Начальник финансового управления окружной администрации Марина Куличкова — о параметрах бюджета на 2024 ‑2026 годы, о роли местных предприятий в наполнении казны и инвестиционных планах муниципалитета
У нового депутатского созыва продолжается напряжённая пора. В Думу заносится столько не требующих отлагательств документов, что едва ли не каждую декаду приходится собирать внеочередные заседания. Плюс текучка. А на горизонте уже маячит первый бюджет. Проект главного финансового документа — бюджета Краснокамского городского округа на 2024 ‑2026 годы — уже подготовлен и внесён в Думу. На этой неделе народные избранники его обсудят в режиме заседаний депутатских комиссий, в следующий понедельник на 15 часов планируются публичные слушания по бюджету, а 29 ноября он будет рассмотрен Думой в первом чтении. Как проходила вёрстка бюджета? Каковы его основные параметра по доходам и расходам? Значимы ли для казны налоговые поступления от местных предприятий? И сохранятся ли инвестиционные возможности округа в плане привлечения средств вышестоящих бюджетов? На эти и другие вопросы отвечает Марина Куличкова, начальник финансового управления администрации Краснокамского городского округа.
ПРАВОПРЕЕМНИК НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
— Марина Леонидовна, проект бюджета на 2024 ‑2026 годы уже свёрстан и направлен в окружную Думу для рассмотрения и принятия. Расскажите, каковы основные параметры бюджета? Сходятся ли доходы с расходами? Есть ли дефицит?
— Давайте начнём с основных параметров бюджета. Общая сумма доходов бюджета Краснокамского городского округа прогнозируется в 2024 году в размере 2 320 миллионов рублей, в 2025 году — 2327 миллионов рублей, в 2026 году — 2243 миллионов рублей. Расходная часть: на 2024 год — 2300 миллионов рублей, на 2025 год — 2306 миллионов рублей, на 2026 год — 2229 миллионов рублей.
Невооружённым взглядом видно, что дефицита нет, есть профицит: в 2024 году он составляет 20 миллионов рублей, в 2025 году — 21 миллион рублей, в 2026 году — 14 миллионов. Итого 55 миллионов рублей. Это не излишки, которые округ может потратить на своё усмотрение, это средства, предусмотренные на погашение бюджетного кредита. Кредиты были взяты еще районом и поселениями. Округ, являясь правопреемником района и поселений, несёт ответственность за обязательства предшественников.
16 МИЛЛИОНОВ ПЛЮСОМ
— Все любят обсуждать расходы, но мы начнём с доходной части. Есть краевая политика. В прошлом году у муниципалитетов забрали транспортный налог, отдав взамен «упрощёнку», налог для самозанятых. Как это сказалось на доходной части? Что выгоднее?
— Действительно, с 2023 года транспортный налог в местный бюджет не поступает, также была отменена дотация на компенсацию выпадающих доходов в связи с отменой единого налога на вмененный доход. Потери местным бюджетам компенсированы отчислениями от налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения в размере десяти процентов, дотацией на стимулирование муниципальных образований к росту численности самозанятых граждан и, частично, дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности.
По этому году у нас потерь нет. Минус идёт на 94 миллиона рублей, а плюс на 110 миллионов. То есть, эти бюджетные изменения нам принесли дополнительно 16 миллионов. Для округа это хорошо. Не могу прогнозировать, как это будет складываться в дальнейшем, проиграли мы в стратегическом плане или выиграли. Ведь параметры, исходные данные для поступления средств очень разные. К примеру, на размер дотации влияет численность населения, а на размер поступления транспортного налога влияет количество зарегистрированных транспортных средств, мощность двигателя автомобиля. Поэтому от того, как будут меняться эти параметры, будут зависеть и объёмы поступлений средств в бюджет.
МЫ ВЕРИМ В НАШИ ПРЕДПРИЯТИЯ
— Нынче какие налоговые новшества? Что ушло в край и что пришло в округ?
— Новшеств, честно говоря, никаких. Я так понимаю, вы хотели услышать о замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц? Это не новое. Это право муниципалитета, предусмотренное бюджетным законодательством. То есть, в соответствии с законодательством, по согласованию с представительным органом власти, а это у нас Дума Краснокамского городского округа, дотация может быть заменена дополнительными отчислениями по налогу на доходы физических лиц.
Расскажу на цифрах, как это работает. На 2024 год для Краснокамского городского округа дотация составляет 410 миллионов рублей. Исходя из налоговой базы по подоходному налогу, это 29 процентов отчислений. Если в процессе исполнения бюджета фактические поступления по НДФЛ, допустим, станут ниже прогнозных на 10 процентов, то вместо 410 миллионов рублей мы получим 369 миллионов. Вот эти потери в размере 41 миллиона нам никто не компенсирует. И, напротив, если факт окажется выше прогноза на те же 10 процентов, то вместо 410 миллионов рублей мы получим 451 миллион. Вот этот 41 миллион рублей останется в муниципалитете, его никто не изымет, мы сможем направить эти деньги на развитие муниципального образования.
Когда замена дотации нормативом отчислений от НДФЛ не производится, то в этом случае уменьшение, увеличение поступлений налога на размер дотации не влияет, дотация остается неизменной. Но последние три года на наших предприятиях наблюдается устойчивый рост по фонду оплаты труда. Мы верим в наши предприятия и надеемся, что данная тенденция сохранится. Поэтому приняли решение заменить дотацию на дополнительные отчисления от НДФЛ.
— От вашей информации веет оптимизмом. Судя по оживлению на предприятиях, политика импортозамещения и меры господдержки сыграли свою роль. Раз растут фонды оплаты труда, то растут и налоговые отчисления от местного бизнеса. Но насколько существенны эти отчисления? Они играют какую‑то роль или вклад наших предприятий в окружную казну — в рамках погрешности?
— Конечно, они играют роль. Я скажу по поступлению текущего года. Налог на доходы физических лиц является основным доходным источником пополнения нашего бюджета. Его доля в структуре собственных налоговых и неналоговых доходов — 67 процентов. Поступления по данному налогу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21 процент при прогнозном темпе роста 9,8 процентов: за 9 месяцев текущего года поступило налога на сумму 324 миллиона рублей, за тот же период прошлого года — 268 миллионов рублей. Назову первую пятерку тех, кто показал наибольший рост. Это ООО «Кама», ООО производственная фирма «Сокол», АО «Пермтрансжелезобетон», ООО
90 ПРОЦЕНТОВ РАСХОДОВ — «ТЕКУЧКА»
— Расходная часть бюджета всегда вызывает интерес у населения. Людям важно знать, как тратятся средства казны? На какие объекты или услуги? Великие стройки вроде эспланады, нового корпуса 8 ‑й школы, обустройства парка между 1 ‑й и 8 ‑й школой — уже в прошлом. Что на повестке, кроме широко разрекламированной набережной?
— Наибольшая часть расходной части бюджета, порядка 90 процентов,— это текущие расходы, «текучка». Они связаны с обеспечением деятельности наших муниципальных учреждений. Это образование — детские сады, школы. Это культура — библиотеки, клубы, учреждения дополнительного образования. Это учреждения спорта —
И есть бюджет развития, это порядка 10 процентов расходов казны. Из года в год он меняется. Одни объекты сдаются, другие появляются, есть и переходящие. Перечислю основные направления следующего года. Первое: продолжение обустройства набережной, второй этап. Второе — участие в региональном проекте «Комфортный край», который включает в себя шесть подпроектов. Запланировано участие во всех шести. Навскидку — «Школьный двор», «Наша улица», «Качественное водоснабжение», «Школьная остановка». К слову, «Школьная остановка» — это совершенной новый подпроект, раньше его не было. В рамках проекта планируется установка пяти остановочных комплексов на детском маршруте. Ещё у нас одобрены заявки на ремонт дорог и ремонт муниципальных учреждений. Из крупных — это Майская школа и ДК Гознака.
— В каждом бюджете, в расходной части, есть защищённые статьи и какая‑то часть политики. То есть что может быть, а может не быть? Сколько политики в новом трёхлетнем бюджете? Наложила ли отпечаток на процесс вёрстки бюджета проходившая выборная кампания в окружную Думу?
— Предвыборная кампания никак не повлияла. Мы приступили к формированию бюджета с 1 июня, и к 1 ноября данный проект был представлен в нашу Думу. С такими категориями, как может быть, а может не быть, наше финансовое управление не работает. Есть 131 ‑й Федеральный закон, где определен перечень полномочий органов местного управления. Есть муниципальная программа. Это перечень мероприятий, с задачами, сроками, ресурсами, реализуемыми администрацией. Есть комплексный план развития территории. Это мероприятия бюджета развития, который согласован с губернатором. Вот исчерпывающий перечень основополагающих документов, на основе которых мы формируем бюджет.
БОЛЬШАЯ РАБОТА ГЛАВЫ И ЕГО КОМАНДЫ
— Рассмотрение и обсуждение бюджета идёт в непростой политический период, в период конкурса по отбору главы, в процессе его избрания Думой. Оппоненты и критики действующего главы округа заявляют, что все годы его правления на Краснокамск льётся золотой дождь, деньги вышестоящих бюджетов валятся на нас с неба. А вот раньше муниципалитет выживал только на свои, никаких проектов не было, поэтому и
— Большой вопрос, но я отвечу коротко, русской пословицей: «Под лежачий камень вода не течёт». Надо прилагать недюжинные усилия, чтобы этот, как говорят оппоненты, золотой дождь лился на Краснокамск годами, не переставая. Привлечение в территорию средств вышестоящих бюджетов, внебюджетных средств «Лукойла» — это большая работа главы и его команды.
Подготовила Ольга Девятовских