Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

ПЕРВАЯ ПРАВКА («ВК» №11)

Окружная Дума утвердила изменения в бюджет текущего года, увеличив расходную часть на 200 миллионов рублей

Финансовый год едва успел начаться, а окружная администрация с Думой уже взялись за перевёрстку бюджета. Но упрекать власти в слабом прогнозировании доходов и расходов казны мы бы не торопились. В конце концов, бюджет на 2024 год верстался и принимался, когда итогов исполнения бюджета 2023 года ещё не было. А прошлый год для нашего округа завершился на оптимистичной ноте. Городская экономика продолжала идти в рост, возвращаясь к допандемийным уровням и наращивая производство за счёт импортозамещённого товарооборота. Особенно заметным стало увеличение фондов оплаты труда на предприятиях, что отразилось в доходной части бюджета. При прогнозном плане 9,8 процента рост поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составил 17 процентов. То есть почти вдвое выше плановых показателей. В казну упало дополнительно более шестидесяти миллионов рублей. Изменения в бюджет потребовались не только для того, чтобы решить судьбу данных средств, но и для увеличения планов по доходам бюджета на 2024 год, с учётом окончательной цифры годового сбора НДФЛ. Рассмотрение поправок в бюджет, проходившее на площадке окружной Думы, вызвало острые дискуссии на темы социальной ответственности власти, иждивенчества отдельных слоев населения и кредитных долгов казны.

В МИНУС БЮДЖЕТ НЕ УЙДЕТ

Предлагаемые изменения в бюджет были разосланы депутатам ещё с месяц назад, задолго до их рассмотрения. Поэтому начальник финуправления Марина Куличкова на заседании комиссии по экономике, бюджету и налогам сразу оговорилась, что первоначальный документ и нынешний несколько отличаются. Ведь краевым правительством в конце прошлого года было дано указание, что все правки в муниципальные бюджеты должны в обязательном порядке согласовываться с краевым минфином. Наши финансисты согласовали изменения с одним замечанием — рекомендацией зарезервировать средства на погашение задолженности муниципальных предприятий за газ. По оперативным данным, в нашем округе на 1 января задолженность за газ была только у одного предприятия — у МУП «Овер-Гарант», в сумме 7 миллионов 263 тысячи рублей. Эта сумма и была дополнительно включена в пакет поправок.

Если вернуться к базовому документу, то пакетом поправок предлагалось увеличить доходную часть бюджета на 68 миллионов рублей, расходную — на 200 миллионов, а дефицит — на 132 миллиона. Забегая вперёд, заметим, что дефицит является техническим, «бумажным». По факту его размер равен объему собственных средств бюджета, сформированному из остатков на начало года. Этими «свободными остатками» на счетах дефицит и будет перекрыт. В минус бюджет не уйдёт.

ПОД ЗАДАЧАМИ КРАЕВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Теперь, что касается доходной части. По словам Марины Леонидовны, изменения доходов связаны с увеличением плана по налоговым и неналоговым доходам на сумму 65 миллионов рублей, в том числе НДФЛ — на 62 миллиона, доходов от продажи земельных участков — на 3 миллиона рублей. Корректировка планов осуществлена, исходя из фактического поступления доходов за 2023 год, это в отношении подоходного налога, и за текущий период — это в отношении доходов от продажи земельных участков. Также увеличен план по безвозмездному поступлению на сумму 2 миллиона 897 тысяч рублей. Это дотация из краевого бюджета на стимулирование муниципалитетов к увеличению количества самозанятых граждан.

Изменения расходной части, конечно же, не такие компактные. Как рассказала начфин, при формировании поправок они руководствовались задачами краевого правительства. Их три. Первая — выполнение указов президента по повышению зарплаты бюджетникам. На эти цели зарезервировано 20 миллионов рублей, впоследствии они будут распределены между учреждениями. Вторая задача — погашение задолженностей муниципальных унитарных предприятий за потреблённый газ. Здесь подготовлена поправка по выделению субсидии для МУП «Овер-Гарант» на 7,2 миллионов рублей. Третья задача — выполнение комплексных планов развития территории. В этом направлении мероприятий много, суммы разнятся. Поэтому перечислим только самое затратное.

Так, 60 миллионов рублей предусмотрены на проведение ремонта образовательных учреждений, связанного с исполнением судебных решений и устройством звукового оповещения для эвакуационных мероприятий. На реализацию программы расселения из аварийного жилищного фонда запланировано 27 миллионов 113 тысяч рублей. Это на снос 39 аварийных многоквартирных домов и изъятие нежилых помещений в аварийном жилфонде. Выделяются 14 миллионов 600 тысяч рублей на ликвидацию аварии на сетях водоотведения по улице Шоссейная. На исполнение решений судов по капремонту домов по Декабристов, 25 и Карла Маркса, 56 заложено 11 миллионов рублей.

Есть в своде поправок и новые расходы. Это финансирование проектов, дизайн-проектов для участия в федеральных проектах и программах. Своего рода заделы на будущее: модельная библиотека, заявка на конкурс «Малые города», общественная территория «Бульвар Звёздный» и многое другое.

ЛУЧШЕ КУПИЛИ БЫ ТРАКТОР

Понятно, что бюджетная политика сегодня жёсткая и каждый рубль, свободный от обязательств, ценится на вес золота. Именно поэтому депутаты устроили дискуссию по поправке в семь с лишним миллионов рублей на погашение газовых долгов. «Опять деньги в никуда! Реально жалко! Лучше бы трактор купили на эти деньги!» — их общее резюме. И это объяснимо, потому что каждый год казна выделяет субсидии для МУПа «Овер-Гарант», чтобы он расплатился с газовиками. Счёт идёт уже на десятки миллионов. Но в политике предприятия ничего не меняется. Долги растут при любой погоде. Вот и спрашивали депутаты у главы, может, мол, пора заменить руководство «Овер-Гаранта»?!

У главы мнение другое. Он считает, что ситуацию изменит не смена руководства, а смена жителей. Речь идёт о посёлке Оверята, часть которого МУП «Овер-Гарант» обеспечивал теплом и горячей водой. Собираемость платежей там 62 процента. Долговые обязательства жильцов, подтверждённые судебными решениями и исполнительными листами, составляют 18 миллионов рублей. Взыскать эти деньги судебные приставы не могут, поскольку у неплательщиков нет ни официальных мест работы, ни имущества, ни банковских счетов. Однако Игорь Быкариз настроен оптимистично и считает, что нынешний год станет переломным. Со следующего года долги населения перед тепловым МУПом начнут снижаться. Поскольку депутаты на это лишь скептически махали рукой, глава рассказал подробности.

Оказывается, львиную долю долгов в Оверятах все прошедшие годы давали 8 аварийных домов. Там жили люди, которые давным-давно перестали платить коммуналку как бы в знак протеста, что их не переселяют. Пять таких домов уже расселили, в текущем году будут расселены оставшиеся три. А значит, этих «корпоративных неплательщиков» в посёлке больше не будет. Есть ещё два многоквартирных дома по Заводской, 4 и Заводской, 6, которые дают аналогичные проблемы. Они построены в рамках госпрограммы обеспечения жильём детей-сирот. Жильцы — со всего Пермского края. Ясно, что живущие там люди уже давно не дети и не сироты. Все они совершеннолетние, у многих семьи. Однако к обычной жизни часть из них абсолютно неприспособленна, отвечать за себя и своё имущество не готова, потому что в детских домах их этому не научили.

С призывами депутатов применить какие‑то радикальные методы в отношении неплательщиков-сирот глава категорически не согласился. Считает, что дети-сироты — это ноша государства. Но в то же время у Игоря Быкариза абсолютно циничный взгляд на выход из этой, казалось бы, патовой ситуации. То есть либо эти дети-сироты повзрослеют и начнут исполнять свои обязательства по коммунальным платежам, либо не повзрослеют и продадут своё жилье, в котором появятся другие, более ответственные собственники. Процесс продажи квартир в этих домах уже прошёл. Два жилых помещения сменили хозяев. И сразу началась своевременная оплата коммунальных услуг.

КРЕДИТНОЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕЧЁТКИНА

Странным было бы, если бы при обсуждении проблем казны не всплыла тема бюджетного кредита. Депутаты отметили, что президент Владимир Путин в недавнем послании Федеральному Собранию предложил списать регионам не менее 2  / 3 от общего объёма бюджетных кредитов. Раз федеральный бюджет готов списать кредиты регионам, то будет ли списывать региональный бюджет кредиты муниципалитетам? Ведь для нашего округа эта тема крайне актуальная. Муниципалитет вогнал в долги ещё мэр Юрий Чечёткин, набрав кредитов в коммерческих банках под бешеные проценты. При создании городского округа краевые власти загасили почти 100 ‑миллионный кредит перед банками, чтобы муниципалитет не обанкротился на выплатах процентов. Это было не бесплатно. Обязательство было переоформлено на городской округ, как бюджетный кредит муниципалитету под символическую процентную ставку.

Глава Игорь Быкариз согласился с депутатами, что тема есть. Да, городской округ уже загасил часть кредита, но остались обязательства на 65 миллионов рублей. Отдавать долги Чечёткина, конечно же, никому не хочется. Окружная администрация постоянно в переговорах с краевым минфином на предмет переноса обязательств на более поздний период, потому что в округе реализуется очень много финансово ёмких проектов, важна каждая копейка. В прошлом году манёвр не удался и окружной казне пришлось выплатить в краевой бюджет 9,5 миллионов рублей. Нынче край пошёл навстречу и сдвинул выплату сразу на два года, следующий транш — только в 2026 году. Но это, как оказалось, не единственная хорошая новость. Выяснилось, что в краевом правительстве после послания Владимира Путина начали на полном серьёзе обсуждать вопрос списания бюджетных кредитов муниципалитетам.

Подробностей пока, к сожалению, нет. Однако контуры будущей схемы просматриваются. Муниципалитетам не спишут долги, как таковые. Им разрешат аккумулировать средства в объёме долга и направлять их на финансирование собственных инвестиционных проектов. Пусть всё это немного криво, потому что перечень таких проектов будет согласовывать краевое правительство, но это точно выгоднее, чем просто отдавать деньги в край. Поэтому глава и депутаты ждут внесения в Заксобрание соответствующего законопроекта. Ждут и верят, что до 2026 года его примут. И тогда появится реальный шанс избавиться от старого кредитного наследия.

HAVAL — ЭТО СЛИШКОМ ЖИРНО

Да, бюджетная проблематика слишком казённа и скучна. Но иногда и здесь бывают прорывы, которые бы дали фору развлекательному контенту на федеральных телеканалах. Нынче на заседании комиссии таким хедлайнером был Вадим Артёмов, которого возмутило, что на празднование дня посёлка Оверята дали столько же денег, сколько и на день села Стряпунята. То есть всего‑то двести тысяч рублей! И это при том, что у Оверят нынче юбилей — 125 лет. Поэтому депутат Артёмов требовал добавить на празднование дня посёлка ещё денег. Ему пока не сказали ни да, ни нет. Однако заметим, что село Стряпунята тоже отмечает юбилей — 165 лет. Но в Думе этого не знают, своего лоббиста у этого населённого пункта в органах власти нет.

Если же хочется погрузиться в протестную повестку и повозмущаться на лавочке у подъезда или в социальных сетях, то нужно изучать заключение Контрольно-счётной палаты на проект изменений в бюджет. Нам очень понравилось предложение КСП обратить внимание на выделение 3 миллионов 99 тысяч рублей для обновления автопарка МКУ «Агентство по обслуживанию муниципальных учреждений», на приобретение автомобиля HAVAL F7X. Солидарны, что китайский паркетник, собранный под Тулой, нашим чиновникам ни к чему. Слишком жирно будет. Да и вообще, надо быть скромнее и поддерживать отечественного товаропроизводителя: гонять на тольяттинских «четырках» или «грантах».

Впрочем, никакой системной депутатской критики пакет поправок к бюджету не вызвал. Депутаты утвердили предложенные изменения на заседании Думы единогласно. Это первая корректировка бюджета. В течение года таких мероприятий может быть не больше четырёх.

Редакция «ВК»