Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

ПЯТЬСОТ МИЛЛИОНОВ МИНУС («ВК» №46)

Каким будет бюджет Краснокамского муниципального округа в 2025 ‑2027 годах

Когда официозные газеты и сайты начинают рассказывать про завершение работы над проектом бюджета, большинство читателей сразу воротит нос и требует котиков. В сознании обывателя почему‑то редко выстраивается взаимосвязь между бюджетом территории и качеством жизни в ней. А, между тем, связь эта совершенно прямая: сколько денег, столько песен. Если казна ломится от миллиардов, то их хватает и на большие стройки, и на громкие праздники, и на поддержание порядка в коммунальной сфере, и на ремонты школ и детских садов, и на благоустройство. Если в бюджете со средствами плохо, то приходится затягивать потуже пояса, ставить большие проекты на паузу и ломать голову, чем расплачиваться с подрядчиками, поддерживающими жизнь территории.

ПОДСТАВЛЯЙТЕ ТАЗИКИ И ВЁДРА

Да, мы уже привыкли, что с момента создания округа в казне денег куры не клюют. Кругом стройка, разбивка скверов и парков, перекладка коммуникаций, труб и асфальта и прочие финансово затратные вещи. Казалось, так и должно быть, движуха никогда не кончится. Иные медиа-фантазёры на полном серьёзе утверждают, что сегодня на все муниципалитеты Прикамья льётся дождь федеральных денег, только успевай подставлять тазики и вёдра. И команде Игоря Быкариза просто повезло. Вранье, конечно, потому что губернаторская щедрость к Краснокамску имеет вполне объяснимую природу. Сначала деньги вышестоящих бюджетов сыпались как бонус за объединение в округ, ради которого многие поселенческие политики пожертвовали должностями и депутатскими мандатами. Когда эти обязательства были выполнены, то средства продолжали поступать уже под проектную активность.

Сегодня это уже не та полноводная денежная река, которая была ранее. Региональная власть начинает вводить политику оптимизации расходов, укрепления своего бюджета и наш округ подпадает под тот же замес, что и все остальные муниципалитеты. Налоговые новации не дают нашей территории никаких преимуществ, а недавние инициативы краевой власти в части перераспределения полномочий нам абсолютно невыгодны. Об этом на заседании депутатской комиссии по экономике, бюджету и налогам в красках рассказала начальник управления финансов окружной администрации Марина Куличкова.

РАЗНИЦУ НИКТО НЕ ВОСПОЛНИТ

Разговор про проект окружного бюджета 2025 ‑2027 годов состоялся ещё до его внесения в Думу. Марина Леонидовна сразу оговорилась перед депутатами, что это не стандартный доклад про бюджет с компьютерной презентацией, а просто информация о том, в каких сценарных условиях формировался главный финансовый документ муниципалитета, что на него влияло и какие с ним есть сложности. Ведь хотя работа над новым трёхлетним бюджетом официально началась с распоряжения главы от 24 мая 2024 года и проект был свёрстан к 1 ноября, но он будет постоянно корректироваться. Ровно до тех пор, пока окружная Дума не утвердит его во втором чтении на своём декабрьском заседании.

Вёрстка бюджета идёт сразу в двух проекциях — по доходам и расходам. Расходная часть сформирована по программному принципу. Есть девятнадцать муниципальных программ, в них перечни мероприятий, целевые показатели и ориентировочная стоимость. Большинство из них отнесено к так называемым защищённым статьям бюджета. Ну, как оплата коммуналки в казённых учреждениях или зарплата муниципальных бюджетников. Это нельзя не оплачивать. И есть доходная часть бюджета, которая рассчитывается на базе прогнозных показателей поступления в казну муниципальных налогов и сборов, субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов. По словам Марины Куличковой, разница по доходам и расходам очень значительная. Округу не хватает около 500 миллионов рублей. И эту разницу никто не восполнит.

ЖЕРТВУЯ РЕМОНТАМИ

Пришлось проводить балансировку бюджета, серьёзно сокращать расходную часть. Понятно, что социальную сферу — школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и культуры — трогать нельзя. Они будут и далее финансироваться на все сто процентов. На уровне 2024 года будут сохранены и расходы текущего характера — это, в основном, коммуналка, содержание дорог и сфера благоустройства. Сохранено участие округа в федеральных и региональных проектах, где требуется софинансирование из местной казны. Это проекты «Регион для молодых» и «Комфортный край», программа по переселению из ветхого и аварийного жилья, а также анонсированные губернатором мероприятия по перекладке сетей водоснабжения и водоотведения, связанные с прошлогодней коммунальной аварией на Шоссейной.

Всё, что не относится к расходам обязательного характера и к инвестиционным проектам с привлечением средств вышестоящих бюджетов, было оптимизировано и сокращено. Пожертвовали даже святым — ремонтами, их финансирование исключено из проекта бюджета полностью.

ТУРПОТОК ПРОХОДИТ МИМО

Федеральная власть, конечно, пытается помочь муниципалитетам с наполнением доходной части бюджетов. Нынче органам местного самоуправления предоставлено право с 1 января 2025 года ввести на своей территории туристический налог. Налогоплательщиками в данном случае будут являться организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест временного проживания «в классифицированных средствах размещения». Речь идёт о гостиницах, включенных в соответствующий реестр. Налоговая ставка — от 1 процента стоимости проживания в 2025 году с поэтапным повышением до 5 процентов в 2029 году. При этом минимальный размер — 100 рублей в сутки с человека.

Звучит всё это, конечно, заманчиво. Ободрать туристов — святое дело. Но если начинать считать, то радоваться особо нечему. Краснокамск ведь не Чердынь, с которой в XIV веке началась Пермь Великая, не Кунгур, где находится знаменитая на всю страну ледяная пещера, и не Губаха, где зимой всё Прикамье катается на горных лыжах. Турпоток проходит мимо нас. В нашем городе нечего смотреть. К нам едут не на отдых. В наших гостиницах останавливаются в основном командировочные. И неудивительно, что в федеральном реестре классифицированных средств размещения значится всего пять краснокамских организаций — гостиница «Кама», гостиница «Солнечная Аджария», загородный лагерь «Нечайка», «Кедровый дом» и «Семёрочка». К примеру, в Перми таких — 144, в Чайковском — 23.

Какой смысл вводить туристический налог, если в Краснокамске находится, грубо говоря, полтора налогоплательщика с невыдающейся экономикой?! Подгрузить дополнительными финансовыми обязательствами детский загородный лагерь «Нечайка», чтобы он обанкротился и закрылся?! Поэтому в окружной администрации склоняются к тому, чтобы отложить введение налога на территории муниципалитета на год. Посмотреть, как это будет работать в других округах и уж потом принять решение. Хотя в краевом правительстве настаивают, чтобы туристический налог был введён во всех без исключения муниципалитетах Прикамья с 1 января 2025 года.

ГДЕ ВЫ, ВЛАДЕЛЬЦЫ ДВОРЦОВ И ПОМЕСТИЙ?

Ещё одна интересная тема, подброшенная муниципалитетам для пополнения казны,— предоставление права повысить налоговые ставки с 1 января 2025 года в отношении дорогостоящего имущества. Пусть богатые платят больше! Так, действующая ставка земельного налога — 0,3 процента от кадастровой стоимости. В отношении дорогостоящих земельных участков, занятых объектами жилого фонда и используемых под ведение личного подсобного хозяйства, возможно повышение ставки до 1,5 процентов. То есть сразу в пять раз! По налогу на имущество несколько скромнее. Действующая ставка — 2 процента от кадастровой стоимости. Федералы дали право муниципалитетам повысить её до 2,5 процентов. То есть на четверть.

Всё отлично. Только вот дорогостоящее имущество — земля или объекты — должны иметь кадастровую стоимость от 300 миллионов рублей и выше. Окружная администрация сделала запрос в налоговую инспекцию, чтобы выяснить, сколько у нас таких объектов, и спрогнозировать возможные дополнительные поступления в казну. Ответ разочаровал. Такого имущества на территории Краснокамского городского округа, увы, нет. Нет ни частных дворцов, ни помещичьих угодий. Поэтому повышать налоговые ставки в этом сегменте не планируется. Нет смысла замусоривать нормативную базу «мёртвыми» документами.

230 МИЛЛИОНОВ ПРОСТО ИСЧЕЗНУТ

Если федеральные новации никаких новых доходов окружному бюджету не принесут, то региональные тем более. Как‑то незаметно для городских политических активистов и наблюдателей прошло принятие краевого закона о перераспределении полномочий между субъектами госвласти и органами местного самоуправления. Краевая власть решила с 1 января 2025 года облегчить жизнь муниципалитетам и изъять у них ряд полномочий в области градостроительной деятельности и дорожного строительства. То есть с нового года проектировать, строить, реконструировать муниципальные объекты в сферах образования, культуры и спорта сметной стоимостью свыше 50 миллионов рублей, а по дорожной сфере — свыше 450 миллионов рублей, будет краевая власть.

Можно было бы махнуть рукой: пусть строят. Имиджево окружная администрация даже выиграет, потому что поводов для критики со стороны оппозиции сразу станет меньше. Да и в целом новация выглядит логично, ведь большая часть средств на эти стройки итак поступала из бюджетов вышестоящих уровней. Но в том‑то и проблема, что региональная власть вместе с полномочиями забирает деньги. Если сегодня окружной бюджет получает 18,5 процентов от валового сбора НДФЛ (налога на доходы физических лиц) на территории муниципалитета, то с 1 января 2025 года будет получать только 15 процентов. Регион забирает 3,5 процента. Это большая цифра. Начфин Марина Куличкова сообщила депутатам, что в 2025 году бюджет недополучит 66,2 миллионов рублей, в 2026 году — 76,3 миллионов, в 2027 году — 87,9 миллионов рублей. В разрезе трёхлетнего бюджета выпадающие доходы составят 230 миллионов рублей.

—  Эти деньги у нас просто исчезнут,— объясняла Марина Леонидовна,— и это никак не компенсируется…

НЕРАВНОЦЕННЫЙ ОБМЕН

Депутаты тоже любят считать, поэтому на комиссии сразу задались вопросом, что будет строить краевая власть на территории нашего округа в рамках новых градостроительных полномочий? Выяснилось, что в правительстве уже утверждена адресная инвестиционная программа на 2025 ‑2030 годы. В неё попали пять краснокамских объектов: Дом культуры на 50 мест в деревне Ново-Ивановка — 112 миллионов рублей; реконструкция стадиона «Россия» — 263 миллиона рублей; строительство зала бокса — 100 миллионов рублей; строительство пристроя к бассейну «Дельфин» — малой чаши бассейна с газовой котельной — 70 миллионов рублей; капремонт берегоукрепления на р. Кама протяжённостью 1,7 километров — 105 миллионов рублей.

Вроде бы отлично, за пять лет — пять дорогостоящих объектов. Что ещё надо?! Однако, как отметила Марина Куличкова, в трёхлетний горизонт планирования включен только один объект — зал бокса, который обещано построить в 2025 ‑2026 годах. Все остальные объекты отодвинуты на 2028 ‑2030 годы. Математика получается простая. Краевое правительство за три предстоящих года возведёт в Краснокамске один объект стоимостью 100 миллионов рублей. Но в то же время за эти три года заберёт у округа на исполнение градостроительных полномочий 230 миллионов рублей. Это открытие неприятно удивило депутатских корпус. Начав полемику, они напомнили, что округ свои 230 миллионов рублей однозначно вложил бы в софинансирование проектов, превратив их за счёт привлечения федеральных и краевых денег в миллиард.

Сто миллионов рублей, которые будут вложены в Краснокамск, и миллиард, который можно было бы вложить в Краснокамск при старой налоговой базе,— деньги несопоставимые. Поэтому народные избранники прямо спрашивали у администрации, почему они не возражали, когда краевой парламент согласовывал с ними закон об изъятии градостроительных полномочий с муниципального уровня на региональный?! Почему не показали эти цифры?! Ведь очевидно же, что муниципалитету это невыгодно, это неравноценный обмен.

—  Когда шло согласование этого закона, мы, конечно, возражали, но… — грустно подытожила Марина Леонидовна.

Редакция «ВК»