Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

РАБОТА С МУСОРОМ: ЭКОЛОГИЯ ИЛИ БИЗНЕС? («ВК» №26)

Интервью с гендиректором ООО «Буматика» Сергеем Чудиновым

В позапрошлом номере «ВК» вышла статья «Сортировка мусора сошла на нет», в которой рассказывалось об исчезновении с городских контейнерных площадок сетчатых ёмкостей для сбора пластика. Жители до сих пор возмущаются, что теперь пустые бутылки из‑под колы и кваса приходится выбрасывать вперемешку с остальным бытовым мусором. Ведь по телевизору постоянно крутят социальную рекламу, что пластиковые отходы являются опасными и токсичными, поэтому их надо складировать отдельно для последующей переработки в товары народного потребления. Мы тоже за то, чтобы ТКО превращались в тротуарную плитку и резиновое покрытие для беговых дорожек. И тоже считаем экологическую повестку важной, поэтому решили продолжить тему. Благо самый известный в Прикамье оператор по сортировке, переработке и утилизации ТКО работает на территории нашего округа. Это ООО «Буматика», арендующее полигон на территории бывшего Бекрятского карьера. Почему «Буматике» пришлось убрать свои контейнеры с городских площадок? Какое будущее у сортировки мусора? Реально ли довести её до 100 процентов? И что такое работа с ТКО? Это экологический проект или бизнес? Об этом и многом другом — в беседе журналиста «Вечернего Краснокамска» с Сергеем Чудиновым, директором ООО «Буматика».

ПРИУЧИТЬ ЛЮДЕЙ К РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ

—  Сергей Юрьевич, жители очень болезненно восприняли исчезновение ваших сетчатых контейнеров для сбора пластика с площадок для накопления ТКО. Что случилось? Почему их пришлось убрать?

—  Сетчатые контейнеры для сбора отходов полимеров были установлены по инициативе компании «Буматика». Это было несколько лет назад. Мы их ставили в преддверии того, что региональный оператор рано или поздно запустит систему дуального сбора. Поэтому инициативно поставили контейнеры, чтобы приучить людей к раздельному сбору, вовлечь их в этот процесс. А сейчас мы эти ёмкости убрали, потому что они износились. Они были выполнены из чёрного металла, с годами проржавели. К нашей фирме стали постоянно предъявляться претензии. Надо было либо нам поменять контейнеры на новые, либо ждать, когда региональный оператор АО «ПРО ТКО» внедрит систему дуального сбора. В общем, мы вывезли свои контейнеры. Теперь там должны появиться контейнеры регионального оператора, система должна заработать снова.

—  Как оцениваете ваш проект по работе с пластиком, начиная от контейнерной площадки и заканчивая переработкой? Это выгодно?

—  Любой процесс, который делает добавленную стоимость, выгоден. Соответственно, наша выгода в чем? Мы хотим сделать так, чтобы у нас отходы перерабатывались, и чем глубже будет раздельный сбор, тем больший объём отходов мы сможем перерабатывать. Объясню нюансы. Когда отходы попадают в мусоровоз, они спрессовываются. И они уже приезжают к нам с органикой — с овощными очистками, с арбузными корками, с рыбой и так далее. Соответственно, сделать из них качественный продукт, который будет уже потом направляться на пищевое производство, очень тяжело. Хотя, частично мы этого добились нашими технологиями. Но чем меньше мы загрязняем отходы, тем больше из них можно будет сделать, уже перерабатывать вторичного сырья.

То есть прибыльность процесса сортировки и переработки ТКО напрямую зависит от сортировки отходов, грубо говоря, начиная с кухни жильца, где он отделил органику от неорганики, с контейнерной площадки возле его дома.

БОЛЬШЕ «СУХИХ» ОТХОДОВ

—  Сейчас окружная администрация совместно с региональным мусорным оператором АО «ПРО ТКО» рассчитывают количество дополнительных контейнеров для сбора «сухих» отходов — пластика, стекла, бумаги, металла. Это будет отдельный оранжевый контейнер. Исходя из вашего опыта, сколько таких контейнеров нужно установить в городе?

—  Такие контейнеры надо установить на каждой контейнерной площадке. И с каждым годом увеличивать их на один контейнер. Потому что люди приучаются к раздельному сбору и этот оранжевый контейнер начинает переполняться. И чем больше этих оранжевых контейнеров будет в итоге, тем больше отходов пойдут на глубокую сортировку, тем меньше контейнеров пойдут в смешанные отходы.

—  В городе уже стоит два десятка оранжевых контейнеров. Поскольку мест для накопления отходов более четырёх сотен, то это, конечно, капля в море. Но содержимое этих контейнеров возят к вам на полигон. Насколько качественно люди научились разделять ТКО в домашних условиях? «Сухие» отходы пригодны для сортировки и последующей переработки?

—  Отходы едут не на полигон, они едут сначала на сортировку. Мало того, что они едут на сортировку, они едут еще и в разных мусоровозах. Один мусоровоз ездит по своему графику и возит только смешанные отходы, другой мусоровоз ездит по своему графику и возит только оранжевые контейнеры. К нам эти мусоровозы попадают в разные дни и их содержимое перерабатывается в разные промежутки времени.

Теперь что касается практики. Когда мы перерабатываем смешанные ТКО, смешанные отходы, то нам удаётся отсортировать 3 ‑5 процентов вторсырья, которое пригодно в переработку, из которого можно что‑то сделать. Из оранжевых контейнеров, куда отсортированы «сухие» отходы, к переработке пригодно 30 ‑40 процентов содержимого. То есть разница между смешанным мусором и мусором с раздельного сбора ощутимая. Из оранжевых контейнеров на переработку идёт в 6 ‑10 раз больше вторсырья.

СТЕКЛО И ШИНЫ НЕКУДА СДАВАТЬ

—  К вам на сортировку будет поступать всё больше «сухих» отходов, которые впоследствии можно направить на вторичное использование. В связи с этим нет ли у вас планов построить какие‑то дополнительные перерабатывающие мощности? К примеру, по стеклу или автомобильным покрышкам?

—  Все планы в части обращения с ТКО формируются министерством ЖКХ Пермского края. Они прописаны в территориальной схеме обращения с отходами. У нас есть мероприятия по расширению линии по сортировке. То есть линия будет модернизирована, будут установлены другие контейнеры, более мощные. Мы готовы к тому, что объем именно этих отходов — «сухих» — будет увеличиваться. С пластиком будем продолжать работать. Но по другим направлениям мне пока сказать нечего.

К примеру, у нас есть проблемы со стеклом, потому что его некуда девать. Ближайший завод, где готовы брать стекло, расположен в городе Можга, Удмуртия. От нас до стекольного завода «Свет» 450 километров. Второй завод — ООО «Стеклотех» — находится в Тюмени. Это порядка 700 километров. Сложность в том, что стекло и там, и там принимают очень дёшево. А у нас пока ты его здесь отсортируешь, пока с такой плохой логистикой довезёшь получается чистый убыток. Учитывая, что всё это ручной труд, история с переработкой стекла в настоящее время является для нас абсолютно невыгодной, я бы даже сказал убыточной.

С автомобильными покрышками тоже плохо. Мы принимали покрышки на переработку для российских заводов с иностранным участием — французский Michelin в Подмосковье, финский Nokian в Ленинградской области, японский Bridgestone под Ульяновском. Сейчас эти фирмы ушли из России. Соответственно, сбор и утилизация покрышек теперь никем не оплачивается и поэтому старые шины никому не нужны.

КОМПОСТ ДЛЯ НАЦПРОЕКТА

—  В нацпроекте «Экология» указана цель — к 2030 году все 100 процентов отходов должны сортироваться, четверть из них должны быть направлены на переработку и превратиться в новый товар. Это, вообще, реально? Или это просто некий горизонт планирования?

—  Это, вообще, реально! Потому что современные технологии позволяют это делать. Чего далеко ходить?! Мы в Краснокамске уже давно достигли этой цели — у нас все сто процентов отходов идут через сортировку. Теперь что касается 25 процентов отходов, которые должны направляться на переработку и которые «зашиты» в показатели нацпроекта «Экология». Достигается этот показатель следующим образом: 10 ‑15 процентов отсортировываются на современной роботизированной линии и ещё 10 ‑15 процентов — это отходы органики. Они идут не на захоронение, а на компостирование. Делаются бурты, в них вносится субстрат на компост, из которого впоследствии получаем технический грунт.

Направлять 25 процентов отходов на переработку и последующее производство новых товаров — вполне реальная задача. Её можно достичь и на уровне страны, и ни уровне региона. Но нужно расширять сортировочные мощности. Допустим, если брать Пермский край, то действующие станции по сортировке отходов есть в Краснокамске, Лобаново, Лысьве, Чайковском. В прошлом году запустилась Оса. Сейчас запускаются Березники, Чернушка. Но в Перми своей сортировки ещё нет, а это самый крупный муниципалитет. Когда её запустят, тогда система примет законченный вид.

НАС ДУШИТ НДС

—  Развитие отрасли обращения с ТКО выглядит как экологический проект, как свод природоохранных мероприятий, поддерживаемых государством. В то же время в переработке мусора задействованы предприятия и предприниматели, которые на этом неплохо зарабатывают. Работа с мусором — это экология или бизнес?

—  Неплохо зарабатывают?! Предпринимательская прибыль, которая заложена в тариф по обработке захоронений ТКО, составляет всего лишь пять процентов, не больше. То, что связано с глубокой переработкой, это просто обыкновенное производство. Оно зарабатывает от пяти до десяти процентов прибыли. Почему так мало? Потому что нас душит НДС, который мы платим постоянно. Мы, как переработчики, являемся плательщиками НДС и все отходы, которые мы отсортировали, отправили на переработку, они облагаются налогом двадцать процентов. Вот этими двадцатью процентами у нас всё и забирается. Вот и вся история про наши «неплохие» доходы.

—  А чего вам не хватает?

—  Не хватает субсидий на новое оборудование, не хватает помощи государства. Самая главная проблема, что у нас при текущей процентной ставке любые проекты являются минусовыми. Банки выдают кредиты чуть ли не под 20 процентов годовых. С каждого заёмного миллиона рублей ты должен ежегодно отдавать по двести тысяч. В нашем деле исполнять такие обязательства нереально.

МЫ БЫЛИ ПЕРВЫЕ

—  Какие должны сложиться условия, чтобы переработка мусора стала полноценным бизнесом?

—  Нужны кредитные ресурсы под низкие проценты. Вот и всё! Когда в нашей отрасли появятся какие‑то деньги под 3 ‑5 процентов годовых, тогда появятся и инвесторы, и новые заводы, и новые станции по сортировке, и новые большие проекты в сфере мусоропереработки. Пока наши производственные проекты будут с трудом зарабатывать на своё существование, кое‑как окупаться в периоде от 7 до 10 лет, то никто и не будет вкладываться. Всё останется на том же уровне.

Наш пример в этом смысле показателен. Мы начали работать в 2007 году и были первые. За прошедший период времени в Пермском крае появилось всего 7 ‑8 сортировок. Причём они все были созданы за последние четыре года, с того момента как в стране начал работать национальный проект «Экология». До этого никто ничего не делал.

Подготовила Ольга Девятовских