Окружная Дума сохранила ежемесячные депутатские компенсации в размере 15 тысяч рублей
Мы долго думали и решали, кому же из краснокамских политиков Дед Мороз вручил самый ценный подарок. Мнения сотрудников «Вечёрки» разошлись. Одни считали, что настоящее новогоднее чудо случилось с бывшим чечёткинским замом Виктором Хмызом. Он уже давно вышел в тираж, развалил всё, что ему когда‑либо доверялось, а на последнем ответственном посту — директора МУП
ЭКОНОМИЯ НА ПОЧЁТНЫХ ГРАЖДАНАХ
В Пермском крае борьба с муниципальными привилегиями идёт уже пятый год. Региональные власти ещё при губернаторе Максиме Решетникове настоятельно рекомендовали всем территориям избавиться от избыточных расходных обязательств бюджета — оплачиваемых депутатских ставок, дополнительных выплат для различных категорий населения и прочих бонусов. Шантажировали сомневающихся исключением из федеральных и краевых проектов и программ. Поэтому большинство муниципалитетов нехотя взяли под козырёк, отобрав у своих спикеров зарплаты, снизив депутатские компенсации до 2 ‑3 тысяч рублей в год и максимально урезав расходы казны на банкеты и буфеты.
Наша окружная Дума, сформированная из сторонников бывшего главы Виктора Соколова и краевого депутата от КПРФ Игоря Малых, изначально поражала своей отмороженностью и цинизмом. Депутаты легко сняли зарплату со спикера Юрия Трухина, который из‑за поражения Виктора Соколова в борьбе за кресло главы вмиг превратился из лидера большинства в никому не нужную хромую утку. Также легко Дума пересмотрела положение о Почётных гражданах Краснокамска, лишив заслуженных и уважаемых людей совершенно символической выплаты в размере 2 тысяч рублей в месяц. Вы представляете?! Банкрот и расхититель бюджетных средств Юрий Ильюшенко, бесквартирный зубник на полставки Юрий Науменко, мутные пермяки Максим Мокрушин с Николаем Скрипниковым и прочие не пойми кто публично унизили лучших краснокамцев — основателя школы самбо Василия Перчика, первого директора свинокомплекса Авенира Грамолина, легендарного учителя Георгия Одинцова, многолетнего директора совхоза «Труженик» Николая Пономарёва, знаменитого хирурга Юрия Сухих и многих других.
Да, депутаты сэкономили на премиях для трёх десятков ныне живущих Почётных граждан Краснокамска чуть больше 600 тысяч рублей в год. Но экономить на себе категорически отказались. Ещё тогда, в октябре 2018 года, они утвердили компенсации для депутатов новой окружной Думы в размере 15 тысяч рублей в месяц, а для спикера ввели двойную сумму — 30 тысяч рублей. Нетрудно посчитать, что годовая выплата на каждого рядового народного избранника составляет 180 тысяч рублей, а для спикера — 360 тысяч рублей в год. Почётным гражданам такое поощрение даже не снилось! Общий объём бюджетных расходов на компенсации депутатскому корпусу — более пяти миллионов рублей в год. На рекомендации краевого минфина убрать непрофильные расходы наша Дума просто наплевала.
ИЗБИРАТЕЛЬ ПРОСЛЕЗИЛСЯ БЫ ОТ УМИЛЕНИЯ
Мы не знаем, что произошло, но, спустя почти четыре года, к этой теме неожиданно подключился прокурор Михаил Третьяков. В сентябре прошлого года он прислал в Думу протест на решение «Об утверждении Положения о компенсационных выплатах депутатам Думы Краснокамского городского округа» от 24 октября 2018 года. По мнению Михаила Васильевича, это Положение полностью противоречит статьям 40, 43 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьям 34, 86 Бюджетного Кодекса РФ. Принятый депутатами документ предусматривает не компенсацию расходов в связи с депутатской деятельностью, а систематическую выплату денежных средств в фиксированном объёме без какой‑либо отчётности. Это даже не зарплата, потому что она требует выполнения какой‑то конкретной работы и осязаемых результатов. Это просто приятный бонус из бюджета.
Согласитесь, что вопросы есть. Каждый месяц, день в день, депутату на карту приходит 15 тысяч рублей. Работал ты или не работал, ходил на Думу или не ходил, встречался с избирателями или не встречался, рассылал им открытки или вообще о них не вспоминал — не имеет значения. Деньги тебе всё равно придут. Без учёта отработанного времени и расходов на нужды своего округа. Прокурор считает: раз нет отчётности, значит это не компенсация расходов, а денежное вознаграждение. Но поскольку наши депутаты все без исключения работают в Думе на общественных началах, то вознаграждение для них действующим законодательством не предусмотрено. О чём Михаил Васильевич и сообщил в своём протесте, который пришёл в Думу с четырёхлетним опозданием. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Появляется шанс исправить кривую ситуацию.
Мы‑то думали, что начнётся позиционная борьба. Каждая сторона будет пытаться выжать из ситуации максимум дивидендов. Прокурор будет настаивать на полной отмене компенсаций и потом обязательно пойдёт в суд, чтобы истребовать у депутатов незаконно полученные выплаты из бюджета за четыре года. Это с каждого из девятнадцати депутатов — по 720 тысяч рублей, а со сбежавшего в Пермь бывшего спикера Юрия Трухина — порядка 1,3 миллионов. Итого почти 15 миллионов рублей, которые прокурор мог бы вернуть в бюджет и записать в свой послужной список. А депутаты могли переиграть прокурора, отклонив его протест и инициировав отмену компенсаций депутатской группой «Единая Россия». Отличный был бы пиар под конец созыва, в преддверии выборов в Думу в 2023 году: партия власти из всех сил экономит ресурсы и пускает под нож последние депутатские привилегии. Избиратель прослезился бы от умиления.
КУРТКА ЗАМШЕВАЯ. ТРИ!
Дальнейшее развитие событий показало, что мы сильно переоценили уровень участников этой трагикомедии. Так, 24 ноября на заседании депутатской комиссии по экономике, бюджету и налогам, где впервые публично обсуждалась тема компенсаций, солировал не прокурор Михаил Третьяков и не председатель фракции «Единая Россия» Дмитрий Бабкин, а консультант Думы Юлия Базарова. Она заявила, что сегодня есть три пути. Первый: оставить всё, как есть, спровоцировав прокуратуру на поход в суд. И тогда компенсации 100 ‑процентно будут отменены, потому что судебная практика не в пользу представительных органов. Второй путь — воспользоваться опытом других территорий. Третий — разработать что‑то своё.
За лучшим опытом Юлия Викторовна обратилась к старшим товарищам, в аппарат краевого Законодательного Собрания. Там предложили использовать Положение о компенсационных выплатах депутатам Думы Ординского округа, на которое вообще не посягала ни одна прокуратура. В нём всё предельно просто. Народным избранникам компенсируются исключительно те доходы, которые они не получили на своём рабочем месте из‑за участия в думских мероприятиях. Депутат приносит в аппарат Думы приказ с места работы, где указано, в какие дни и сколько смен он пропустил. Плюс приносит справку о среднемесячной зарплате. Исходя из этого, депутату начисляют денежную компенсацию, но не более, чем за пять рабочих дней.
Попытка разработать собственный вариант компенсационного механизма упёрлась в абсолютную инертность депутатов. Докладчик Базарова посетовала, что давно трясёт с народных избранников предложения, какие расходы они желают компенсировать, но реакция нулевая. Поэтому подготовила проект Положения на свой страх и риск, видимо, под патронажем спикера Дмитрия Чеплыгина и краевого депутата Игоря Малых, который буквально живёт в апартаментах окружной Думы. Там предлагается сохранить уровень компенсации в размере 15 тысяч рублей, с лимитом на группы расходов и отчётностью. К примеру, транспортные расходы предлагается компенсировать в пределах 5 тысяч рублей, услуги связи — в пределах тысячи, на размещение материалов о деятельности депутатов в СМИ — в пределах полутора тысяч, канцелярские — в пределах 500 рублей и так далее.
Надо ли рассказывать, что Ординский опыт наши депутаты сходу зарубили, как финансово невыгодный?! Надо ли рассказывать, как Дмитрий Теплов и Дмитрий Чеплыгин наперебой плакались о непомерных тратах на депутатскую деятельность и избирателей?! Причитания про дороговизну бензина, цветов, открыток и подарков почему‑то напомнили бессмертную комедию Гайдая: всё, что нажито непосильным честным трудом, три магнитофона, три кинокамеры заграничных, куртка замшевая, три… Маргинальная дискуссия закончилась распальцовкой депутата Вяткина: «Пусть прокуратура в суд походит и порешает про компенсации. Скажут — нет! Тогда и откажемся».
В ПОИСКАХ БИЛЕТОВ И ЧЕКОВ
Спор между прокуратурой и Думой выглядел безнадёжно и, казалось, был обречён на переезд в суд. Но, видимо, какая‑то закулисная работа всё же шла. И вопрос всё‑таки попал в повестку декабрьского заседания Думы. Консультант Юлия Базарова уже не выглядела такой растерянной и чётко доложила основные параметры предлагаемого Положения о депутатских компенсациях. Понятно, что об их полной или частичной отмене, на чём изначально настаивал прокурор, речи вообще не шло. Сохраняется полная сумма — 15 тысяч рублей в месяц для рядового депутата, двойной размер — для спикера. Но вводятся направления расходования и отчётность. Возможно, именно эти условия стали достаточными, чтобы Михаил Третьяков согласовал новую редакцию Положения о депутатских компенсациях и не имел к ней никаких претензий.
Итак, каковы параметры нового «Положения о компенсационных выплатах депутатам Думы КГО»? Средства с последующим возмещением депутаты могут направлять на транспортные расходы, на услуги связи, на приобретение поздравительных открыток и цветов, на канцтовары, на бумагу для копировальной техники, на заправку картриджей, на оплату размещения публикаций о деятельности депутата в СМИ, на информирование граждан, на возмездное оказание услуг по ведению соцсетей, на организацию проведения мероприятий. Положение начинает действовать с 1 января 2023 года. Теперь для получения компенсаций депутатам необходимо подавать в Думу пакет документов, включающий заявление, финансовый отчёт с приложенными чеками и ещё ряд бумаг. И только после проверки этого пакета деньги будут падать народным избранникам на банковские счета и карты.
Мы, кстати, не сомневаемся, что у большинства депутатов обналичка таких сумм никаких трудностей не вызовет. Да, возможно, банкроту Юрию Ильюшенко придётся периодически тусоваться на вокзале и на заправках, рыться в урнах и помойках в поисках билетов и кассовых чеков, чтобы потом предъявить их к оплате. Депутатская компенсация — это его единственный официальный доход. Ну, а остальным народным избранникам финотчёты состряпают карманные бухгалтера. Ведь 15 тысяч в месяц, а для спикера Чеплыгина — 30 тысяч,— на дороге не валяются и на выборах следующим летом лишними точно не будут. Можно будет оплатить площади в газетах и страницы в социальных сетях с развесистой лапшой о служении краснокамским избирателям и бескорыстном отношении к бюджету. В надежде, что люди проглотят и опять проголосуют за них.
Редакция ВК