Начальник финансового управления администрации Краснокамского городского округа М. Л. Куличкова — о бюджете округа на 2023 ‑2025 годы
Уже вторую неделю в окружной Думе идёт обсуждение бюджета территории на ближайшие три года. Мы пока не будет углубляться в депутатские дискуссии вокруг главного финансового документа, по которому краснокамцам предстоит жить в 2023 ‑2025 годах, а дадим слово основному разработчику. Каковы основные параметры бюджета? Просядет ли доходная часть из‑за сложностей в геополитике и экономике? Останутся ли деньги на развитие? И какие объекты будут приоритетными? На эти и другие вопросы отвечает Марина Куличкова, начальник финансового управления администрации Краснокамского городского округа.
ПРОФИЦИТ НА ГАШЕНИЕ КРЕДИТА
— Марина Леонидовна, каковы основные параметры бюджета? Сходятся ли доходы с расходами? Есть ли дефицит? И если есть, то в разумных ли параметрах?
— Начну с цифровых параметров бюджета на 2023 год. Доходы спрогнозированы в сумме 2 миллиарда 654 миллиона рублей, расходы — 2 миллиарда 644 миллиона рублей, профицит — 9,5 миллионов рублей. На 2024 год доходная часть — 2 миллиарда 463 миллиона, расходная — 2 миллиарда 443 миллиона, профицит — 20 миллионов рублей. На 2025 год доходы — 2 миллиарда 232 миллиона, расходы — 2 миллиарда 210 миллионов, профицит — 21 миллион рублей. Как видим, дефицита нет, бюджет на предстоящую трехлетку спрогнозирован с профицитом.
Вёрстка бюджета с профицитом имеет под собой ряд причин. Первая связана со старыми долговыми обязательствами. После преобразования района в округ, все кредитные обязательства поселений и района перед банками были погашены краевым бюджетом, переоформлены в бюджетный кредит для городского округа под символический процент. То есть, старые долги в размере 65 миллионов рублей перешли нам. В 2020 году нам была предоставлена отсрочка по гашению кредита до 2023 года. Мы очень надеялись, что этот долг нам спишут, но этого, увы, не случилось. Зато изменили сроки возврата: вместо двух лет, мы его вернём за четыре года. Обязательства возобновляются как раз в следующем финансовом году. Ежегодно платим не более двух процентов от объемов собственных доходов бюджета. Формируем профицит, чтобы гасить им бюджетный кредит.
Вторая причина профицитности бюджета — она, скорее, из сферы морали. В условиях сложной геополитической, экономической ситуации считаем необходимым жить по средствам. Сколько собрали, столько и потратили. Новые долги не создаем, а разбираемся со старыми.
УМЕНЬШАТСЯ ЛИ ДОХОДЫ КАЗНЫ?
— Теперь о доходной части бюджета. Начнём с краевой политики. В этом году транспортный налог был изъят из муниципалитетов на краевой уровень, а взамен вам отдали УСН, налог для самозанятых. Ушла в прошлое «единая субсидия», которую закладывали в краевом бюджете для муниципалитетов по подушевому принципу. Это сильно повлияло на бюджет? Доходная часть из‑за этих новшеств снизилась или её всё‑таки чем‑то компенсировали?
— Действительно, межбюджетные отношения в Пермском крае претерпели изменения. Начиная с 2023 года, транспортный налог в местные бюджеты не поступает. Прогноз поступлений по этому году составляет 74 миллиона рублей. Взамен местным бюджетам передали налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения. Ориентировочно, для нас это будет 13 миллионов рублей. Кроме того, в 2023 году не будет поступать в местные бюджеты дотация на компенсацию вместо единого налога на вмененный доход, сумма по этому году составляет 18 миллионов рублей. Взамен введена новая дотация — на стимулирование муниципальных образований к росту численности самозанятых граждан. Порядок край пока не определил. Суммы мы не знаем, ориентировочно нам назвали пять миллионов рублей.
Ну, а теперь посчитаем. В минусах у нас 92 миллиона рублей: транспортный налог — 74 миллиона, дотация на компенсацию ЕНВД — 18 миллионов. В плюсах 18 миллионов: налог по УСН — 13 миллионов, дотация на стимулирование к росту количества самозанятых — 5 миллионов. Ощутимый минус, разница — 74 миллиона рублей. Она будет компенсирована за счет увеличения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. То есть на 2023 год, по сравнению с текущим годом, она увеличивается на 84 миллиона рублей. По сути, мы остаёмся в тех же цифрах, на доходную часть это не повлияло. Что же изменилось? Доля дотаций в собственных доходах бюджета увеличилась на пять процентных пунктов. Я бы сказала, некая самостоятельность чуть‑чуть понизилась, потому что с одной стороны, орган местного управления самостоятельно определяет направление дотаций, куда направить данные средства, но любые средства выделяются при выполнении определенных условий. Условий, определяемых вышестоящими уровнями власти.
Теперь что касается, так называемой, «единой субсидии». Она распределяется между муниципальными образованиями края, исходя из численности населения и предоставляется на условиях софинансирования проектов: краевой бюджет — 75 процентов, местный бюджет — 25 процентов. Ориентировочно сумма привлечённых средств по году составляет 50 миллионов рублей. Говорю в настоящем времени, потому что единая субсидия отменяется только с 2024 года. В следующем году мы по ней ещё работаем. Но хотелось бы добавить, что с 2023 года начинается реализация проекта «Пермский край — комфортный край». Данные средства будут направляться муниципалитетам на выполнение комплексных планов развития территорий, на ремонт муниципальных учреждений, на благоустройство и так далее. Заработает новый проект, и уже по этой программе мы будем привлекать данные средства.
ПРОГНОЗ НА РОСТ ЗАРПЛАТ
— Доходную часть окружного бюджета формируют не только субсидии вышестоящих бюджетов, но и налоговые отчисления от местного бизнеса. Как работают краснокамские предприятия в условиях санкционной политики?
— Предприятия сами про себя скажут. Я только скажу, что в структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес, это 71 процент, составляет налог на доходы физических лиц, налоговым агентом которого являются наши предприятия и организации города. И в текущем году поступления налога по сравнению с прошлым годом увеличились на 16 процентов. В нашем прогнозе
Ещё один аспект. В настоящее время предприятиями и организациями города реализуется семь инвестиционных проектов, причем три из них были приняты в текущем году. То есть, это в условиях геополитических и экономических катаклизмов предприятия не боятся заходить в инвестиционные проекты и реализовывать их.
— Краевая власть продолжает стимулировать округа к росту собственных доходов, дотировать увеличение численности самозанятых и поступлению налога на профессиональный доход. Много ли субсидий и дотаций по этим статьям получает наш окружной бюджет? Оправданы ли такие меры поддержки?
— В Пермском крае есть две меры поддержки такого рода. Первая — дотация на стимулирование муниципальных образований к росту доходов. Общая сумма на 2023 на все 43 муниципалитета Прикамья — 335 миллионов рублей. Там учитывается, во‑первых, сам факт прироста налоговых доходов, во‑вторых, уровень прироста. Чтобы претендовать на какие‑то значимые суммы, необходимо, чтобы прирост налоговых доходов в муниципалитете был выше, чем средний по краю. При таких требованиях более 70 процентов от общей суммы забирает мегаполис — город Пермь. Остальное делится на всех остальных пропорционально, с учётом показателей. В этом году мы получили 1,7 миллионов рублей, в следующем эта сумма будет больше — 4,3 миллионов.
Вторая дотация, вводимая с 2023 года,— на стимулирование муниципальных образований к росту численности самозанятых граждан. Как я сказала, порядок пока не видела, каким будет принцип распределения средств между муниципальными образованиями, неизвестно, но нам рамочно обозначили 5 миллионов рублей поддержки. Если будет использоваться показатель численности самозанятых, то полагаю, что большая часть и этой дотации тоже отойдёт краевому центру. В общем, тема правильная, стимулировать муниципалитеты к росту доходов бюджетов и увеличению экономически активного населения в территориях надо, но суммы дотаций могли бы быть побольше, поощутимее.
КУДА УХОДИТ БЮДЖЕТ
— Расходная часть бюджета всегда вызывает интерес у населения. Людям важно знать, как тратятся средства казны? На какие объекты или услуги? Сдали новый корпус 8 ‑школы, новый дом по Карла Маркса, 38, построили эспланаду. Что дальше?
— Большая часть бюджета — 2,2 миллиардов рублей, 87 процентов от общего объёма казны — бюджет текущих расходов. Эти средства закладываются на обеспечение функционирования муниципальных учреждений, оплату труда, оплату коммунальных расходов, услуг связи, приобретение материальных запасов, оплату налогов. Также к текущим расходам относятся зимнее и летнее содержание дорог, содержание общественных мест, уличное освещение и так далее. Это расходы постоянного характера, которые присутствуют в бюджете по факту, не вызывают ни вопросов, ни обсуждений. Это текучка, жизнь…
А ещё есть бюджет развития, на который приходится 13 процентов от общего объёма расходных обязательств. В 2023 году это 351 миллион рублей. Его распределяют руководство округа и депутатский корпус. Обозначу основные направления.
Мы будем заканчивать благоустройство сквера Бажова, который начали в этом году. И большой проект — реконструкция набережной, который называется «Набережная стихий». Эти работы мы будем выполнять за счет гранта, который получили в результате победы на всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды «Малые города и поселения России». Также будут выполняться работы по ремонту дорожной инфраструктуры на 93 миллиона рублей, муниципальных учреждений на 73 миллиона рублей. Продолжится устройство спортивных площадок. Они будут установлены на базе школ и в общественных местах, в сквере Бажова, на набережной.
В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ
— При реформировании из района в округ Краснокамску обещалось множество финансовых бонусов на протяжении трёх лет. Все бонусы уже получены? Или окружные власти смогли передоговориться и что‑то получить дополнительно?
— Действительно, после преобразования прошло уже три года, заканчивается четвертый. Все бонусы закончились. В 2020 году мы перестали быть получателями субсидий для преобразованных. Со следующего года у нас уменьшается чуть ли не в три раза объём субсидий из краевого дорожного фонда. У других муниципалитетов также, потому что муниципальная реформа в Пермском крае завершена, все районы стали округами. Теперь все территории в равных условиях.
Поскольку мы все в равных условиях, то большая часть федерального и краевого ресурса предоставляется муниципалитетам на конкурсной основе. Это проекты с софинансированием из вышестоящих бюджетов. Конечно, нам хотелось бы участвовать во всех проектах. Но, исходя из ограниченности средств, мы выбираем те проекты, которые больше всего отвечают нашему комплексному плану развития. Поэтому сейчас главное выбрать приоритет, найти тот проект и заявиться. Как вот Набережная! Заявились, победили, привлекли деньги. Это отвечает нашему комплексному плану развития, чтобы наш город был современный, зеленый, интересный! Чтобы люди к нам ехали жить!
Подготовила Ольга Девятовских