Почему с городских контейнерных площадок исчезли сетчатые ёмкости для сбора пластика
Всё‑таки экологическая пропаганда в нашей стране работает. Уже четвёртый месяц краснокамцы высказывают недовольство в социальных сетях и на кухнях, что с площадок сбора твердых коммунальных отходов куда‑то пропали сетчатые контейнеры для пластика. Люди
ЧЕРЕПИЦА, СМАЛЬТА И КАЛОШИ
Начнём с большой политики. Реформа отрасли обращения с отходами стартовала в нашей стране в 2019 году. Президентом была поставлена задача к 2030 году перейти на 100 ‑процентную сортировку ТКО, не менее 25 процентов мусора должно трансформироваться во вторсырье, уйти на переработку. Эти же цифры заявлены в национальном проекте «Экология», о котором в феврале во время своего послания в очередной раз напомнил Владимир Путин. Сортировать всё, что подлежит сортировке, перерабатывать всё, что можно переработать,— вот упрощённый девиз отрасли на ближайшие годы.
Российский экологический оператор, следуя указаниям главы государства, недавно бойко отрапортовал в своих официальных отчётах: по итогам 2023 года доля отходов, направляемых в нашей стране на обработку, достигла 53 процентов, доля утилизируемых отходов составляет 13 процентов. Такую статистику всегда сопровождают красивые фотографии и видеосюжеты с заводов по переработке пластика, стекла и старых автомобильных покрышек. Это магия, когда из гор мусора вдруг появляются черепица, тротуарная плитка, резиновое дорожное покрытие, смальта, декоративная крошка, калоши с сапогами, стекловата со стекловолокном и много других полезных вещей.
СТО КОНТЕЙНЕРОВ «БУМАТИКИ»
Нам трудно поверить в то, что в стране уже сортируется 53 процента отходов. Кто‑то может покивать на современные линии по сортировке ТКО, которые сегодня установлены на большинстве мусорных полигонов страны. Но наши жители не приучены к раздельному сбору мусора, валят в мусорные пакеты органику вперемешку с неорганикой. Из такого мусора, привезённого в контейнерах на полигон, по признанию экспертов, удаётся отобрать не более 10 процентов того, что можно дальше как‑то использовать. Остальные 90 процентов — только на утилизацию. Единственный вариант исправить эту ситуацию — замотивировать простых потребителей сортировать мусор ещё на стадии его накопления в квартире. «Мокрые» отходы — органику и всё, что ею безвозвратно загрязнено — в один пакет, «сухие» — пластик, макулатура, стекло, металл — в другой. Соответственно, на контейнерных площадках возле многоквартирных домов также должны стоять ёмкости для накопления разных видов отходов.
В нашем округе до сих пор идёт
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОБНУЛИЛИСЬ
Горожан с горем пополам приучили, что отходы из пластика надо складировать в отдельные контейнеры. Уже можно было начать пропаганду следующего этапа — разделению отходов на «мокрые» и «сухие»,— как случилась очередная революция. Как рассказал на депутатской комиссии по городскому хозяйству заместитель главы окружной администрации Сергей Ренёв, региональные власти решили унифицировать контейнерные площадки, все ёмкости под пластик сделать одинаковыми и в оранжевом цвете. Поскольку действие соглашения «Буматики» с окружной администрацией на размещение их контейнеров в местах накопления отходов закончилось 31 декабря прошлого года, то руководство муниципалитета ещё в январе попросило фирму убрать сетчатые контейнеры с площадок. А когда «сетки» вывезли и пустые пластиковые бутылки стали валяться по всем окрестностям, то народ завозмущался. И возмущается до сих пор.
Реакцию руководства «Буматики» на просьбу убрать контейнеры мы не знаем, но почему‑то думаем, что директор Сергей Чудинов очень обрадовался. Ведь, по соглашению с окружной администрацией, фирма брала на себя обязательство поддерживать контейнеры в исправном состоянии и по мере наполнения вывозить на свой полигон содержимое для дальнейшей переработки. Обслуживание ста контейнеров и регулярный вывоз пластика — это серьёзные и стабильные затраты. После завершения действия соглашения обязательства «Буматики» и, соответственно, её затраты обнулились. Новые контейнеры фирма покупать не обязана, а пластиковые отходы на полигон «Буматики» доставят подрядчики регионального оператора ТКО. Причём, совершенно бесплатно. Ведь нацпроект «Экология» с зашитыми в него растущими процентами по переработке вторсырья у нас никто не отменял.
ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ВЕДРА»
Шум по поводу исчезновения контейнеров под пластик докатился до окружной Думы, где депутатская комиссия по городскому хозяйству два заседания подряд обсуждала этот вопрос. Судя по представленным документам, когда соглашение с «Буматикой» подходило к концу, то никто вообще не задумывался, кто придёт ей на смену и установит «нормативные» оранжевые контейнеры под пластик вместо «ненормативных». Только в апреле из окружной администрации в адрес регионального оператора по работе с ТКО ушло письмо с просьбой установить новые контейнеры под сбор отходов из пластика. А региональный оператор, подтвердив, что это его обязанность, встал на паузу для сбора информации. Надо ведь не одну и не две ёмкости. Это больше ста штук!
В АО «ПРО ТКО» планируют сначала посчитать, сколько в реальности необходимо контейнеров, потом изыскать деньги, купить, установить. Представители коммунального блока окружной администрации затруднились назвать депутатам хотя бы примерную дату, когда оранжевые контейнеры под пластиковые отходы заполонят городские площадки для накопления мусора. Начальник управления благоустройства, дорожной и транспортной инфраструктуры администрации Ольга Мухачёва предложила вернуться к обсуждению этой темы в сентябре. Видимо, в ближайшие летние месяцы пластик на большинстве краснокамских площадок будет собираться по принципу «одного ведра» — вперемешку с органикой. Все усилия, затраченные на то, чтобы приучить жителя не складывать в мусорный мешок хотя бы пустые пластиковые бутылки и коробки, оказались напрасными.
МАЛЕНЬКИМИ ШАЖОЧКАМИ
Последующая дискуссия о перспективах полного перехода на раздельный сбор мусора выглядела очень показательно. Депутат Ринат Разутдинов напомнил на заседании про перспективность темы: мол, тарифы на коммунальные услуги постоянно растут, но раздельный сбор мусора — это путь к дифференцированной тарификации. Чем больше мусора будет становиться вторсырьём, тем выше будет прибыль у мусороперерабатывающих полигонов и, соответственно, ниже тариф на приём ТКО. Есть реальный шанс поработать на снижение «мусорного» тарифа для жителей. Однако на вопрос Рината Равкатовича, когда же будет официально введён раздельный сбор отходов на территории округа, конкретного ответа не последовало.
— Говорить пока рано,— с нотками сожаления в голосе говорила Ольга Мухачёва.— Маленькими шажочками давайте к этому пойдём…
Тезис про «маленькие шажочки» показался тоже неубедительным. Ведь никаких директив из регионального правительства по углублению сортировки мусора в наш округ не поступало. Ничего, кроме уже известного проекта по пластику, городу не грозит. Дополнительный контейнер под стекло, бумагу и металл на площадках устанавливать не планируют. Поэтому замечание депутата Ольги Колоколовой, что пока не будет полного разделения мусора, не будет и дифференцированного тарифа, оказалось к месту. Если грубо, то ожидать снижения платежей за мусор в обозримой перспективе наивно. Это утопия.
ЭКОЛОГИЯ ИЛИ БИЗНЕС?
Мы не сомневаемся, что контейнеры под пластик рано или поздно вернутся. Возможно, появится движуха и по другим фракциям ТКО. Но, к сожалению, она пока идёт только за счёт политических решений, политической воли президента или губернатора. Есть директива сверху, есть задачи по нацпроекту «Экология» с соответствующими средствами государственной поддержки — все подорвались и побежали заниматься мусором. Нет задач — всё сдувается и возвращается на круги своя. Почему? Вероятно, потому что никто не задаётся вопросом, что представляют собой проекты по сортировке и переработке ТКО. Это экологические проекты или бизнес? Привычнее осознавать, что это экология. Всё, что вокруг мусора, сидит на утверждаемых государством тарифах, на бюджетных деньгах и сборах с населения. Если что‑то из вторсырья состряпали и заработали — отлично, не заработали — тоже не беда. Главное — не отправили мусор загрязнять почву, дали ему вторую жизнь.
А если это бизнес?! Тогда это другой уровень мотивации участников процесса. Мусороперерабатывающие заводы принимают пластик, стекло, старые автомобильные покрышки и так далее. Производят из них вполне конкурентоспособные товары и успешно их продают, нарабатывают на этом неплохую прибыль. Но вторсырьё, из которого они производят, к примеру, черепицу или плитку, тоже стоит денег. Тогда зачем возить отсортированный мусор на эти заводы даром?! Зачем платить этим заводам за приём ТКО?! Пусть сами покупают сортированный мусор или берут его с контейнерных площадок без взимания платы за вывоз. И вот уже появляется мотивация к раздельному сбору отходов у самих жителей. Логика: я не буду платить за мусор, если буду его сортировать. А, может, наш дом на нём ещё и заработает!
Возможно, тема бизнеса звучит неправдоподобно. И экономика у проектов в сфере переработки ТКО настолько плоха, что без государства никак. Но скупка у населения вторсырья — стеклотары, металлолома и макулатуры — практикуется ещё с советских времён. Даже тогда это было экономически выгодно. Да и сегодня на этом рынке встречаются интересные предложения, когда, к примеру, отдельные заводы скупают старые шины от грузовиков по цене от 100 до 500 рублей за штуку. На территории Краснокамского округа их зарыто на сотни тысяч рублей.
Редакция «ВК»