Свежий номер! 

 

МИЛЛИОНЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО КАСС

Почему "Пушкинская карта" слабо востребована у краснокамской молодёжи

Поздравление АО "Гознак" с Днём отлива первой бумаги

Новогодняя акция "Ёлка Доброты"

Реклама

Отчет главы: «зачет» или «незачет» («ВК» №16)

30 апреля 2014 года состоится очередное заседание Краснокамской городской Думы. Одним из вопросов, рассматриваемых депутатами на этом заседании, будет отчет главы Краснокамского городского поселения.

История вопроса

Как известно, Краснокамское городское поселение, как муниципальное образование, появилось в 2005 году, после утверждения Устава избранными в октябре 2005 года депутатами. С тех пор прошло восемь полных лет деятельности городской администрации, а депутатов и главу избирали еще дважды.

Впервые отчет главы Дума Краснокамска заслушала 5 апреля 2010 года, спустя четыре с половиной года от начала деятельности нового муниципального образования. Мало что известно об этом отчете наверняка, в архиве Думы постановление № 193-п об отчете главы за подписью тогдашнего председателя В. В. Селезнева выглядит скромным и коротким:

«Заслушав отчет Главы Краснокамского городского поселения о результатах его деятельности и о результатах деятельности администрации Краснокамского городского поселения за 2009 год, Дума Краснокамского городского поселения ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Работу Главы Краснокамского городского поселения за 2009 год признать удовлетворительной.

2. Работу администрации Краснокамского городского поселения за 2009 год признать удовлетворительной».

И все. Никаких тебе параметров отчета — цифр, графиков, сравнений и таблиц, ни подробностей процесса обсуждения — вопросы, предложения, замечания. Нет даже, собственно говоря, самого отчета, как существующего на тот момент документа, который был бы в соответствии с законами делопроизводства приложен к Постановлению. И уж совсем нет никаких более ранних документов, свидетельствующих о том, что Думой были рассмотрены отчеты о деятельности городской администрации и ее начальника за 2005, 2006, 2007 и 2008 год. То есть весь свой первый «срок» глава города вел свою деятельность «безотчетно».

В действительности отчет главы о его деятельности и деятельности подконтрольной ему администрации, ее структурных подразделений, связанных с ними муниципальных предприятий и учреждений — дело очень серьезное. Особенно, если внимательно просчитать количество финансовых средств, поступивших от жителей города в бюджет и потраченных этими самыми чиновниками на свое существование. За 8 лет — около 1,5 миллиарда рублей.

Несмотря на это, еще два отчета — уже во втором созыве Думы — за 2010 год и 2011 год были приняты совершенно аналогичным образом.

За 2010 год отчет городской исполнительной власти рассматривался и вовсе 21 декабря 2011 года, то есть в конце года следующего за отчетным, когда все подробности и особенности хозяйствования городских чиновников вполне могли стереться из памяти даже самих «отчитантов». Может быть, поэтому в решении Думы речи об оценке деятельности главы скромно умолчали, впрочем, как собственно и о каком-либо отчете самого главы как документе. Приложений, в которых можно было бы увековечить результат годовой деятельности городской власти, опять же не было, а текст самого документа был и вовсе ни к чему не обязывающий. Полная цитата за подписью все того же председателя Думы В. В. Селезнева:

«Рассмотрев отчет администрации Краснокамского городского поселения за 2010 год, Дума Краснокамского городского поселения РЕШАЕТ:

Отчет администрации Краснокамского городского поселения за 2010 год, принять к сведению».

За 2011 год отчет был рассмотрен Думой 25 апреля 2012 года. И текст решения о рассмотрении отчета уже был более вдумчив и составлен со ссылками на законодательство. Однако и здесь самого текста отчета в архивах Думы вы не найдете.

Однако, уже через месяц администрацией города для рассмотрения Думой на очередное заседание представительного органа было внесено специальное Положение об отчете главы Краснокамска и было успешно принято Думой Краснокамска 30 апреля 2012 года.

Положение об отчете

Этот документ заслуживает особого к нему внимания. Во-первых, он был внесен в Думу по инициативе городской администрации. Во-вторых, утвержден без каких-либо существенных поправок со стороны депутатов Думы второго созыва. В-третьих, он абсолютно не содержит никаких критериев оценки деятельности главы и его администрации.

Как утверждается в этом документе, он «устанавливает порядок подготовки, представления и сроки рассмотрения отчета…, а также порядок принятия Думой решения по отчету».

Особо интересны термины в этом Положении. К примеру, что обычный житель видит в качестве «деятельности главы»? Поздравление на праздниках, присутствие на мероприятиях, совещаниях и заседаниях. Это раз. А что два? Наличие мэра в течение рабочего дня на рабочем месте за рабочим столом? Ну что-то вроде того. В документе указано:

«Деятельность главы города — конкретные действия (решения) главы города, направленные на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на него федеральными законами, законами Пермского края, Уставом Краснокамского городского поселения за отчетный период».

Именно в этом самом Положении говориться о том, что отчет должен быть «письменным» и содержать информацию:

«1) об итогах социально-экономического развития Краснокамского городского поселения за отчетный год;

2) об осуществлении администрацией поселения и главой города полномочий по решению вопросов местного значения;

3) об исполнении отдельных государственных полномочий, переданных администрации города федеральными законами и законами Пермского края;

4) о решении вопросов, поставленных Думой поселения перед главой города в отчетном периоде».

Установлен срок отчета — «не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом, представляет в Думу ежегодный отчет в письменном виде» — и его содержание (отчет руководителей структурных подразделений на заседаниях депутатских комиссий, отчет главы перед депутатами, ответы на вопросы по отчету главы).

В результате рассмотрения отчета главы города Дума принимает решение по отчету, в котором ставится оценка деятельности главы. Вариантов оценки в отличие от сферы образования всего два: «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Ну, или по-простому: «зачет» или «незачет».

При этом депутаты Думы могут высказать предложения в адрес главы и его администрации, подлежащие обязательному рассмотрению в установленные сроки.

Причем, если «деятельность главы города по результатам ежегодного отчета признана неудовлетворительной, то в решении Думы должны быть указаны причины принятия такого решения, включая пункт, обязывающий главу города принять меры по устранению недостатков и устанавливаются сроки рассмотрения Думой информации главы города о принимаемых мерах по улучшению его деятельности и деятельности администрации поселения».

Кстати, согласно Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неудовлетворительная оценка деятельности главы города по результатам его ежегодного отчета перед Думой, данная два раза подряд, влечет за собой его отставку.

«Зачет» или «незачет»?

Если у вас появились иллюзии относительно того, что вышеуказанное Положение об отчете каким-либо образом повлияло на результат рассмотрения отчетов главы или администрации, спешим вас разочаровать. Последний отчет, за 2012 год, который депутаты Думы второго созыва рассмотрели год назад, 24 апреля 2013 года, не содержал ни оценки деятельности городской исполнительной власти, ни предложений от депутатов, ни сроков исправления замечаний.

И опять же, в решении нет этого самого письменного отчета — ни в приложении, ни в официальных документах Думы Краснокамска.

Вас это удивляет? Нас нисколечко. Вполне в духе всех обычных действий городских чиновников. Сами внесли на рассмотрение Думы Положение, сами его не исполнили. Депутаты второго созыва, большинство из которых было подконтрольно по тем или иным причинам мэру, приняли отчет большинством голосов.

Вы ведь помните, что это было за время — апрель 2013 года? Самое начало общественных слушаний по процедуре ликвидации двоевластия в Краснокамске, инициированной депутатами Земского собрания. Не до отчета было ни депутатам городской Думы, ни самому главе. Они заботились об одном — быть переизбранными на следующий срок. Придумывали референдумы и отговорки, лишь бы сохранить существующее положение.

Да, кстати, не путайте красочный буклет с названием «Отчет главы», выпущенный в предвыборную кампанию мэра, пошедшего на «третий срок», с реальным отчетом. В буклете много чего есть интересного такого, что не имеет отношения к реальной деятельности главы. Как, впрочем, и сама деятельность градоначальника, порой, совсем к его обязанностям и полномочиям не имеет никакого отношения.

Новое время

С приходом в Думу третьего созыва независимых от мэра депутатов появилась, наконец-то, возможность получить адекватную оценку деятельности главы Краснокамска.

Во-первых, депутатами внесен на рассмотрение Думы новый проект Положения об отчете, в него вошли рекомендации по определению критериев оценки деятельности и главы и городской администрации. Рекомендации по введению критериев оценки были высказаны еще в конце 2012 года Законодательным собранием региона и были внесены в качестве поправок во многие документы представительных органов Прикамья. Но, к сожалению, Краснокамская городская администрация сделала вид, что не знает о таком документе. Кстати, как только чиновники узнали, что депутаты в апреле 2014 года настроены изменить документ об отчете градоначальника, сразу пожелали отчитаться именно в это же время, причем срочно и с особым рвением. Видимо считают, что в таком вот виде Положение об отчете главы располагает исключительно к «удовлетворительному» отношению депутатов.

Во-вторых, депутаты настроены задавать вопросы по деятельности всем городским чиновникам в 2013 году. Они уже формируют список из тех вопросов, которые задают им их избиратели.

Ну, и, в-третьих, если вы до конца прочитали эту статью, то предлагаем вам принять участие в формулировании вопросов для главы и администрации города.

Заседания думских комиссий, где будет рассмотрен отчет главы и администрации, состоятся 23, 24 и 25 апреля 2014 года. Именно до этого времени можно задать все вопросы, которые потом будут официально направлены главе после рассмотрения его отчета. Заседание Думы состоится 30 апреля 2014 года.

Любой житель Краснокамска может устно или письменно, по электронной почте или письмом, направить в адрес Думы Краснокамска (пер. Банковский, 4) или в адрес редакции газеты «Вечерний Краснокамск» (ул. Комарова, 5) вопросы главе по его деятельности в 2013 году. Также каждый житель города может задать свой вопрос через депутата, представляющего территорию его проживания (округ).

Вопросы в произвольной форме принимаются до 10 часов 25 апреля 2014 года — до начала заседания комиссии по социальным вопросам, которая будет в последнюю очередь рассматривать вопрос об отчете главы. В рамках приличия и закона могут быть рассмотрены и анонимные вопросы (на усмотрение депутатов и редакции), выраженные в корректной форме.

Если даже ваш вопрос или письмо поступят с опозданием, то согласно Устава и федерального закона о местном самоуправлении эти вопросы могут быть заданы в ходе отчета главы перед жителями Краснокамска. Такой формат отчета также обязателен для городских чиновников.

Ксения Собчакова