Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Уважение — от слова «важно» («ВК» №31)

Нам с детства знакомо утверждение, что «старших надо уважать», и все родители хотят, чтобы дети их уважали. Это правильно, но возникает вопрос: нужно уважать только старших (интересно, начиная с какого именно возраста) или вообще всех людей? Нужно ли заслужить уважение или право на него, как и право на жизнь, имеет каждый человек с момента своего рождения? И как «заслужить» уважение — совершить подвиг, заработать много денег, сделать карьеру, продемонстрировать свою власть или просто прожить много лет?

Многие взрослые считают, что детей уважать не нужно, потому что они еще не «доросли», не совершили ничего, достойного уважения. Но при таком подходе «уважение» приравнивается к соблюдению субординации или к своеобразной награде за достижения, когда один человек проявляет подчиненность и признает заслуги другого, а тот лишь принимает все это как должное, иногда без всякой взаимности.

И это уже неправильно, ведь корень слова «уважение» происходит от слова «важно», и каждому человеку — и старшему, и младшему, и «крутому», и простому — важно знать, что он достоин внимания к себе и признания его личных особенностей, потребностей, предпочтений, чувств. Эта дает человеку ощущение нужности и значимости себя в семье, в профессии, в любых человеческих взаимоотношениях.

Каждому человеку — каждому! — хочется, чтобы его уважали, но далеко не каждый умеет уважать. Мы ждем, а иногда и требуем уважения к себе со стороны окружающих, но, увы, сами в своих мыслях, словах и поступках демонстрируем к ним пренебрежение и потребительство, то есть полное неуважение.

К сожалению, далеко не у всех взрослых людей есть такое личностное качество, как Уважительность — способность считаться с интересами окружающих, видеть и признавать в любом человеке достоинства, никому осознанно не причинять физического или морального вреда. И, конечно, таким взрослым трудно обучить своих детей умению «уважать», то есть принимать человека таким, какой он есть, не пытаясь его изменить; не осуждать его за его действия, поведение или мышление; не упрекать и не ожидать, что будет как-то иначе.

Синонимом слова «уважение» является латинское respectus («респект»), что означает «внимание», «почтение», «защита». Уважение можно определить, как почтительное, заботливое отношение, способности ценить других людей, их слова и поступки, даже если мы не всегда согласны с ними. Это признание того, что у людей есть права, личные границы и индивидуальные особенности, которые нужно видеть и учитывать.

Уважать других — это способность понять и принять, что, несмотря на существующие различия, мы все равны как члены общества и что людей нужно уважать просто потому, что все мы люди.

Поэтому крайне важно приучать детей к взаимному уважению с самого раннего возраста, а лучший способ — стать примером.

Попробуем разобраться, как сформировать в себе это ценное качество — уважительность, и для начала определим, какие виды уважения существуют и в каких сферах проявляются:

• Самоуважение — это, прежде всего, чувство собственного достоинства. Это способность ценить самого себя, принимать себя таким, какой ты есть, заботиться о себе, грамотно удовлетворять свои потребности. Самоуважение включает знание своих сильных и слабых сторон; стремление к самосовершенствованию и личностному росту; честность с самим собой; работу над недостатками; признание своих заслуг и своего вклада в профессию и в жизнь общества.

• Уважение по отношению к окружающим — принятие и терпимость по отношению к другим людям, несмотря на существующие различия между ними и разное мышление. Умение видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью. Понимание того, что природа любит разнообразие, поэтому люди все разные.

• Уважение к родителям — это благодарность им, отсутствие упреков (мало дали, плохо воспитали, квартиру‑машину не купили) и понимание, что самое ценное, что родители дали — это жизнь; это почитание родителей, даже если они не правы, умение избегать конфликтов, уделение им времени и внимания (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Важно понимать, что уважение к маме и папе формируется у малыша в детстве по примеру, который подают сами родители. То, как мать и отец относятся к друг другу научит ребенка уважать или не уважать и их самих, и себя, и других людей. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет проявлять неуважение (презрение, страх, униженность, желание отомстить и т.  д. ). В дальнейшем эти негативные чувства он может испытывать и к себе, и ко второму родителю, и к посторонним людям.

• Уважение к старшим, к пожилым людям, прошедшим через тяжелые испытания в жизни проявляется через вежливое обращение, тактичность в неловких ситуациях, предоставление льгот, проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте), оказание помощи в нужде.

• Уважение к семье — готовность понимать и любить родных и близких, следовать нормам совместного проживания. Это моральная поддержка и уместное сочувствие; отсутствие оскорблений и рукоприкладства; доверие; учет мнений и готовность идти на компромисс при возникших разногласиях; теплые и добрые слова, адресованные друг другу; совместное принятие решений, важных для семьи; забота о каждом члене семьи; совместный вклад в воспитание детей и обустройство быта.

• Уважение к труду. Впервые ребенок сталкивается с миром профессий в детском саду и школе и уважение к педагогу становится базовым, определяющим. К сожалению, со стороны родителей, да и самих детей к учителям часто проявляется пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд отношение. Родители испытывают беспомощность в воспитании собственных чад и перекладывают ответственность за них на педагогов. Требуя, критикуя, а иногда и угрожая судебными наказаниями, они демонстрируют неуважительное отношение к тем, кому вверили судьбы своих детей. И в этом — парадокс неуважительного отношения к труду: люди доверяют то, что им ценно тему, кому не доверяют.

Задача родителей — формировать у детей уважение к труду, то есть признавать ценность любой профессии. Не говорить ребенку «Если не будешь учиться, станешь дворником», а объяснить, что если бы дворник не чистил дорожки и мусорки, то люди бы завязли в грязи и жили как на помойке; а еще лучше — показать собственным примером, как донести пакет с домашними отходами до контейнерной площадки. Что касается труда учителей, то без них люди были бы безграмотными, не умели бы писать и читать, не были бы написаны великолепные книги, не было бы многих великих открытий, удобств и привычных гаджетов.

• Уважение социальных норм — способность принимать и осознавать необходимость существующих в обществе правил, например, проявлять вежливость и субординацию, внимательно выслушивать и учитывать чужое мнение, соблюдать рабочее расписание, считаться с неприкосновенностью чужих вещей и т.  д.

• Уважение к природе — забота об окружающей среде (животные, растения, реки, леса и т.  д. ). Она тесно связано с состраданием всем живым существам. Когда мы уважаем природу, мы не захламляем ее отходами, не рвем растения, разумно используем воду, не вредим животным и насекомым; используем технологии и виды топлива, не загрязняющие атмосферу; проводим мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки и восполняющие использованные ресурсы, охраняем редкие виды животных, птиц, растений.

• Уважение к культуре и духовным ценностям — способность признавать, что существуют другие религии и верования; умение считаться с их принципами, стремление бесконфликтно сосуществовать в едином пространстве, не навязывая свое мнение и избегая осуждения других людей.

• Уважение к патриотическим символам — осознание значения объединяющих символов нации, таких как ее гимн, герб, флаг.

• Уважение к человеческой жизни — способность исполнять юридические нормы, уважать законы, морально-нравственные устои и гуманистические ценности; противостояние жестокости и насилию, стремление к мирному сосуществованию как в семейно-бытовых, так и в геополитических масштабах.

Продолжение следует.

Психолог Дина Нагимова