущены мимо ушей, и за него действительно переживают.
Чего не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться и т. д. ) «,— сейчас не время критики. Если ребенок симулирует, не нужно демонстрировать, что его „раскусили“: „Вечно ты устаешь, когда я прошу мне помочь“. Лучше в следующий раз перед тем, как
2. Жалобы на скуку. Варианты: на вопрос, почему ребенок такой грустный, он отвечает, что ему скучно; хотя это видно и без слов, по выражению его лица. Или же он открыто говорит, что ему не интересно заниматься тем, что ему предлагают.
Тайный смысл жалобы: Возможно, ребенок привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие. Или же ему хочется привлечь внимание, пообщаться, но он боится отвлекать взрослых от их дел и ждет, пока они сами заметят его унылое выражение лица.
Что делать: Предложить ребенку заранее спланировать свободное время, а для этого вместе решить, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть телевизор, а когда делать уроки. Предусмотреть чередование совместного времяпрепровождения и самостоятельных занятий ребенка. Если он начинает слоняться без дела с унылым выражением лица — нужно поинтересоваться, что у него сейчас по плану, чем он собирается заняться.
Чего не надо говорить: «Ну, так займись
у тебя столько игрушек, книжек и т. д. «, „Иди, читай (уберись в своей комнате, делай уроки, вымой обувь и т. д. ) — если не знаешь, что тебе делать!“. Нежелательно предлагать ребенку „развлечься“ неинтересными ему делами,— от такой альтернативы ему станет еще более грустно. А возможно, он почувствует себя униженным, и тогда не миновать обид.
3. Жалобы на других детей. Варианты: «Он меня бьет», «Она отнимает у меня игрушки», «Они портят мои вещи»,— и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие, и только сам ребенок хороший.
Тайный смысл жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз — это нормально. Если на других детей жалуется ребенок 5 ‑6 летнего возраста — это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Подобные жалобы из уст школьника — показатель серьезных коммуникативных, а возможно, и личностных его проблем. Если ребенок всегда ищет виноватых,— он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей, и соотносить одно с другим. Не умеет быть гибким в общении, договариваться, находить компромиссы. Скорей всего, будучи малышом, он мало общался с другими детьми, а возможно, и сейчас мало общается, либо делает это виртуально, в соцсетях. Или же он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки) всегда ему уступали, а потому удивляется и не понимает, почему чужие люди, а особенно сверстники, ведут себя иначе.
Что делать: Почаще оставлять маленького ребенка один на один с другими детьми. Если дети
Чего не надо говорить: «Ты сам виноват»,— сейчас не надо искать правых и виноватых, а нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.
4. Жалобы на взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей, учителей). Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп, и у меня потом болит живот», «Воспитательница нас ругает, и я ее боюсь», «Учительница хвалит только своих любимчиков».
Тайный смысл жалобы: Подобные жалобы часто возникают, когда у взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребенок не понимает, почему мама разрешает не есть суп, а бабушка настаивает на обратном; почему родители его хвалят, а учительница не замечает…
Что делать: Жалобы исчезнут, как только взрослые придут к взаимопониманию по вопросам воспитания ребенка. Если же придерживаться единой педагогической линии не получается — объясните ребенку, что иногда обстоятельства позволяют взрослым поступать не так, как он ожидает. Да и характеры у взрослых бывают разные…
Чего не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» — не нужно манипулировать другими взрослыми через ребенка; лучше договориться лично. «Воспитательница (учительница) не права (плохая) «— подобными высказываниями можно настроить ребенка против других взрослых, которые хоть и не соответствуют родительским требованиям по его воспитанию, но заменяют их в их отсутствие. Это — взрослая проблема, которую нужно решать напрямую с педагогом.
Окончание следует…