Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

МЫ РОЖАЕМ ДЕТЕЙ НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ! («ВК» №36)

Интервью начальника управления системой образования Краснокамска Марины Перминовой о проблемах отрасли

Нынешний День знаний выпал на выходной день. Поэтому официально новый учебный год стартовал второго сентября, в понедельник. На первый взгляд школьные линейки и первые звонки касались только учеников, их родителей и учителей, но горожане в преддверии нового учебного года всегда интересуются образовательной проблематикой. Да и не только в преддверии 1 ‑го сентября. Ведь в прошлом учебном году город сотрясали скандалы, связанные с объединением школ. Продолжалось расследование гибели ученицы школы №  3, где появился новый обвиняемый — заместитель директора школы по воспитательной работе Елена Погоржальская. Новый учебный год, вероятно, тоже будет непростой. Обо всём этом — в беседе журналиста «ВК» с начальником управления системой образования Краснокамска Мариной Перминовой.

У НАС ХОРОШО С МАТЕМАТИКОЙ

—  Марина Юрьевна, начало учебного года начинается с подведения итогов прошлого учебного года. Каким он был? Что получилось и чего не удалось достичь?

—  Год был непростой для всех. Наверное, эту фразу я произношу каждый год, потому что система образования развивается. Мы постоянно реализуем что-то новое, внедряем какие-то новые проекты, стараемся разнообразить учебный процесс и повысить успешность в сдаче государственной итоговой аттестации. Поэтому для педагогических коллективов каждый год — это напряженная работа. А наиболее объективная оценка деятельности образовательных учреждений — результаты Единого Государственного Экзамена. Он проводился с некоторыми новшествами. К примеру, в прошлые годы мы отвозили детей для сдачи устной части иностранного языка в Пермь, а в этом году впервые сдавали дома, в Краснокамске. Если обратиться к общим цифрам, то в этом году в ЕГЭ участвовали 247 детей. 245 — успешно сдали экзамен и получили аттестаты. Двое пойдут на сентябрьский период, будут сдавать базовую часть математики. Очень надеюсь, что справятся и так же получат аттестаты.

Теперь о поводах для гордости. У нас 15 медалистов из разных образовательных учреждений. В этом году заработать медаль было сложнее, потому что введены новые требования: претенденты должны были набрать не менее 70 баллов на ЕГЭ по обязательным дисциплинам — по русскому языку и по математике. Ещё одна хорошая цифра — у нас три стобальника по русскому языку. Двое из школы №  8, где они занимались у педагога Людмилы Ивановны Батраковой. Один из школы №  10, обучался у Нины Николаевны Гребёнкиной. Огромная благодарность этим педагогам, потому что они не первый год демонстрируют такие результаты. Ещё хочу отметить всех учителей математики, которые работали с выпускными классами. Профильную математику ребята сдали хорошо, увеличив средний балл, по сравнению с прошлым годом, на 6,5 баллов. Результаты по профильной математике у нас выше краевых. В целом лидерами по сдаче ЕГЭ у нас стали школа №  8, Майская школа и школа №  1.

Есть проблемы, над которыми нам предстоит работать. У нас хорошо только с математикой! Средние баллы ЕГЭ по всем остальным предметам — как по обязательным, так и по выбору — ниже среднекраевых показателей. Да, в каждой школе есть отдельные учителя и отдельные ученики, которые достигают высоких результатов. Наша задача создать систему, которая бы позволяла получить высокие качественные знания большинству детей. В том числе именно это мы и пытаемся делать, начав объединение образовательных учреждений. Чтобы лучшие педагоги и лучшие учительские практики получили более широкое распространение.

ДОЖДЬ МЕШАЛ РЕМОНТАМ

—  Нынче на краевом уровне всё лето шёл мониторинг состояния материальной базы системы образования. Большинство муниципалитетов ещё в середине августа отрапортовали краевому правительству и минобру о завершении ремонтных работ в учреждениях образования, о готовности школ, детских садов к новому учебному году. В нашем городе всё хорошо? Никому не продлили каникулы из-за неготовности школ?

—  Мы с руководителями школ и детских садов всё лето провели на объектах. К сожалению, погода подвела, потому что было запланировано много внешних работ, связанных с ремонтом крыш, цоколей, отмосток, установкой заборов. В дождь это делать нельзя. Поэтому часть учреждений не успели уложиться в обозначенный срок — до 15 августа. Но к 1 сентября практически все работы в школах и детских садах были завершены. Я выражаю огромную признательность руководителям образовательных учреждений за подготовку школ и детских садов к новому учебному году. Единственный момент: два детских сада — №  41 и №  46 — войдут в учебный год чуть позже. В ходе ремонтных работ были выявлены некоторые проблемы. Сегодня специалисты занимаются их решением. И очень ждём новый детский сад. Мы так надеялись, что его сдадут к 1 сентября. Но, увы, строительные работы ещё не завершены. И проблема с предоставлением мест дошкольникам в округе остаётся.

Что касается школьников, то каникулы никому продлевать не понадобилось. В этом году у нас опять много первоклассников, что очень радует. В этом году сели за парты 1056 первоклассников. Десятиклассников на данный момент, а это те, кто нацелились на 10 ‑11 классы и последующее поступление в вузы,— 208 человек. Но это не окончательные данные, поскольку могут быть переезды, кто-то переходит из одного образовательного учреждения в другое, а кто-то из ребят захочет вернуться в родную школу. Подведём итог к концу сентября. Кроме того, в каждом образовательном учреждении ребят ждут новшества. К примеру, в школе №  6 в рамках уроков физкультуры начинают преподаваться элементы самбо, в школе №  5 открыт первый кадетский класс, в школе №  10 в начальных классах вводится обязательная дисциплина «шахматы», в Майской школе создаются агроклассы, в школе №  3 с февраля будут формироваться гимназические классы. Родителям расскажут об особенностях образовательного процесса на первых родительских собраниях.

—  Последние полгода город сотрясали скандалы, связанные с объединением школ. Были митинги, перекрытие улицы Калинина, собрания родителей с вашим участием и даже приём родителей главой городского округа. Тема стихла? Или вопросы по-прежнему остались?

—  На все обращения родителей нами даны официальные ответы. По жалобам проводились проверки наших действий со стороны краевой и городской прокуратур. Мы не превысили своих полномочий. Нарушений по процедуре реорганизации не выявлено. Это официальный вердикт. В то же время я понимаю, что объединительный процесс сложен. И некоторым руководителям учреждений его трудно принять. Ничем не могу утешить. Все плановые мероприятия по реорганизации будут проведены до конца этого года.

ЭТИ ФИЛЬТРЫ НЕ СРАБОТАЛИ

—  Прошлый учебный год был вообще очень тяжёлым для краснокамского учительства в эмоциональном плане. Шло следствие по случаю гибели ученицы 3-й школы. И сегодня основной обвиняемой может стать даже не мать этой девочки, которая её морила голодом, а заместитель директора школы по воспитательной работе Елена Погоржальская. Как быть с этим? Кто всё-таки отвечает за ученика? Семья или школа?

—  Пользуясь, случаем, хотела бы обратиться ко всем родителям. Для кого мы рожаем детей? Не для государства, не для школы, не для детского сада. Мы рожаем детей для себя! Каждый из нас, как родитель, несёт ответственность за безопасность своего ребенка дома, за его образование, за его воспитание. Школа несет ответственность за безопасность детей на территории образовательного учреждения, во время образовательного процесса, во время воспитательных мероприятий. У школы есть и дополнительная ответственность: если педагоги узнали о проблеме ребёнка в семье, то обязаны сообщить эту информацию в соответствующие органы. Это может быть комиссия по делам несовершеннолетних, полиция, больница, опека и иные структуры. У нас достаточно институтов, чтобы в трудный момент или при чрезвычайной ситуации поддержать ребенка и сохранить ему жизнь.

По школе №  3, на мой взгляд, очень неоднозначная ситуация. Елену Викторовну Погоржальскую я знаю лично много лет. Это один из самых лучших заместителей директоров школ по воспитательной работе, ответственный и любящий детей педагог. Она сама полтора года назад инициировала эксперимент по выявлению скрытых проблем у детей. Во взаимодействии с краевой некоммерческой организацией «Вектор» в апреле прошлого года было проведено психологическое тестирование всех учащихся школы №  3, а это больше 1000 человек. Выявленные проблемы были отданы в работу классным руководителям. Под руководством Е.  В. Погоржальской в школе №  3 была апробирована так называемая «педагогическая карта наблюдений», которая была призвана выявлять на раннем этапе вопросы семейного неблагополучия. Сегодня, кстати, этот опыт растиражирован на весь Пермский край. Я не понимаю, по какой причине эти фильтры не сработали. Но уверена, что если бы Елена Викторовна узнала, что ребёнку грозит опасность, то никогда бы его не оставила. Я отношусь к ней с огромным уважением и не допускаю, что её можно обвинить в таком преступлении. Очень надеюсь, что суд её оправдает.

Пусть этот жуткий случай с гибелью ребёнка станет уроком для всех нас — и для учителей, и для родителей. Давайте будем любить детей, заботиться о них и помнить о своей ответственности за подрастающее поколение.

У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ ВЫБОР

—  Благодаря развивающейся дорожной инфраструктуре, у краснокамцев сегодня есть возможность учить детей в пермских школах. Много ли таких семей?

—  Откровенно говоря, мы не ведем такой учет. Если у родителей есть возможность обучать своего ребенка в Перми, Москве, Лондоне или Нью-Йорке — пожалуйста, закон это разрешает. В данном случае наша задача — моя, руководителей образовательных учреждений — обеспечить качественное образование на территории Краснокамского городского округа для каждого ребёнка не зависимо от дохода семьи. Чтобы ребёнок, имея соответствующие способности и старание, мог после окончания краснокамской школы претендовать на бюджетное место в университете, институте или колледже. И для нас актуальны вопросы не столько учёбы краснокамских детей в пермских школах, сколько родительский ажиотаж в желании устроить своих детей-первоклассников в ту или иную краснокамскую школу. Традиционное столпотворение в школах №  3 и №  8. Часть родителей с удовольствием отводит детей в школу по месту жительства. Пусть эта школа и не имеет громких титулов, но ребенку комфортно в ней. И это нормально. Когда школа рядом с домом, то многие вопросы безопасности снимаются.

—  Ещё один нюанс последних лет — возможность перевести своего ребёнка на домашнее образование. Много ли таких семей, которые учат детей самостоятельно, а школа для них — только как мониторинг знаний?

—  Да, в последнее время это направление востребовано и развивается. Оно называется семейное обучение и таких детей у нас 39. Выглядит это так. Если родители могут организовать обучение в семье, имея соответствующее образование или привлекая родственников-педагогов,знакомых-педагогов, то они уведомляют управление системой образования о желании перейти на семейное обучение. Мы их прикрепляем к одной из школ и всё. Другое дело, что школа регулярно проводит срезы знаний для тех, кто находится на семейном обучении. И если по результатам этих срезов будет установлено, что ребёнок дома плохо усваивает учебный материал, что семейный педагог не может обеспечить качественное образование такому ученику, то ученик возвращается в школу. В целом, это хорошо, когда у родителей есть право выбора — учить ребёнка в семье или в школе. Но замечу, что на семейном обучении у нас находятся преимущественно учащиеся начальной школы. В основной и средней школах это делать сложнее, потому что нужны учителя-предметники. Плюс накладываются вопросы социализации, психологической адаптации детей в коллективе, обществе.

—  Новый учебный год начался. Какие напутствия ученикам, учителям, родителям?

—  Пусть дети с желанием идут в школу, педагоги с любовью их встречают, а родители всегда поддерживают образовательные учреждения во всех их начинаниях. Потому что только в этой связке — дети-родители-педколлективы — мы сможем дать достойное образование нашим детям. Не только обучить их тем или иным наукам, но и воспитать из них добрых, хороших, успешных людей.

Интервью подготовила Ольга Девятовских