Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

МОГИЛЬЩИКИ
МАЛОГО БИЗНЕСА
Беспредел по-краснокамски

Учимся учиться в школе

Реклама

Думские вести («ВК» №5)

Два месяца подряд жители города Краснокамска обсуждают действия новой городской Думы. Со времен 90-х годов и перестройки общественная деятельность депутатов не становилась предметом столь пристального внимания горожан. Хорошо это или плохо — решать самим краснокамцам. Однако существует ряд вопросов деятельности Думы, которые, мягко говоря, не всегда достоверно интерпретируются городскими чиновниками. Особенно, когда статьи печатаются в городской газете «НГК», полностью подконтрольной мэру.

 

Сегодня мы вам предлагаем официальное мнение председателя городской Думы Галины Васильевны Ушаковой, руководителя центра детского творчества «Ровесник».

Галина Ушакова, председатель Краснокамской Думы:

«Бюджет Краснокамска — это главный финансовый документ города, можно сказать, общий для всех жителей „кошелек“. Именно поэтому к расходованию денег из бюджета надо подходить бережно и честно!»

Для нового состава городской Думы принятие бюджета Краснокамска на 2014 год и плановый период 2015–2016 г. г.— это первое профессиональное решение.

Десять депутатов городской Думы 3-го созыва имеют опыт депутатской работы, еще десять — только начинают свою депутатскую деятельность. Естественно, опытным проще, так как принцип работы над бюджетом им известен, «новеньким» сложнее. Но не в этом дело. Не опыт, а принципиально иной подход к основному финансовому документу, отличает новый депутатский корпус.

Большинство депутатов приоритетом своей деятельности определили две задачи: первая — достижение прозрачности бюджетных расходов, вторая — направление максимально возможных финансовых средств на решение самых острых и наболевших проблем города.

Эти проблемы всем известны:

— водоснабжение — ремонт городских сетей;

— дороги — ремонт и содержание (летнее и зимнее);

— оказание бесплатных услуг населению — выполнение городскими учреждениями муниципального заказа;

— передача дублирующих полномочий и ликвидация «двоевластия» — сотрудничество с органами самоуправления Краснокамского муниципального района;

— выполнение указов Президента РФ и губернатора Пермского края (по оплате труда работников бюджетной сферы, по предоставлению земельных участков многодетным семьям и других).

В самом начале работы Думы депутаты столкнулись с тем, что глава города отказался поддержать просьбу пенсионеров о предоставлении льготы по налогу на землю под многоквартирными домами. Цена вопроса составляла 300–400 тысяч рублей. Депутаты простым большинством утвердили данную льготу, но глава не подписал решение — оно не вступило в законную силу. Пришлось голосовать повторно и преодолевать так называемое «право вето» уже квалифицированным большинством (не менее 14 голосов).

Аналогично, путем повторного голосования, был принят и прогнозный план приватизации, являющийся составной частью доходов бюджета. Основная претензия депутатов к этому плану, разработанному администрацией города, была в том, что чиновники выставляли на продажу нежилые дома и землю в центре города (на улице Свердлова, рядом с парком Победы) по заниженной цене, а также попытались реализовать земельный участок, который ранее они же межевали за бюджетные средства для выделения многодетным семьям.

Еще один серьезный вопрос — передача полномочий по спорту на уровень района — был связан с исполнением наказов избирателей. Практически каждый житель города, пришедший на встречи с избирателями в период предвыборной кампании, задавал один и тот же вопрос всем кандидатам: «Когда ликвидируют двоевластие?» Наказы избирателей об исключении дублирующих полномочий по спорту, культуре и молодежной политике были озвучены большинством депутатов в начале работы Думы. Полномочия по спорту решили передать первыми. Связано это решение было с вводом в эксплуатацию Ледового дворца, строительство которого контролирует лично Президент России Владимир Владимирович Путин.

Опыт работы городской администрации со спортивными объектами, к сожалению, печален. Не удивительно, что при обсуждении данного вопроса, в присутствии краевого министра спорта Павла Ляха, депутаты задали неприятные вопросы мэру. Дело в том, что ГФСК (стадион «Россия»), по данным депутатов, не числится ни в одном реестре спортивных объектов. Это и понятно — он находится в не вполне нормативном состоянии. Проводить соревнования там небезопасно. За восемь лет руководства городом Ю. В. Чечеткиным со стадиона исчезли в неизвестном направлении оборудование и машины для содержания хоккейной коробки, резиновое покрытие беговой дорожки, протекает крыша южной трибуны, в спортивных залах детских секций бокса, самбо и карате температура в зимнее время не поднимается выше 10 градусов тепла. Хотя в другом спортивном объекте, в бассейне «Дельфин», к примеру, с температурой все в порядке и с финансированием, вроде, тоже. Но при видимом вполне нормативном состоянии ни один школьник, как житель города, не смог реализовать свое право на бесплатное посещение бассейна. Впрочем и платно, за счет школьных спортивных сертификатов, не смог. Сертификаты просто не принимает бассейн. Зато бассейн оплачивает каких-то неведомых спортсменов из Санкт-Петербурга, которые там живут, там тренируются и где-то за территорией Краснокамска участвуют в соревнованиях. Числятся здесь, у нас, получая бесплатно то, что недоступно обычному школьнику. При таком «избирательном» отношении к спорту невозможно доверить Ледовый дворец В. В. Путина городским чиновникам. Поэтому решение о передаче стало одним из первых. Его тоже глава не подписал, но депутаты были последовательны в своих действиях и проголосовали решение повторно, преодолев «вето».

Не удивительно, что и подготовка к рассмотрению главного финансового документа города не выдержала никакой критики. Первый тревожный звонок прозвенел, когда депутаты получили заключение Контрольно-счетной палаты (КСП) района о существенных его недоработках. В частности, муниципальные задания бюджетных учреждений, в том числе в области культуры и спорта, были рассчитаны неверно.

Кроме того, заключения КСП по результатам прошедших проверок этих же учреждений были еще более серьезными. ДК Гознака отличился нецелевым расходованием почти двух миллионов бюджетных средств. Бассейн «Дельфин» оказывает всего 2% бесплатных услуг, работая практически как коммерческое предприятие, но при этом получает из бюджета города почти шесть миллионов рублей в год. Официальный «коммерческий» доход дополнительно составляет еще девять миллионов рублей в год. МУП «Водоканал» несколько лет подряд не выполняет производственную программу по замене сетей водоснабжения и водоотведения. А между тем региональный РЭК установил МУПу тариф на услуги с учетом всех утечек и потерь. В нарушение закона МУП не заключает договора на поставку воды с управляющими организациями и ТСЖ, предъявляя жителям оплату общедомовых нужд по воде и канализации с повышающим коэффициентом. В результате чего краснокамцы оплачивают во второй раз «потери», и так уже учтенные в тарифе.

Депутатам был совершенно не понятен принцип отбора объектов по благоустройству города, ремонту дорог, уличному освещению. За восемь лет работы городская администрация не смогла утвердить какой-либо нормативный акт, который бы определял критерии такого отбора. Несмотря на то, что на разработку некоторых программ (к примеру, программы развития коммунальной инфраструктуры, реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения) были затрачены немалые деньги из бюджета. Принята Программа социально-экономического развития территории, на основе которой и должен строиться бюджет города. Но не эти программные документы являются основой выбора.

Одно дело, когда есть предписания контролирующих органов и решения судов. Это отдельный вопрос и основание для включения в расходы бюджета. Другое дело, когда из уст заместителя главы города звучит аргумент «нам тут недавно написали жители, поэтому будем ремонтировать переулок отдаленного района». Хотя в таком же отдаленном районе есть полностью разбитая улица, на которой находятся школа, детский сад, библиотека. Обещаниям мэра ее отремонтировать без малого уже 8 лет. При этом еще один заместитель главы разъясняет, что, «чтобы выполнить наказы избирателей необходимо, чтобы позиция депутата совпадала с позицией главы города». Это как понимать? Вообще-то позиция депутата должна совпадать с позицией избирателей, за него проголосовавших. А чиновники администрации — всего лишь исполнители.

Поэтому чиновничий подход к выбору объектов бюджетного финансирования для депутата неприемлем. Задача депутатов — поменять практику решения городских проблем, повернуть бюджет лицом к жителям города. Поэтому депутаты изучают каждую строку бюджета, запрашивая всю нормативную базу для включения затрат (сметы, контракты, дефектные ведомости и т. д. ). В этом есть логика и здравый смысл.

В работе над бюджетом полностью соблюдены все нормативные акты города, региона и страны. Депутаты приняли бюджет в «первом чтении», назначили и провели публичные слушания. Еще в предыдущие годы работы представительного органа было принято разработанное администрацией города Положение о публичных слушаниях, в котором закреплена норма, позволяющая задавать вопросы к докладчику, но выступать может только тот, кто внес свои предложения в письменном виде заранее. Эти нормы были соблюдены в полном объеме. Потому как малейшее отступление от правил вызывает со стороны администрации поток жалоб в органы прокурорского надзора.

В декабре 2013 года депутаты еженедельно по многу раз собирались и работали с документами по бюджету, было проведено несколько внеочередных заседаний. В итоге 19 декабря депутаты вынуждены были отклонить бюджет во «втором чтении» и отправить его на доработку. Произошло это из-за нежелания администрации города предоставить документы, подтверждающие запланированные расходы бюджета, дать исчерпывающие пояснения к планам мероприятий, исправить замечания КСП. При этом депутатами были сформулированы конкретные предложения: зарезервировать неподтвержденные документами цифры за финансовым управлением и поправками в бюджет; разобраться и направить эти средства на решение городских проблем. Решение подписала я как председатель Думы.

28 декабря, после жалобы администрации, депутаты удовлетворили протест прокурора города, проголосовав во второй раз и сделав решение нормативным, направили главе города Чечеткину Ю. В. на подпись. Однако он решение не подписал. И это было уже шестое решение за три месяца работы Думы, на которое мэр наложил «запрет». Решение не вступило в законную силу.

Если бы решение вступило в силу, то, начиная с 9 января 2014 года, уже работала бы согласительная комиссия, может быть, был бы найден компромисс и был бы принят бюджет. Однако ни городская администрация, ни мэр этого сделать не захотели.

Уже после новогодних праздников глава города в «мотивированном мнении» предложил свой вариант поправок в решение о бюджете: перечень городских проблем стоимостью в 72 миллиона рублей оформляется отдельным приложением с оговоркой, что любой объект из этого списка можно будет выполнить при наличии хоть каких-то дополнительных средств. Что, в общем-то, практически невозможно в нашем и без того дефицитном бюджете. Виртуальный способ решения проблем, который предложил глава, конечно же, был отклонен депутатами.

Тогда же, в начале января, решением комиссии по экономике, бюджету и налогам была создана рабочая группа, чтобы в совместной работе с представителями администрации ускорить рассмотрение разногласий по бюджету. На заседании Думы 23 января 2014 года депутаты вновь преодолевали «право вето» городского главы, в третий раз отклонив бюджет, чтобы уже хотя бы с 31 января 2014 года, потеряв месяц, можно было бы официально начать работу согласительной комиссии. И тогда в первой декаде февраля 2014 года бюджет, может быть, у города будет.

Такая вот бурная деятельность нового состава Думы, который в течение всего четырех месяцев своей работы в еженедельном режиме на очередных и внеочередных заседаниях пытается развернуть лицом к горожанам городского главу Чечеткина Ю. В. и его подчиненных из администрации. Сейчас работа идет в плановом режиме и, если ничто и никто нам не помешают, бюджет будет принят. Но я не уверена, что он понравится главе и чиновникам, поэтому не исключено — придется дважды голосовать по этому вопросу.

Уважаемые жители Краснокамска! Также, как и вам, проблемы города мне близки, и мною выстраданы. Моя задача — безопасное, здоровое будущее для всех детей и взрослых. Поэтому депутаты должны выстроить единое пространство со всеми поселениями района, прекратить практику раздела краснокамцев на «районных» и «городских». В этом нас поддерживают наши избиратели. И все решения Думы, в том числе и бюджет города, принимаются и будут приняты во благо жителей Краснокамска.

С уважением, Галина Ушакова, председатель Думы Краснокамска