Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

НЕВЕСЁЛЫЕ ГОРКИ
События и люди Краснокамска 
Почему? Почему? Почему?

Реклама

ОТ БАЛЛАСТА НАДО ИЗБАВЛЯТЬСЯ! («ВК» №15)

Главный по земле и имуществу Равиль Петров — о себе, о судьбе муниципальных активов и дефиците ликвидных участков для многодетных

Весенняя политическая повестка почти полностью была сформирована Думой городского округа. Около двух недель депутаты обсуждали вопросы, связанные с корректировкой прогнозного плана приватизации муниципального имущества, с возможностью выделять многодетным семьям вместо бесплатных земельных участков денежную компенсацию. Посвящённые этим темам репортажи телекомпании «Краснокамск-ТВ» уже не только вышли в эфир, но даже спровоцировали телефонные звонки и письма. Зачем продавать аптеку и гостиницу? Кто будет кормить наших школьников, если не станет «Весты»? Каков объём компенсации для многодетной семьи, если она откажется от земельного участка? Эти и другие вопросы мы переадресовали Р.  Р. Петрову, председателю комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа.

РАДИ НОВОГО ОБЛИКА

—  Равиль Рашитович, вы стали первым, кого Игорь Быкариз пригласил в администрацию округа после своего избрания главой. Причем, сразу на знаковую должность ответственного за муниципальное имущество и землю. Вы уже больше двух лет работаете в Краснокамске, но так и остаётесь непубличным человеком. Откуда вы?

—  Родился и вырос в Перми. Окончил Пермскую сельхозакадемию, учился на факультете городского кадастра. До 2019 года трудился в департаменте земельных отношений администрации города Перми.

—  Глава Игорь Быкариз известен своим подходом нанимать людей в команду под конкретные задачи. Вам при трудоустройстве были поставлены такие задачи? Вас законтрактовали под какой-то результат?

—  Мы с Игорем Яковлевичем встретились в конце 2018 года, когда он только-только был избран главой Краснокамского городского округа. Он мне предложил войти в команду и поучаствовать в создании нового облика территории. Я согласился. Каких-то конкретных или цифровых задач не ставилось. Основными требованиями были названы честность и добросовестность при исполнении должностных обязанностей. Эти требования актуальны и сегодня. Мною они исполняются.

—  Вы уже хорошо познакомились с Краснокамском и краснокамцами. Нравится ли вам город?

—  За прошедшие два года я лучше узнал город, неоднократно бывал в отдаленных территориях. В Краснокамском городском округе много красивых мест. Знаю, что здесь живут талантливые и интересные люди, неравнодушные к судьбе Краснокамска. Сейчас, на мой взгляд, город стал преображаться. В последнее время ведется большая работа по благоустройству парков, детских площадок, отремонтировано большое количество дорог. В целом хочу охарактеризовать город, как комфортный и благоприятный для проживания.

—  Вернемся к вашей работе. Сейчас превалирует подход, что муниципальное имущество нужно исключительно для исполнения полномочий. То имущество, которое на этом не завязано, надо продавать, избавляться. Вы с этим согласны?

—  В общем и целом — да. Если обратиться к законодательству, то в муниципальной собственности может быть только то имущество, которое необходимо для реализации полномочий органов местного самоуправления. Иное имущество казны является избыточным и подлежит либо перепрофилированию, либо отчуждению из муниципальной собственности путем приватизации (продажи).

Понятно, что в связи с преобразованием района и поселений в городской округ много зданий и помещений вошло в казну округа. В структуре Реестра муниципальной собственности появились неиспользуемые объекты недвижимости. Большая часть таких объектов — это здания и помещения, требующие ремонта. Они не используются для реализации полномочий Краснокамского городского округа, не востребованы хозяйствующими субъектами, не пригодны для коммерческого использования или сдачи в аренду. Но при этом казна несёт расходы по их содержанию — охрана, отопление, электроэнергия, налоги.

Согласитесь, что содержание неиспользуемого имущества — это неэффективно. От балласта надо избавляться! С этой целью администрация округа ежегодно верстает и утверждает на Думе Прогнозный план приватизации муниципального имущества. На сегодняшний день в него включено девять объектов, ожидаемый доход от их реализации — 13 миллионов 217,2 тысячи рублей.

ПУСТЬ БИЗНЕСОМ ЗАНИМАЕТСЯ БИЗНЕС

—  На прошлом заседании Думы администрация инициировала изменения в прогнозный план приватизации. Предложено преобразовать МУП «Центральная городская аптека» в общество с ограниченной ответственностью. Понятно, что это своего рода предпродажная подготовка и впоследствии предприятие будет продано. Есть ли опасения, что горожане лишатся возможности приобретать какие-то лекарственные препараты или микстуры, продажа и производство которых частному фармацевтическому бизнесу будет невыгодна?

—  На сегодняшний день рынок фармации довольно обширный, и нашей аптеке, нашему предприятию конкурировать с крупными сетями крайне сложно. Однако МУП «Центральная городская аптека» не является убыточным. Если впоследствии предприятие всё же будет продано, то риски в лекарственном обеспечении горожан, на наш взгляд, минимальные и конечный потребитель вряд ли ощутит на себе какие-то изменения, какой-либо дефицит лекарств.

Но я бы хотел пояснить, что речь о продаже аптеки не идёт. Мы предложили, а Дума поддержала изменение организационно-правовой формы предприятия с муниципального унитарного предприятия на общество с ограниченной ответственностью. Это связано исключительно с изменениями в законодательстве. Дело в том, что федеральный законодатель ещё в 2019 году внёс ряд изменений в законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции», которые запрещают деятельность ГУПов и МУПов с 1 января 2025 года. И нам необходимо в этот срок реорганизовать или ликвидировать эти предприятия.

Под действие данных новшеств в Краснокамском городском округе подпадает три предприятия — МУП «Центральная городская аптека», МУП «Гостиница „Кама“ и МУП «Центр школьного питания „Веста“. Они меняют организационно-правовую форму. Их учредителем, по-прежнему, будет муниципалитет.

—  В следующем году предстоит приватизация муниципальной гостиницы «Кама». Что делать с обременением в виде верхнего этажа, где находится общежитие? Как продавать это здание, если там живут люди? Куда их планируется переселить?

—  Ситуация с гостиницей аналогична. В форме МУПа её существование ограниченно по времени. И данное предприятие также не является убыточным. Но там накладываются свои нюансы. В марте прошлого года гостиницу «Кама» проверяла комиссия, куда входили представители пожарной инспекции, инспекции государственного жилищного надзора и прокуратуры. Были зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности по 4 и 5 этажам, где проживали люди по договорам социального найма. Именно как по жилфонду. Прокуратура вынесла представление в наш адрес, требуя устранить эти нарушения. Чтобы выполнить все требования, необходима масштабная реконструкция здания гостиницы, сопоставимая по ценам со строительством нового здания. Это нереально и нерационально. Поэтому сейчас мы принимаем решение о расселении жителей из гостиницы, предоставлении им муниципальных помещений в других домах.

Судьбу гостиницы «Кама» будут решать администрация совместно с депутатским корпусом. Вероятнее всего, будет принято решение о продаже. Потому что предоставление гостиничных услуг — это всё-таки коммерческая деятельность, которая к полномочиям муниципалитета никак не относится. Бизнесом должен заниматься бизнес, а не муниципалитет.

—  Вопрос по муниципальному центру школьного питания «Веста». Зачем его готовить к продаже? Ведь аутсорсинг по школьному питанию, увы, не всегда достоин подражания. К примеру, школа №  5 отказалась от услуг «Весты» и привлекла частного подрядчика. И теперь социальные сети кишат гневными комментариями родителей, которые недовольны качеством приготовления пищи новым оператором. Так стоит ли ставить такие эксперименты с питанием школьников в масштабах теперь уже всего города?

—  МУП «Центр школьного питания „Веста“ — не единственное предприятие в городе, которое оказывает услуги по организации школьного питания. Кроме того, есть федеральный закон №  223, обязывающий проводить конкурсные процедуры в этой отрасли. Наше муниципальное предприятие участвует в конкурсах и контрактуется с руководителями школ по их результатам. Это конкурентная сфера и у „Весты“ здесь не должно быть никаких преференций по отношению к другим участникам закупок. А если родители жалуются на плохое качество питания в той или иной школе, то на них должен реагировать директор образовательного учреждения. Это его сфера ответственности. Если много жалоб, то он вправе рассмотреть вопрос о расторжении контракта с этой подрядной организацией.

В целом же о судьбе «Весты» беспокоиться рано. Реорганизация МУПа в ООО здесь планируется только в 2023 году. За два года многое может измениться.

НЕ УСТРОИЛА ГЕОГРАФИЯ

—  На последнем заседании Думы по инициативе администрации было принято решение о замене бесплатного предоставления земельных участков для многодетных на денежные компенсации для них. Желающие с 1 января 2022 года смогут получить 180 тысяч рублей вместо земли. Для чего это делается? В Краснокамском округе совсем нет земли? Или в бюджете стало много денег?

—  Если кратко, то краснокамских многодетных не устраивает география предоставления земельных участков. Сначала несколько цифр. За период действия закона «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» от 1 декабря 2011 года в администрацию обратилось 794 многодетных семьи, было поставлено на учёт с занесением в Реестр учёта многодетных семей 699 семей, а в целом было предоставлено 450 земельных участков. На сегодняшний день в администрации зафиксировано 315 обращений, на учёте в целях бесплатного предоставления земельных участков состоят 243 многодетных семьи.

Статистика последних двух лет пессимистична. В 2019 году мы провели четыре жеребьёвки, куда пригласили 58 многодетных семей. По итогам было распределено 23 земельных участка. 35 многодетных семей отказались от тех участков, которые им выпали по жребию. В 2020 году из-за ковидных ограничений было проведено только две жеребьёвки и предоставлено всего пять земельных участков. И опять много отказов. Причины отказа банальны — отсутствие земельных участков в желаемом месте. Ситуация в ближайшее время вряд ли изменится. Да, нашим комитетом сформировано и поставлено на кадастровый учёт 128 земельных участков под многодетных. Но в основном эти участки расположены на территории Оверят, Стряпунят и Брагино. Городским семьям они не нужны.

Чтобы не увеличивать очередь и хоть как-то двигаться в условиях дефицита ликвидного земельного ресурса, мы решили воспользоваться теми изменениями в законе, которые ввели альтернативный вариант. Вместо участка предоставлять единовременную денежную выплату. Сумму определили исходя из средней стоимости одной сотки земли, расположенной на территории Краснокамского городского округа, и средней площади земельного участка, необходимого для строительства дома. Средняя рыночная стоимость — 18 тысяч рублей за сотку, необходимый размер — 10 соток. Всего — 180 тысяч рублей. Такая выплата поможет многодетным семьям решить ряд проблем. Во-первых, они избавлены от необходимости получать земельные участки без инфраструктуры, которых у нас, к сожалению, большинство. Во-вторых, им не придётся на свои деньги создавать эту инфраструктуру. В-третьих, у них появляется возможность купить участок на рынке в любой точке Краснокамского городского округа.

Денежная выплата будет предоставляться только с согласия самих граждан. То есть будет право выбора — земельный участок или денежная выплата.

СТРОЙКА ВЕРНУЛАСЬ В ГОРОД

—  В Краснокамске до сих пор очень остро стоит вопрос по переселению из ветхих и аварийных домов. Люди в них живут и мучаются, сам внешний вид домов портит облик города и вызывает одно желание — сбежать. Когда планируется закрыть эту больную тему?

—  Преобразование в городской округ принесло бонус — возможность включиться в национальный проект по переселению. Он пятигодичный, стартовал в 2019 году. На начало реализации национального проекта у нас было 105 многоквартирных домов в статусе аварийных, подпадающих под переселение. Когда проект стартовал, то в нём участвовало три уровня бюджета — местный, региональный и федеральный. Львиную долю — 95 процентов от общего объёма финансирования — брал на себя федеральный бюджет. С 2020 года правила изменились: муниципалитеты были освобождены от софинансирования. Сейчас структура финансирования такая: 95 процентов — федеральный бюджет, 5 процентов — региональный. За весь период реализации нацпроекта на территории округа планируется освоить около двух миллиардов рублей и расселить более 45 тысяч квадратных метров жилья.

Возможно, мы пока не набрали высокий темп, но за 2019 ‑2020 годы нам удалось расселить около шести тысяч квадратных метров аварийного жилья. Улучшили жилищные условия 480 семей. На сегодняшний день заключено ещё четыре муниципальных контракта на приобретение жилья — два в прошлом году и столько же в нынешнем. После длительного перерыва в нашем городе вновь появилась стройка. В текущем году планируется сдача дома на улице Чапаева, а в следующем надеемся принять в эксплуатацию еще два — на Чапаева и в МЖК. Закуп квартир в новых домах — это устоявшийся тренд. Будем продолжать. Задачи большие. Переселения из аварийных домов в новые квартиры ждёт 3,5 тысячи горожан.

Подготовила Ольга Девятовских