Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ОТ ОСИНКИ — НЕ АПЕЛЬСИНКИ
Спортивную площадку –
в каждый двор!
Раз словечко, два словечко…
 
 

Реклама

«РОЗОВЫЕ ОЧКИ — НЕ МОЙ СТИЛЬ!» («ВК» №18)

Депутат Земского Собрания Краснокамского района Ольга Колоколова — о новой муниципальной реформе, честности перед жителями и будущих выборах

То, о чём без малого полтора десятка лет мечтали краснокамцы, свершилось. Благодаря решениям Думы Краснокамского городского поселения, районного Земского Собрания, а также принятому краевым парламентом региональному закону уже официально создан Краснокамский городской округ. Новый муниципалитет создан на базе Краснокамского городского поселения. Осталось совсем немного времени до того момента, когда в него войдут Майское, Оверятское и Стряпунинское поселения, после чего объединительный процесс будет завершён. Как долго шёл к этому наш город? Какие варианты реформы предполагались? Какие плюсы и минусы принесёт краснокамцам жизнь в городском округе, где будет только один глава и один представительный орган? На эти и другие вопросы «ВК» отвечает Ольга Колоколова, депутат Земского Собрания Краснокамского района, председатель регионального отделения партии «Яблоко».

РЕФОРМАТОРСКИЙ ЗУД

—  Ольга Аркадьевна, губернатор Максим Решетников в феврале на инвестиционном форуме в Сочи заявил, что необходимо вернуться к одноуровневой системе местного самоуправления. Что при существующей системе сельские поселения просто проедают деньги на управленческих расходах и при этом ничего не решают. Вы тоже считаете, что поселенческий уровень власти лишний и реформа местного самоуправления образца 2003 года была ошибкой?

—  Я не губернатор и за весь Пермский край мне говорить сложно. Но с нашим городом это точно была ошибка. До, так называемой, «реформы Козака» Краснокамск имел статус «города с пригородом» и являлся единым муниципалитетом, где был один всенародно избранный глава и пятнадцать депутатов. Главы поселковых и сельских администраций просто назначались главой Краснокамска, а сами администрации не имели своих бюджетов, жили на сметах. Эта система была сбалансированной, привычной и всех устраивала.

Когда вступал в силу 131-й федеральный закон, который по фамилии разработчика окрестили «реформой Козака» и который подразумевал создание двухуровневой системы местного самоуправления, то нашей городской территории определили статус муниципального района и разделили на четыре муниципалитета-поселения. Именно тогда группа депутатов Краснокамской городской Думы, включая моего отца, обращались в Законодательное Собрание с инициативой сохранить единый муниципалитет. То есть просили определить нас в категорию городских округов. Но нас не захотели слушать, потому что все бежали впереди паровоза, стараясь встроиться в федеральный тренд, и не думали о последствиях.

—  И какие последствия получили?

—  Бюджет размазался, выросли управленческие расходы, связанные с появлением четырёх полноценных администраций и четырёх новых представительных органов, развитие поселений пошло неравномерно. Первые годы сильные поселения выживали за счёт сильных предприятий. Это Краснокамское городское поселение, где в 2004 году было ещё много промышленности, это Оверятское городское поселение, где был «Пермтрансжелезобетон», это Майское сельское поселение, где был свинокомплекс «Пермский». Однако со временем это могущество улетучилось из-за массового банкротства предприятий, из-за сложностей на градообразующих производствах. Исчезало самое главное — налогооблагаемая база. А управленческие расходы на зарплаты, на содержание администраций и аппарата только росли. Иные муниципалитеты стали проедать больше, чем зарабатывали. А такие обречены.

Если вспомнить декларации 15-летней давности, то одной из фишек реформы был кадровый вопрос. Предполагалось, что появление поселенческого уровня власти позволит выявить новых лидеров, новых управленцев «с земли». Сделать из них нормальную кадровую скамейку, резерв для обновления районного уровня власти. Но появление новых органов власти не дало прогнозируемого эффекта. Вместо новых глав и депутатов «с земли», мы получили нашествие варягов из Перми, которые не смогли реализовать свои политические амбиции в краевом центре. Поэтому звёздами нашей политики долгое время были пермяки — Юрий Чечёткин, Юрий Крестьянников, Сергей Миков, Дмитрий Теплов, Михаил Беляков и многие другие. При этом ярким примером порочности системы стала борьба главы района Крестьянникова с главой города Чечёткиным. Пермяк с пермяком не поделили Краснокамск.

Самой же существенной потерей реформы стал отказ от нытвенского варианта водоснабжения города. Ведь полномочия по водоснабжению ушли на уровень поселения. И хотя было совместное решение районного Земского собрания и городской Думы, что продолжаем строить нытвенский водовод, но глава городского поселения Юрий Чечёткин, мягко говоря, «забил» на это решение. И как настоящий пермяк сдал город Новогору. Вместо чистой артезианской воды из наших кранов льётся непонятно что.

ВТОРОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ

—  Но законодательство всё же позволяло преобразовать муниципальный район в городской округ. Что мешало это сделать через год-два после того, как реформаторский зуд сошёл на нет?

—  У нас уже на генетическом уровне заложено, что на всё нужно просить высочайшего соизволения, царской милости, разрешения сверху. Сегодня без «политической воли» ни одна реформа в стране не движется. Я ведь хорошо помню, как глава района Владислав Жуков хотел присоединить Краснокамск к Перми. Проведённый при хорошей выборке соцопрос показал, что 70 процентов опрошенных хотят того же самого. Потому что по факту наш город уже итак стал спальным районом краевого центра. И люди понимали, что если это произойдёт юридически, то они получат бонусы в виде снижения платы за проезд до Перми и обратно, в виде унификации отдельных тарифов и так далее. Но региональному руководству идея Владислава Дмитриевича показалась несвоевременной. И он сдался.

При губернаторе Викторе Басаргине тренд начал меняться. Муниципальным районам разрешили реформироваться, но под ответственность местных элит. Первыми преобразовались в городские округа Губаха и Лысьва. Нашему главе района Юрию Крестьянникову дали добро на «ленинградский вариант», когда сохраняются представительные органы всех поселений, бюджеты всех поселений, но администрация остаётся только одна — районная. То есть ставилась задача избавиться от двоевластия. И краснокамцы этот вариант поддержали: 95 процентов пришедших на общественные слушания проголосовали «за». Но в процесс вмешался глава Краснокамского городского поселения Юрий Чечёткин. Он отказался поддерживать этот вариант, пообещав организовать референдум для создания городского округа, совместив с выборами мэра и депутатов. Наобещал и, как водится, обманул. Избравшись мэром на третий срок, про референдум он больше не вспоминал. И даже накануне отставки в 2015 году всеми способами блокировал возможность рассмотрения вопроса об объединении, цеплялся до последнего.

—  Зато сейчас реформироваться ничего не мешает. Требования максимально облегчены. Референдум не нужен. Достаточно голосования представительных органов. Но, говорят, именно вы в конце прошлого года вдруг начали выступать против создания городского округа. Почему?

—  Это почему же?! Я всегда выступала за сокращение чиновников и за объединение! Ещё в 2012 году на майской демонстрации мы несли лозунг «Долой двоевластие!». Байку про то, что я против, сочинили мои политические оппоненты из числа руководителей района, отдельных депутатов районного и краевого уровней, чтобы дискредитировать меня в глазах краевой власти. На самом деле схема, по которой мы идём, меня вполне устраивает. Но «ленинградский вариант» был бы лучше. Потому что сохраняются представительные органы и бюджеты поселений. То есть именно поселенческие депутаты решали бы, на что потратить деньги в границах их посёлка или села. Поселенческие депутаты более ответственные, потому что они живут в территории и односельчане с них всегда могут спросить за принятые решения. И вот таких вот «местных» депутатов в новой окружной Думе не будет! Будут депутаты в основном из Краснокамска и Перми, имеющие соответствующие финансовые возможности. Уже сейчас порядка десятка пермских предпринимателей, никак не связанных с нашим районом, заявляют о своем желании участвовать в выборах в окружную Думу.

В сегодняшней схеме мне не нравится и то, что реформа стартовала с решения Краснокамской городской Думы о преобразовании городского поселения в округ. При этом никто не поинтересовался мнением районного Земского Собрания, мнением жителей Оверят, Майского и Стряпунят. То есть краснокамцы в одного решили судьбы всех поселений. Считаю, это было в корне не верным.

—  У вас же есть сторонники и в Земском Собрании, и в городской Думе. Почему не настояли на своём варианте?

—  Мы и так долго спорили про объединение. Сначала один губернатор не дал «добро», потом другой дал, но мэр был «против». Теперь вроде бы все согласны. Надо пробовать, пока опять кто-нибудь не передумал. А это возможно, потому что любая неразбериха и затягивание процесса на руку главе района Виктору Соколову. Если опять все зависнут на паузах, то он ещё четыре года просидит в удобном и высокооплачиваемом кресле. Но нам-то, краснокамцам, это зачем?! Пусть едет в Пермь и там работает, где хочет, не мучаясь поездками в Краснокамск и обратно.

Надо торопиться, пока губернатор Максим Решетников на нашей стороне. Если он, не дай Бог, уйдёт на повышение в Москву и нам пришлют какого-нибудь консервативного дедушку, то придётся начинать сначала. Второго шанса у нас может не быть. Именно по этим соображениям некоторые члены нашей команды, посовещавшись с сотрудниками администрации губернатора, предложили поддержать такой вариант реформы. И решение было принято. Даже когда наши политические оппоненты провоцировали нас на демарш снятием финансирования с детского спорта и досуга, отставкой спикера гордумы Галины Ушаковой и прочими раздражающими вещами, мы не отказались от своего решения.

ВЕРЮ ТОЛЬКО ЦИФРАМ

—  Идеологи новой муниципальной реформы утверждают, что она несёт только плюсы. Сокращение чиновников, снижение расходов. А про минусы вообще не говорится. Они есть?

—  Давайте, не будем про пропаганду. Я давно не смотрю на мир через розовые очки. Розовые очки — не мой стиль! Я же по образованию экономист и верю только цифрам. Минусы в этой реформе, безусловно, есть. Как и в любой другой — здравоохранения, образования и прочее. Минусы в том, что шаговая доступность власти уйдёт в прошлое, потому что из Стряпунят или Майского дойти пешком до Краснокамска далековато. Территориальные подразделения администрации округа, которые появятся вместо администрации поселений, не будут обладать той мерой полномочий и ответственности. Под сокращение подпадут обычные служащие поселенческих администраций. А учитывая безработицу на селе, это будет трагедией как для них самих, так и для их семей.

Теперь про деньги. Консолидированная налоговая база района с поселениями больше, чем будущая окружная. Это особенности налогообложения. Но об этом почему-то предпочитают молчать. Дальше — субсидии. Большинство краевых программ подразумевают 15-процентное софинансирование со стороны городских округов и 10-процентное со стороны муниципальных районов. То есть когда мы будем городским округом, то для участия в программах нам нужно будет добавлять на каждую программу, как минимум, ещё 5 процентов софинансирования из своего бюджета. Это особенности межбюджетных отношений. Если посчитать, сколько мы потеряем от преобразования в округ, то это в общей сложности порядка 60 миллионов в год. На одном из закрытых совещаний в крае эта цифра звучала.

С точки зрения прагматики меня этот вариант устраивает. Я ведь живу в городе, округ у меня в городе. И город совершенно точно от этой реформы выиграет. А если я и выражала критическое мнение по данной теме, то только ради сельских жителей и ради того, чтобы все «экономии» и «структуры» были обсуждены до начала реформы. Чтобы каждый чиновник знал свою судьбу, а каждый житель — плюсы и минусы реорганизации своего муниципального образования, последствия его ликвидации. Чтобы потом никто не говорил, что у них после реформы всё плохо, что они ничего не знали и что их обманули. Никто не обманывает. Главы поселений и депутаты с мест в курсе, что ждёт их населённые пункты. И, может быть, уже сейчас поселенческим властям стоит задуматься об открытии подразделений МФЦ во всех посёлках и крупных сёлах района. Возможность получения госуслуг недалеко от дома сгладит тот возможный негатив, когда полноценной власти на местах не останется.

—  Судя по вашим словам, наши поселения ожидает апокалипсис. Но уже приняты краевые законы, которые определили переходные периоды. Если даже Краснокамск по факту из-за реформы теряет 60 миллионов рублей, то это всё будет компенсироваться. Ни один новый муниципалитет ничего не потеряет. Это ведь так?

—  Пока так. Но в новых законах расплывчатые формулировки. Смысл там такой, что дореформенное финансирование округов там будет осуществляться до «выравнивания бюджетной обеспеченности». А это позволяет трактовать закон произвольно. Мы ведь понимаем, что эти законы для снятия напряжённости и для популяризации реформы. Если завтра с доходной частью начинаются проблемы, то эти компенсации первыми пойдут под нож. И никто про них не вспомнит. Именно поэтому я считаю, что наши депутаты краевого Законодательного Собрания Юрий Чечёткин и Игорь Малых проявили себя в этой теме абсолютно беспомощно. Нужно было вносить в законы поправки о фиксированных суммах дотаций и длительных фиксированных сроках переходного периода. К примеру, для Краснокамска — 60 миллионов рублей дополнительных дотаций на 10 лет. А наши депутаты вместо борьбы в интересах своих избирателей заняли соглашательскую позицию, поддержав самую ниочёмную редакцию закона и просто «сдав» своих избирателей.

Хотя, давайте, скажем прямо: потери бюджета нового городского округа от всех этих преобразований будут значительно больше. Их не перекрыть даже краевыми компенсациями. Потому что кроме прямых потерь из-за особенностей налогообложения и межбюджетных отношений, будут и другие потери. Это около 70 миллионов рублей долговых обязательств поселений, которые перейдут на округ. Это около 50 миллионов рублей на компенсации уволенным и сокращённым, на регистрационные действия по переименованию органов местного самоуправления. Осознание этого портит эйфорию от объединения. Бюджет будущего года будет, мягко говоря, плохой.

ЗАКРОЕМ ВСЕ ОКРУГА

—  Краснокамский городской округ по факту создан ещё в марте, после принятия краевым Законодательным Собранием соответствующего закона. Остались последние процедуры, связанные с вхождением поселений в новый округ. Когда перестанет существовать Краснокамский муниципальный район?

—  Да, округ создан. До конца июня пройдут все процедуры, будет утверждена новая нарезка округов, их будет 20, и объявлены выборы в новый представительный орган — Думу Краснокамского городского округа. После сентябрьских выборов и появления окружной Думы прекратят свое существование все предыдущие представительные органы. Будет объявлен конкурс на нового главу. Его будет отбирать комиссия, состоящая в соотношении 50 на 50 из делегатов от губернатора и от городской Думы. После избрания главы на основе городской администрации будет создана окружная. А все остальные поселенческие администрации и администрация района прекратят своё существование до конца 2018 года. При досрочном прекращении полномочий «золотые парашюты» ждут главу района Виктора Соколова и председателя районного Земского Собрания Григория Новикова. Они потом будут ещё год сидеть на своей 80-тысячной зарплате за просто так. А с 1 января 2019 года уже полноценно будут работать одна дума и одна администрация — Краснокамского городского округа.

—  Вы будете баллотироваться в новую Думу? Поведёте свою команду? Будете как-то влиять на избрание нового главы?

—  Если я скажу, что ничего не буду делать и уеду на постоянное место жительства в деревню, вы же всё равно не поверите. И правильно сделаете. Сейчас мы как раз начинаем формировать команду и подбираем молодых инициативных людей. На меня уже выходят некоторые лидеры других команд с предложением разделить округа, чтобы никто никому не мешал. Чтобы каждый такой лидер провёл по 4 ‑5 депутатов и имел своё представительство в новой думе. Я в такие договорённости не верю и вообще считаю их обманом избирателей. Наша команда закроет кандидатами все 20 округов. В команде будут только краснокамцы. Сама я, разумеется, тоже будут участвовать. Про главу говорить пока рано. Но если я буду иметь влияние на это процесс, то буду продвигать только главу-краснокамца. От варягов толку нет. Уже убеждались не раз. Придут варяги — бюджет и ресурсы опять уйдут в Пермь. Выберем своих — деньги останутся здесь, будут работать на территорию и на нас.

Интервью подготовила Ольга Девятовских