Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Уважение — от слова «важно» («ВК» №32)

Продолжение. Начало в №  31

Каждую неделю мы слышим все больше историй о вражде и конфликтах между супругами, детьми и родителями, соседями, коллегами по работе. А средства массовой информации показывают конфликты еще более высокого уровня: между общественными деятелями, артистами шоу-бизнеса, политическими партиями и целыми государствами. Распри и воинственность охватывают все сферы и слои общества. Причин много, но одна из основных — неуважительное поведение, которое стало почти нормой в обществе, в школах, в организациях.

Но почему мы перестаем уважать кого-то? Почему так быстро теряем способность считаться с интересами себе подобных?

Возможно, впервые неуважение проявляется в подростковом возрасте, когда у ребят пробуждается стремление к независимости, и они начинают отстаивать свои права и желают делать то, что им хочется. Родители уже не являются для них авторитетами и не могут настоять на своем. Точнее, они пытаются это сделать, но не всегда получается доброжелательно, чаще всего — нетерпимо и агрессивно. Потеряв контроль над подростками, пытаясь сохранить остатки своего авторитета, взрослые начинают осуждать, негодовать, становятся раздражительными и ворчливыми. Естественно, подростки отвечают родителям «взаимностью», а именно — «учатся» у них проявлять неуважение.

Увы, но именно в семье родители являются прекрасными «образцами для подражания» неуважительности! И не только к собственным детям, но и по отношению друг к другу («Не можешь обеспечить семью! Тебе все безразлично! Лентяй!»,— «А ты себя запустила! На детей наплевала! Тебе все работа и работа!»). А еще достается другим людям, когда родители в присутствии своего ребенка критикуют или ругают, к примеру, педагогов своего ребенка («Не умеют учить! Много требуют!»), врачей («Не умеют лечить! Не уделяют внимание!»), представителей непрестижных, малооплачиваемых профессий («Они ничего не достигли! Вот пусть теперь нас обслуживают!») или национальных меньшинств («Чужие! Мы им ничего не должны! Мешают!»).

Надо ли удивляться, что неуважительность, впитанная детьми с ранних лет, возвращается родителям с удвоенной энергией в виде неблагодарности, игнорирования, а то и презрения: «Много требуете! Вы обязаны это для меня сделать! Я вам ничего не должен! Да кто вы такие, чтоб мне указывать? Мешаете!» И это негативное отношение уже взрослые дети начинают транслироваться в социум, в семейные и профессиональные сферы.

К сожалению, именно такая «культура» (а точнее, бескультурье) общения поощряется средствами массовой информации и индустрией развлечений. Лейтмотивом многих телешоу, кинофильмов и видео-игр является разделение людей на «мы» и «они»: «мы» хорошие, а «они» плохие и потому не достойны уважения; мы «правильные», а «они» обидели нас, и за это им надо отмстить; «они» плохо ведут себя, поэтому их надо наказать; «они» должны бояться «нас», боятся — значит, уважают. И под влиянием таких программ люди начинают выискивать недостатки в окружающих и обращать внимание на малейшие проступки в чужой жизни, чтобы оправдать агрессивность и неумение уважать.

Уважение — понятие обоюдное: без признания других людей, нельзя рассчитывать на признание себя. Каждый человек имеет право на уважение просто потому, что он существует на свете,— но он должен признавать это право и за другими людьми.

Уважение — это фундамент межличностных отношений и самый естественный способ достижения взаимопонимания. Оно связывает духовность и культуру (прежде всего, культуру поведения), и проявляется это, прежде всего, в поступках и манере общения, например, в том, что мы здороваемся при встрече и доброжелательно разговариваем, уступаем место в транспорте или общественных местах, выражаем благодарность, говорим комплименты, выполняем данные обещания, пропускаем кого-то вперед, не перебиваем в разговоре, не входим без стука, не берем вещи без разрешения и т.  д. Когда мы пишем письма или деловые сообщения, то начинаем со слова «Уважаемый / ая».

Это — прописные истины, но для некоторых людей они являются очень сложными, и люди испытывают при общении с окружающими любые чувства, но только не уважение. К примеру, они завидуют тем, кто их в чем-то превосходит: в знаниях, в способностях, богатстве и счастье. Ревнуют, злятся и обижаются на судьбу. А иногда даже пытаются отомстить «везунчикам», уязвив их хоть чем-то. Общение с человеком, обладающим меньшими достоинствами и опытом, обычно сопровождается высокомерием и насмешками. Еще хуже, когда в нем начинают видеть потенциальную жертву, на фоне которой легко почувствовать себя «героем». Ну, а когда встречаются люди, равные по положению, неуважительность проявляется в скрытом или явном соперничестве, в стремлении доказать свое превосходство, иногда пустив «пыль в глаза» и приврав о своих успехах.

Уважительность, как качество личности, необходимо в себе воспитывать. Но прежде чем осознать, над чем нужно поработать, проведите небольшую самодиагностику. Задайте себе вопросы: «Какого человека мне сейчас труднее всего уважать? Почему я не могу принять его таким, какой он есть?» Проанализируйте и точно определите природу того убеждения, которое вы «создали» в отношении этого человека. Задумайтесь, какие достоинства и хорошие качества личности вы игнорируете в нем? Обязан ли он соответствовать вашим ожиданиям? Попробуйте изменить свое отношение к этому человеку. Когда будете встречаться с ним, начните осознанно демонстрировать свое уважение. Понаблюдайте, как это повлияет на него, на вас и на ваши взаимоотношения.

А чтобы быстрее настроиться на «волну» уважительных взаимоотношений с людьми, рекомендуем руководствоваться следующим мудрым правилом: «При встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного, нужно подружиться с ним».

Это правило обозначает отношения на трех уровнях — уважение к старшим, уважение к равным и уважение к младшим. Причем «старшинство», «равенство» и «младшенство» относятся как к возрастным отличиям общающихся людей, так и к их разным социальным статусам, достижениям и жизненному опыту.

Например, некоторые люди считают, что «старшинство» дает им право на проявление силы и грубости, и их неуважение к «младшим» проявляется в оскорблениях вместо воспитания. Кое для кого синонимом слова «уважение» является слово «страх». Они так и говорят: «Если боится — значит уважает!»,— и пытаются через запугивание и насилие вызвать в другом человеке чувство безысходности и зависимости от своей персоны, которые ошибочно принимают за уважение. Кстати, и сами они нередко считаются только с теми, кого боятся.

Отношение к «младшим» может быть двояким — это либо демонстрация своей власти, либо проявление любви, и отличаются эти состояния друг от друга готовностью (или неготовностью) заботиться о других. К тем, кто моложе по возрасту или меньше знает, можно относиться с раздутым чувством превосходства и собственной важности, но лучше — проявить доброжелательность и желание реально помочь в затруднительной ситуации.

«Младшие» тоже нередко поступают неуважительно по отношению к «старшим»: проявляют упрямство, когда им что-то советуют. Конечно, у «младших» есть право быть другими, и нужно это право уважать, но ведь знания, опыт «старших» тоже достойны внимания. А потому хорошо, когда те, кто моложе, руководствуются правилом: «Увидел знающего, мудрого человека, радуйся изо всех сил удаче, что судьба позволила вам встретиться. Учись, вникай, анализируй. Обогати себя чужим опытом!»

Что касается общения с «равным», то глупо и недальновидно кичиться перед ним своими заслугами. Разумная, уважающая себя и других личность, будет видеть в нем своего потенциального друга, сотрудничество с которым может оказаться полезным.

Применение этого правила уважительного поведения возможно во всех сферах жизни. Вот примеры принципов уважительности, которые сформулированы на основе этого правила: «Хотите денег — уважайте богатых; не хотите потерять то, что имеете — уважайте бедных», «Хотите избавиться от болезней — уважайте врачей; хотите укрепить здоровье — уважайте больных», «Хотите быть умным — уважайте советы других; хотите быть мудрым — не обижайтесь на глупцов», «Хотите чему-то научиться — уважайте тех, кто знает больше вас; хотите, чтоб вас за это почитали — принимайте тех, кто знает меньше».

Окончание следует…

Психолог Дина Нагимова