Объявления

Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ
ОТБОР
Оперативные ответы в «Дежурный»

«Только без обид!..»

Реклама

НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР («ВК» №22)

Краснокамск рискует остаться без автобусного сообщения с краевым центром

Нынешняя неделя может стать последней, когда краснокамцы могут за относительно умеренную плату скататься в Пермь и обратно. Ведь благодаря интригам в стане автобусных перевозчиков, где районная власть лоббирует интересы одной конкретной группы, уже с понедельника должен быть закрыт маршрут №  206. Схожая участь в скором времени ожидает маршрут №  146, судьба которого сегодня решается в судах. Но если кто-то думает, что эти закрытые маршруты легко компенсируются увеличением подвижного состава на других пермских маршрутах и тысячи краснокамцев не почувствуют никаких изменений, тот сильно ошибается. Потому что следом могут приказать долго жить маршруты №  107 и №  150, так как у перевозчиков просто не будет транспорта для их обслуживания. Ведь те 23 автобуса марки НЕФАЗ, которые работают на данных направлениях и числятся за ООО «Краснокамские автобусы», были, похоже, украдены у фирмы, учреждённой на далёких Каймановых островах. И генеральный директор этой фирмы уже обратился в ГУВД Пермского края с просьбой найти и вернуть транспорт, а виновных привлечь к уголовной ответственности.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ЛОКТЯМИ

Со времени исчезновения электрички «Пермь-Краснокамск», а когда-то это был самый дешёвый, весёлый и доступный транспорт, любимым средством передвижения краснокамцев в региональную столицу был автобус №  107. Почти каждый знал его расписание наизусть: и студенты, и влюблённые, и работяги, и даже руководители города. Именно там, на автовокзале, студенчество и молодые специалисты учились работать локтями, штурмуя подходящий автобус и стремясь в первых рядах попасть в салон, чтобы занять служебные места. Именно там, расталкивая бабулек в желании плюхнуться на место у тёплой батареи, формировали свои характеры краснокамские политики Юрий Чечёткин, Игорь Малых, Олег Радостев… Но были и те, кто не лез. В политике таких, увы, мало.

С капитализмом естественный отбор пришёл и в пассажирские перевозки. Многолетняя монополия Краснокамского АТП с его бессменным руководителем Владимиром Мейтесом кончилась. Все государственные унитарные предприятия, включая АТП, развалились. В результате на этой поляне появились различные частные фирмы как вышедшие из старой советской системы, так и абсолютно новые. В Краснокамске в этом смысле выделилась группа всё того же Владимира Мейтеса, которая являлась правопреемником АТП. Эта группа сохранила доперестроечное отношение к работе. У неё были своя ремонтная база, ремонтные рабочие, медицинский кабинет, диспетчерская, спецтехника, контролеры и многое другое. У их конкурентов изначально не было ничего, за исключением наглости и желания любой ценной отжать кусок рынка.

Но усилий «группы Мейтеса», которая упаковалась немецкими автобусами, для удержания былого могущества не хватило. Мобильность населения повысилась, маршрутов стало много и на них работали все, кому не лень. На этом подъёме выросла другая группа перевозчиков — бывшего сотрудника ГИБДД Олега Атаманова (директор ООО «Уралавто»), в которую также вошли его компаньоны Роман Левченко (ООО ТК Автодан Плюс») и Анатолий Рыбин (ООО «Краснокамские автобусы» и ООО ТК «Автодан»). И если оценивать сегодняшние возможности этих двух конкурирующих организаций, то маршруты поделены приблизительно поровну. Что касается парка, то у «группы Мейтеса» сегодня на линии 18 немецких автобусов типа Мерседес, а у «группы Атаманова» — 23 городских газовых автобуса «НЕФАЗ» и с десяток микроавтобусов.

САМЫЙ РАСТУЩИЙ БИЗНЕС

Минувшие полтора десятка лет серьёзно отразились на судьбе города. Учитывая, что территорией правили одни варяги, никто не был всерьёз заинтересован ни в сохранении промышленности, ни в развитии здорового и культурного досуга. Предприятия банкротились и умирали, оставляя сотни и тысячи людей без средств к существованию. А из больших развлекательных учреждений до последнего держалась «Родина», но мэр Юрий Чечёткин продал её за бесценок под очередной магазин, лишив город последнего культового кинотеатра. Поскольку горожанам надо было как-то выживать, то они дружно ринулись в Пермь. В будни — на учёбу и на заработки, а в выходные — в театры и кино.

И это нонсенс, что самым быстро растущим и стабильным бизнесом в Краснокамске в XXI веке стали пассажирские перевозки на маршруте Краснокамск-Пермь. Эксперты подсчитали, что за эти годы они выросли почти в тридцать раз. Ведь каждое утро около пяти тысяч краснокамцев выезжает в Пермь на работу, а вечером — возвращается обратно. И этот бизнес, даже без учёта такси и попутных перевозок, даёт миллиардные обороты. По логике рынка должно было хватить всем действующим перевозчикам. Тем более что с 2015 года краевое министерство транспорта составило реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, фактически закрыв доступ новичков в отрасль.

Какое-то время рынка хватало. «Группа Мейтеса» обслуживала маршруты №  107, 206, 146, 529, а «группа Атаманова» — маршруты №  107 и 150. Но периодически в отрасли возникали проблемы и скандалы. То травили в СМИ компании Владимира Мейтеса, что он возит пассажиров на всяком немецком хламе, которому место только в металлоломе. И что вроде как его давно пора отстранить от перевозок, пока не закупит новый парк. То появлялась информация, что у «группы Атаманова» нет ни одного своего автобуса и весь их бизнес — это бизнес одного пермского криминального авторитета. Подтверждением чему служил мартовский случай, когда неизвестные обстреляли из пневматического пистолета автобусы их конкурента.

Можно вспомнить и громкую аварию с автобусом У 902 ХС 36 RUS, который на тот момент выдавал пассажирам билеты от имени ООО «Краснокамские автобусы» и ездил с аншлагом маршрута №  160, исключенного из реестра. Остаётся только поаплодировать Олегу Атаманову вместе с Анатолием Рыбиным, как они лихо выпрыгнули сухими из проруби. Ведь правоохранительные органы закрыли глаза на нелегальность того маршрута, а страховая компания даже выдала всем пострадавшим денежные компенсации. И только потом страховщики выяснили, что страховка была оформлена на совсем другого перевозчика, поэтому попытается вернуть деньги обратно, считая эти выплаты неправомерными.

ПОД УГРОЗОЙ ЗАКРЫТИЯ

История умалчивает, кто первый начал войну между перевозчиками. Но это уже неважно. Хорошо бы, если бы эта борьба шла в формате естественного отбора, когда на рынке выживает сильнейший. Тот, кто может дать пассажиру лучшие автобусы, лучший сервис и лучшую цену. Но пока она идёт в формате Дарвинизма, когда выживает самый приспосабливаемый. Тот, кто знает входы и выходы в министерские кабинеты, тот, кто умеет интриганить и мошенничать, тот, кто умеет наживаться и паразитировать на чужих неприятностях.

Вот и в нашем случае усилиями «группы Атаманова» у Владимира Мейтеса и его партнёров появились проблемы. Благодаря жалобам отдельных товарищей в краевое министерство транспорта, что маршрут №  206 якобы не существовал до создания реестра межмуниципальных маршрутов, было принято решение его закрыть. Оно было принято ещё 5 декабря прошлого года. И более тысячи краснокамцев, которым этот маршрут удобен и нужен, написали возмущённое письмо краевому министру транспорта Николаю Уханову и главе района Виктору Соколову. В нём они просили сохранить маршрут №  206, а также разобраться с маршрутом №  150, который должен ходить до Конец-Бора, но почему-то ходит только до МЖК. Плюс жители попросили дать оценку тому факту, что зимой в автобусах ТК «Автодан», которая обслуживает 150-й маршрут, холоднее, чем на улице.

Параллельно недоброжелатели организовали для «группы Мейтеса» ещё одно испытание. Якобы на маршруте №  146 дважды нарушалась схема маршрута, в результате чего был составлен протокол об административном нарушении и министерство транспорта вышло в суд, чтобы добиться исключения маршрута из реестра. Но перевозчик оспорил протоколы и министерство с треском проиграло суд первой инстанции. Маршрут пока работает, но недруги не успокаиваются. Потому что менее чем через неделю, то есть 6 июня, будет рассматриваться апелляционная жалоба краевого министерства транспорта. И не исключено, что благодаря административному давлению суд может встать на сторону министерства и закрыть очередной маршрут.

ТОКСИЧНЫЕ ПАРТНЁРЫ

В краевом министерстве транспорта не сильно в курсе, что происходит на рынке пассажирских перевозок в Краснокамске и кто все эти люди, подписывающие письма и требующие разобраться с какими-то маршрутами. Наверняка их всех считают городскими сумасшедшими. Там больше верят главе Краснокамского района Виктору Соколову. Поэтому когда Виктор Валентинович откровенно лоббирует интересы «группы Атаманова» и предлагает им забрать вообще все маршруты, послав Владимира Мейтеса по известному адресу — обслуживать отдаленные микрорайоны, то это как бы официальная позиция. На каком интересе она держится, остаётся только догадываться. Особенно с учётом того, что Виктор Соколов совсем недавно назначил жену Олега Атаманова директором Центра творчества юных.

Никто не говорит, что Владимир Мейтес святой, что с него надо сдувать пылинки и отдать ему всю маршрутную сеть с дармовыми автобусами в придачу. Но его автобусный парк из старых Мерседесов, прошедших капремонт с заменой двигателей,— это всё-таки более приспособленный транспорт для межмуниципальных перевозок, нежели НЕФАЗы на газовом топливе. Давайте, скажем прямо, что зимой люди в этих автобусах замерзают, потому что в них холоднее, чем на улице. И в народе из-за жёсткости и отсутствия минимального комфорта их уже давно окрестили «бешеными табуретками», ездить в которых небезопасно. А если разобраться с тем, откуда взялись эти НЕФАЗы, кому они принадлежат и кто их ищет, то, возможно, вопросы уже возникнут к самому главе района Виктору Соколову. В связи с неумением выбирать партнёров.

Если Виктор Валентинович не знает, то мы ему расскажем, что его новые друзья-перевозчики имеют в собственности очень скромный автопарк, если не сказать хуже. Весь бизнес «группы Атаманова» сомнительный, а сами они являются, как нынче модно говорить, «токсичными» партнёрами. Потому что ещё в июне прошлого года на ООО «Краснокамские автобусы» была оформлена аренда на 23 новеньких автобуса фирмы НЕФАЗ. Собственником этого транспорта является ООО «Чистая энергия», учредители которой живут сладкой жизнью на Каймановых островах, по-видимому, от доходов с российской ренты. Но жить на доходы с краснокамских перевозчиков у них пока не получается. Об этом в курсе в пермском полицейском главке. А вот глава района, увы, пребывает в неведении.

АВТОБУСЫ ОБЪЯВЛЕНЫ В РОЗЫСК

Как краснокамские перевозчики умудрились выйти на оффшорную фирму и раскрутить её на автобусы — доподлинно неизвестно. Известно лишь, что в июне прошлого года директор ООО «Краснокамские автобусы» Анатолий Рыбин и директор ООО «Чистая энергия» Евгений Ройтман заключили в Москве договор, по которому краснокамский перевозчик получил в аренду 23 новых автобуса НЕФАЗ общей стоимостью 52 миллиона 726 тысяч 754 рубля 57 копеек. Арендатор обязался своевременно перечислять деньги арендодателю, но рента, по всей видимости, так и не потекла ни молочными реками, ни кисельными берегами, ни икорными лугами, ни сырными полями. Арендодатель в течение полугодия дважды переделывал договор, а в январе текущего года и вовсе его расторг в одностороннем порядке и потребовал вернуть автобусы. Краснокамские перевозчики выразили готовность сделать это после 20 апреля.

Но у «группы Атаманова» бизнес как раз пошёл в гору. Им осталось совсем немного, чтобы дожать Мейтеса. Видимо, именно поэтому про богатых бездельников с Каймановых островов краснокамские мужики забыли, на звонки арендодателя отвечать перестали и продолжили войну за маршрут Краснокамск-Пермь. И Евгению Ройтману ничего не оставалось, как обратиться с официальным заявлением в адрес начальника ГУВД Пермского края Виктора Кошелева с просьбой найти украденные автобусы и привлечь виновных к уголовной ответственности. И пусть краснокамским перевозчикам пока повезло, потому что в этот период генерал-лейтенант полиции сдавал свой пост в связи с выходом на заслуженный отдых и ему было точно не до них, но теперь там всё устоялось. И мы понимаем, что возвращение имущества может состояться в любой день, благо стражам порядка надо просто выехать на трассу Краснокамск-Пермь и тормозить там все НЕФАЗы подряд. Искомое быстро найдётся.

Однако всё может плохо кончиться. И не столько для Олега Атаманова или Анатолия Рыбина, сколько для всех горожан. Потому что глава района Виктор Соколов совместно со своими любимыми перевозчиками наносит серьёзный урон предприятию Владимира Мейтеса. И если он потеряет два или больше пермских маршрута, то кто их будет обслуживать? Про бизнес «группы Атаманова» мы в свете открывшихся обстоятельств вообще молчим. Возможно, его скоро не будет, потому что автобусы будут изъяты в пользу собственника. И если за главу района Виктора Соколова и его многочисленную свиту из пермских варягов, которые сегодня кормятся на краснокамской земле, можно не переживать — у них для поездок из Перми есть служебный транспорт, то как быть простым краснокамцам? Тем, кто вынужден работать в краевом центре, не имея возможности трудоустроиться в родном городе? Ездить на работу в Пермь на велосипеде? Заказывать такси, отдавая за него половину зарплаты? Или взять в аренду НЕФАЗ, обратившись к Евгению Ройтману на Каймановы острова?

Вера Правдина