Свежий номер! 

  

 КВАРТИРА ЗА ДОЛГУЮ СЛУЖБУ  
Кто сможет приватизировать служебное жильё

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...

Открытие новой котельной

 

 

 

 

 

Реклама

СТАРАЮСЬ МОТИВИРОВАТЬ НА УСПЕХ («ВК» №40)

Заместитель директора Гимназии №  1, учитель начальных классов Татьяна Шипкова — о выборе профессии, о современной школе, о взаимоотношениях с учащимися

Нынче в субботу страна будет чествовать своих педагогов, пятого октября — День учителя. Это по‑настоящему народный праздник, потому что все мы учились в школе, набирались знаний и жизненных установок от наших любимых педагогов. При этом редко задумывались о том, каким тяжёлым трудом является их работа. Сегодняшний гость номера — заместитель директора Гимназии №  1, учитель начальных классов Татьяна Фёдоровна Шипкова — мечтала стать учителем с 1 ‑го класса, окончила педагогический институт и пришла в профессию в тяжёлые для бюджетной сферы времена. Проработав в школе почти три десятка лет, она ни разу не пожалела о своём выборе. Приходит на работу первой, а уходит почти последней. Считается одним из самых сильных педагогов начального звена в гимназии и в городе. Почему она выбрала учительство? Как удаётся удерживать дисциплину в классе, когда едва ли не каждый школьник заявляет о своих правах? Стоит ли сортировать учащихся по уровню способностей при приёме в первый класс и ещё в начальной школе делить их на гуманитариев и технарей? Как нужно готовить ребёнка к школе? Об этом и многом другом — в беседе с гостем «Вечернего Краснокамска».

МЕЧТА ПЕРВОКЛАССНИЦЫ

—  Татьяна Фёдоровна, вы пришли в профессию уже в постсоветское время, когда престижными стали экономические и юридические специальности. Почему пединститут? Почему начальные классы?

—  Я пошла в первый класс в 1980 году. С того времени на всю жизнь остались в памяти два очень ярких впечатления: это взмывающий в небо олимпийский мишка, символ московской олимпиады, и огромный тяжелый букет гладиолусов, купленный мамой к 1 сентября за целых три рубля. В тот день, вернувшись из школы, объявила всем: когда вырасту, буду учителем первоклассников. С той минуты выбор профессии уже никогда не подвергался сомнению. Все игры в детстве были играми «в школу». Не поверите, но, сидя на занятиях, часто представляла, как буду вести урок, какие карточки сделаю, какие праздники буду проводить со своими учениками.

В школе училась хорошо, но отличницей не была. Всегда принимала участие в мероприятиях, считалась активисткой. В старших классах была среди организаторов школьных дел, председателем совета дружины. Педагоги и одноклассники уже тогда видели во мне будущего учителя. В моём школьном альбоме хранится кленовый листик из бумаги, подаренный на выпускной, с надписью: «Заводила славных дел, видно, школа-твой удел». В общем, школа — мой удел. А почему всё‑таки именно начальные классы, я не знаю. Никогда не задумывалась. Возможно, потому что дети в этом возрасте открыты для всего нового.

ПРО ЗАДЕРЖКИ ЗАРПЛАТЫ ВСПОМИНАЮ С УЛЫБКОЙ

—  Вы окончили пединститут в 1996 году. Это как раз то время, когда учителям по полгода не платили зарплату. В бюджетной сфере было просто не выжить. Многие учителя были вынуждены сменить профессию. Как вас встретила школа? Как выживали? Не разочаровались с первых же дней?

—  Сама я из Хохловки, поэтому после института вернулась в свою родную Хохловскую школу. Краснокамск в моей жизни появился позднее. Так вот, коллеги, которые еще совсем недавно были моими учителями, приняли меня очень тепло. Несмотря на то, что я была их вчерашняя выпускница, отнеслись с уважением, были со мной «на равных». Посещали мои уроки, поручали выступать на педсоветах. Подбадривали, если что‑то не получалось, помогали. Быстро сдружилась с учителями начальной школы. Про задержки зарплаты в 90 ‑е сейчас вспоминаю с улыбкой. Сколько рецептов блюд «из ничего» узнала?! А как часто мы собирались учительскими компаниями и ходили друг к другу в гости?! И ведь даже никогда не задумывались об угощениях. Всё само собой откуда‑то на столе появлялось.

Не разочаровалась. Ни разу в жизни не пожалела, что стала учителем. И никогда не возникало мыслей, чтобы уйти из профессии, как бы трудно иногда ни было.

СПАСИБО РОДИТЕЛЯМ

—  За те почти 30 лет, что вы работаете в педагогике, многое изменилось. Что изменилось, а что осталось неизменным?

—  Да, в школе изменилось многое. Новые технологии, новые подходы к ученику, новые требования к компетенции учителя. Но не изменилось и, думаю, никогда не изменится главное — это присутствие учителя и ученика, их общение, их взаимодействие. Это в школе ребенок — наш ученик, а дома он — чей‑то самый любимый и самый лучший ребенок. Стараюсь помнить об этом всегда. Когда происходит первая встреча с родителями будущих первоклассников, говорю им о том, что только сообща мы сможем привести наших детей к успеху. Наших! Потому что в отношении детей цели у нас — у учителей и родителей — общие!

Стараюсь благодарить и хвалить родителей за всё. За помощь детям выполнять домашнее задание, за аккуратный внешний вид ребенка, за то, что организуют для своих детей дополнительную занятость, за то, что посещают почти полным составом родительские собрания, за помощь в организации каких‑либо мероприятий, за то, что интересуются успехами ребенка и переживают вместе со мной неудачи детей, за то, что могу обратиться практически к каждому родителю за помощью. Мы с родителями всегда в контакте, участвуем вместе в образовательном и воспитательном процессе.

ИНОГДА ТИШИНА НЕПРИЕМЛЕМА

—  Ещё одно заметное новшество: родители и дети обрели право выражать своё мнение по поводу образовательного процесса. Учитель перестал быть носителем безусловного авторитета, как это было, к примеру, в советские годы. Это является проблемой? Как удаётся удерживать дисциплину на уроке?

—  Хорошо помню советскую школу, потому что сама в ней училась. Уже тогда, в перестроечное время, родители могли себе позволить высказать своё мнение по поводу образовательного процесса. Только это случалось не так часто и не так громко. Ученики тоже не всегда отличались «этическим поведением»: спорили с учителями, пытались доказать свою правоту. Я училась в классе, где все, как на подбор, считали себя самыми умными и осведомленными в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. За некоторые свои слова и поступки мне до сих пор стыдно. Но нам очень повезло с классным руководителем. Наша дорогая и уважаемая Нина Васильевна Федечкина, педагог от бога, всегда умела объяснить, где мы правы, а где — нет. Она никогда не читала нотаций, никогда не жаловалась родителям. Она просто была для нас старшим другом. Поэтому сегодня, когда я не знаю, как разрешить ту или иную сложную ситуацию теперь уже со своими учениками или с их родителями, то часто вспоминаю её слова, стараюсь представить, как бы она поступила на моём месте.

А дисциплина на уроке — понятие неоднозначное. Иногда тишина на уроке — это здорово. Иногда тишина совсем не к месту. При современных технологиях, когда применяется групповая работа или учебный спор, или технология критического мышления, когда ученика вдруг «осенило» и ему не терпится поделиться своим открытием, тишина просто неприемлема. Тут главное учить детей слушать друг друга.

ОТКУДА БЕРУТСЯ МЕДАЛИСТЫ?

—  Есть такой шутливый тест: если хочешь найти хорошего стоматолога, то спроси хороших стоматологов, у кого они лечат зубы. Применительно к нашей теме, многие педагоги Гимназии №  1 стараются отдать своих детей и внуков к вам в класс. А когда вы выпускаете 4 ‑й класс, то ваш класс один из самых сильных в параллели. За счёт чего? В чём уникальность ваших методик?

—  Никакого секрета нет. Просто стараюсь замотивировать и создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Работаем в системе на каждом уроке. Как‑то само собой получается, что все стараются, не только отличники. И, конечно, мне помогают родители.

—  Существует базовая несправедливость в отношении оценки труда учителей начальных классов. Когда школьники в среднем и старшем звене начинают «выстреливать», то никто о вас не вспоминает, все лавры достаются учителям-предметникам. То же самое с олимпиадниками, то же самое с медалистами и высокобалльниками по ЕГЭ. Есть обида? Или это нормально?

—  Ребята начинают «выстреливать» уже в начальной школе. У нас тоже проходят предметные олимпиады, различные интеллектуальные и творческие конкурсы. Дети на выпуске из 4 ‑го класса выполняют Всероссийские проверочные работы. Именно на этом этапе уже зачастую видны и будущие победители олимпиад, и высокобалльники, и медалисты. По поводу лавров — да, иногда бывает обидно. Но мы ведь не ради них работаем. Хочется, чтобы каждый из выпускников не только выучился и нашёл себя в жизни, но и в целом стал хорошим человеком.

Конечно, я помню каждого. И мне приятно, что несколько выпускников пошли по моим стопам и стали учителями, а кто‑то ещё учится в педагогических вузах. Слежу за успехами своих бывших учеников. Елена Маркова — отличница, медалистка, работает учителем английского языка. Юлия Рудакова и Анастасия Битюкова окончили вузы в Санкт-Петербурге. Дарья Пашукова окончилав этом году Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина с отличием и поступила в престижный столичный вуз. Софья Белова окончила в этом году школу с золотой медалью и поступила в Российский экономический университет имени Плеханова. Рада за всех них. Молодцы!

В КЛАССЕ ОТДЫХАЮ ДУШОЙ

—  Не так давно вас назначили завучем. Это для вас что‑то изменило? Появились новые возможности? Или это просто лишняя трата времени на административную и бумажную работу?

—  Работа завучем, конечно, отнимает огромное количество времени и сил. Большой объем бумажной работы. Отчеты, планирование, контроль и так далее. Но самым трудным оказалось не это. Здесь нужно взаимодействовать не только со своими учениками и родителями. Приходится выстраивать отношения и с административной командой, и с коллегами по цеху, и с учениками из других классов, и с родителями из других классов. Административная команда в нашей школе — это на самом деле команда. Стараемся помогать и выручать друг друга. Как учителю начальной школы, мне хочется защитить своих коллег, отстоять их интересы, помочь в работе. Коллеги, в свою очередь, прислушиваются ко мне, поддерживают. Пытаюсь со всеми находить общий язык, балансировать.

Зато теперь особенно ценю время уроков. Со своим классом отдыхаю душой. Также, как и раньше, организую мероприятия, готовлю детей к конкурсам и олимпиадам. Считаю, интересы моих учеников не должны страдать от того, что у меня появилась дополнительная нагрузка. Для них ничего не изменилось. Вот только я сейчас прихожу в школу первая и часто ухожу последняя.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ?

—  Старая тема, которая уже много лет волнует прогрессивных родителей. Надо ли обучать детей чтению и письму до прихода в школу? Надо ли вообще как‑то готовиться к первому классу?

—  Готовиться к школе и в самом деле необходимо. Хотя бы для того, чтобы легче прошел процесс адаптации. У некоторых детей этот период затягивается на несколько месяцев. Но это не значит, что с ребенком нужно перед школой пройти программу первого класса, это ни к чему. На первом месте должна быть психологическая готовность к школе. Некоторые детские сады приводят детей в школу на экскурсию. Это здорово. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, пониматьправила поведения в различных ситуациях. Должны быть развиты навыки самообслуживания. У ребенка должны быть сформированы некоторые представления об окружающем мире.

Что должен знать будущий первоклассник? Фамилию, имя, отчество, адрес, название страны. Времена года, части суток, дни недели. Знать самые распространённые растения и животных. Ребенок должен уметь считать, как минимум, до 10 и обратно, ориентироваться в пространстве — право, лево, вверх, вниз, знать геометрические фигуры. Должен уметь описывать по памяти предмет или явление. Уметь определять первый звук в слове, место звука в слове. Знать хотя бы самые распространенные сказки. Уметь пересказывать небольшие тексты. Отвечать на вопросы неодносложно, а полным предложением. Читать наизусть стихи.

Школа не требует, чтобы будущий первоклассник умел читать. Но если он читает хотя бы по слогам или знает буквы, это уже хорошо. Учить ребёнка писать, прописывать буквы в прописи точно не нужно. Важнее подготовить руку к письму: лепка, раскрашивание, вырезание, собирание пазлов.

РИСКИ РАННЕЙ «СОРТИРОВКИ»

—  Как относитесь к конкурсному отбору, который практикуют пермские статусные школы? К примеру, есть сильный педагог, к нему конкурс три человека на место. Проводится тестирование, и отбираются лучшие. Или как вам идея сегментировать детей уже в начальной школе, создавая гуманитарные и математические классы?

—  Обе идеи для меня неприемлемы. Считаю, так быть не должно. На этом этапе у детей должны быть одинаковые шансы и широкий спектр изучаемых предметов. Очень часто бывает, что ребенок раскрывается только к концу первого класса, а то и позже. А мы их ещё на этапе входа в школу «сортируем»: этого — в сильный класс, того — в слабый, этого — в гуманитарный, того — в технический.

У меня училась девочка, которая пришла в школу с заключением ПМПК, с рекомендацией учиться по адаптированной программе. Она закончила начальную школу круглой отличницей.

—  Для обучения ребёнка в начальной школе номер учебного заведения и уровень преподавания в среднем и старшем звене совсем неважен. Детей отдают конкретному педагогу. Но после 4 ‑го класса нужно делать выбор. Если в среднем звене не самый выдающийся учительский состав, есть смысл менять школу на более сильную? Или не рисковать новой социализацией ребёнка и оставить всё, как есть?

—  Однозначного ответа не существует. Если ребенок сильный, он возьмет свое, независимо от того, кто его учит. Здесь выбор стоит за родителями, за желанием ребенка. С другой стороны, если нашли школу по тому направлению, к которому ребёнок больше склоняется, и если у этой школы хорошая материально-техническая база, то почему бы и не попробовать?

С ПРАЗДНИКОМ, КОЛЛЕГИ!

—  Приближается День учителя. Будет много цветов, подарков, поздравлений. Что бы вы хотели пожелать своим коллегам и себе?

—  День учителя — праздник всенародный, ведь у каждого в жизни был учитель. Хочется пожелать коллегам видеть на уроке радостные, пытливые, удивленные глаза детей. Побольше вам профессиональных достижений, вдохновения, понимающих и благодарных родителей, здоровья, терпения и мирного неба! Счастья вам, учителя! С праздником, коллеги!

Подготовлено редакцией «ВК»