Продолжение. Начало в № 31
Каждую неделю мы слышим все больше историй о вражде и конфликтах между супругами, детьми и родителями, соседями, коллегами по работе. А средства массовой информации показывают конфликты еще более высокого уровня: между общественными деятелями, артистами
Но почему мы перестаем уважать
Возможно, впервые неуважение проявляется в подростковом возрасте, когда у ребят пробуждается стремление к независимости, и они начинают отстаивать свои права и желают делать то, что им хочется. Родители уже не являются для них авторитетами и не могут настоять на своем. Точнее, они пытаются это сделать, но не всегда получается доброжелательно, чаще всего — нетерпимо и агрессивно. Потеряв контроль над подростками, пытаясь сохранить остатки своего авторитета, взрослые начинают осуждать, негодовать, становятся раздражительными и ворчливыми. Естественно, подростки отвечают родителям «взаимностью», а именно — «учатся» у них проявлять неуважение.
Увы, но именно в семье родители являются прекрасными «образцами для подражания» неуважительности! И не только к собственным детям, но и по отношению друг к другу («Не можешь обеспечить семью! Тебе все безразлично! Лентяй!»,— «А ты себя запустила! На детей наплевала! Тебе все работа и работа!»). А еще достается другим людям, когда родители в присутствии своего ребенка критикуют или ругают, к примеру, педагогов своего ребенка («Не умеют учить! Много требуют!»), врачей («Не умеют лечить! Не уделяют внимание!»), представителей непрестижных, малооплачиваемых профессий («Они ничего не достигли! Вот пусть теперь нас обслуживают!») или национальных меньшинств («Чужие! Мы им ничего не должны! Мешают!»).
Надо ли удивляться, что неуважительность, впитанная детьми с ранних лет, возвращается родителям с удвоенной энергией в виде неблагодарности, игнорирования, а то и презрения: «Много требуете! Вы обязаны это для меня сделать! Я вам ничего не должен! Да кто вы такие, чтоб мне указывать? Мешаете!» И это негативное отношение уже взрослые дети начинают транслироваться в социум, в семейные и профессиональные сферы.
К сожалению, именно такая «культура» (а точнее, бескультурье) общения поощряется средствами массовой информации и индустрией развлечений. Лейтмотивом многих телешоу, кинофильмов и
Уважение — понятие обоюдное: без признания других людей, нельзя рассчитывать на признание себя. Каждый человек имеет право на уважение просто потому, что он существует на свете,— но он должен признавать это право и за другими людьми.
Уважение — это фундамент межличностных отношений и самый естественный способ достижения взаимопонимания. Оно связывает духовность и культуру (прежде всего, культуру поведения), и проявляется это, прежде всего, в поступках и манере общения, например, в том, что мы здороваемся при встрече и доброжелательно разговариваем, уступаем место в транспорте или общественных местах, выражаем благодарность, говорим комплименты, выполняем данные обещания, пропускаем
Это — прописные истины, но для некоторых людей они являются очень сложными, и люди испытывают при общении с окружающими любые чувства, но только не уважение. К примеру, они завидуют тем, кто их в
Уважительность, как качество личности, необходимо в себе воспитывать. Но прежде чем осознать, над чем нужно поработать, проведите небольшую самодиагностику. Задайте себе вопросы: «Какого человека мне сейчас труднее всего уважать? Почему я не могу принять его таким, какой он есть?» Проанализируйте и точно определите природу того убеждения, которое вы «создали» в отношении этого человека. Задумайтесь, какие достоинства и хорошие качества личности вы игнорируете в нем? Обязан ли он соответствовать вашим ожиданиям? Попробуйте изменить свое отношение к этому человеку. Когда будете встречаться с ним, начните осознанно демонстрировать свое уважение. Понаблюдайте, как это повлияет на него, на вас и на ваши взаимоотношения.
А чтобы быстрее настроиться на «волну» уважительных взаимоотношений с людьми, рекомендуем руководствоваться следующим мудрым правилом: «При встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного, нужно подружиться с ним».
Это правило обозначает отношения на трех уровнях — уважение к старшим, уважение к равным и уважение к младшим. Причем «старшинство», «равенство» и «младшенство» относятся как к возрастным отличиям общающихся людей, так и к их разным социальным статусам, достижениям и жизненному опыту.
Например, некоторые люди считают, что «старшинство» дает им право на проявление силы и грубости, и их неуважение к «младшим» проявляется в оскорблениях вместо воспитания. Кое для кого синонимом слова «уважение» является слово «страх». Они так и говорят: «Если боится — значит уважает!»,— и пытаются через запугивание и насилие вызвать в другом человеке чувство безысходности и зависимости от своей персоны, которые ошибочно принимают за уважение. Кстати, и сами они нередко считаются только с теми, кого боятся.
Отношение к «младшим» может быть двояким — это либо демонстрация своей власти, либо проявление любви, и отличаются эти состояния друг от друга готовностью (или неготовностью) заботиться о других. К тем, кто моложе по возрасту или меньше знает, можно относиться с раздутым чувством превосходства и собственной важности, но лучше — проявить доброжелательность и желание реально помочь в затруднительной ситуации.
«Младшие» тоже нередко поступают неуважительно по отношению к «старшим»: проявляют упрямство, когда им
Что касается общения с «равным», то глупо и недальновидно кичиться перед ним своими заслугами. Разумная, уважающая себя и других личность, будет видеть в нем своего потенциального друга, сотрудничество с которым может оказаться полезным.
Применение этого правила уважительного поведения возможно во всех сферах жизни. Вот примеры принципов уважительности, которые сформулированы на основе этого правила: «Хотите денег — уважайте богатых; не хотите потерять то, что имеете — уважайте бедных», «Хотите избавиться от болезней — уважайте врачей; хотите укрепить здоровье — уважайте больных», «Хотите быть умным — уважайте советы других; хотите быть мудрым — не обижайтесь на глупцов», «Хотите
Окончание следует…
Психолог Дина Нагимова