Пермский межрайонный природоохранный прокурор Л. А. Моисеевских рассказала о работе своего ведомства на территории Краснокамского округа в 2022 году
Наконец‑то федеральные власти вспомнили о том, что в России есть не только уникальные водные объекты типа озера Байкал, но и большие, системообразующие реки. Президент страны Владимир Путин в своём недавнем послании сообщил о планах по оздоровлению крупных рек страны, в том числе и Камы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ТРЕНД ДАЁТ НАДЕЖДУ
Тема экологической реабилитации главной водной артерии нашего региона возникла в кремлёвских кабинетах не на пустом месте. Последнюю пятилетку её активно продвигали правительства Пермского края, Татарстана, Башкортостана, Удмуртской республики и Кировской области. Попав в федеральную информационную повестку, река Кама теперь уже совершенно точно войдёт в национальный проект. Он предусматривает мероприятия по восстановлению водных объектов, строительству и ремонту гидротехнических и очистных сооружений, подъему затонувших судов, снижению негативного воздействия промышленных предприятий на водные объекты.
Начало реализации проекта запланировано на 2025 год, что, конечно, порождает в нас, в краснокамцах, здоровый оптимизм. Сразу всплывают в памяти старые газетные публикации с воспоминаниями ветеранов Бумстроя, которые в 30 ‑е годы прошлого века ловили в Каме осетров, белугу, тайменя и лосося. Почему‑то верится, что с окончанием эпохи целлюлозного производства и вложением средств в экологическую реабилитацию Камы, вернутся и чистая вода, и благородная рыба. Федеральный тренд даёт надежду, что это может произойти ещё при нашей жизни. Осталось только сломать психологию
Нет пока, к сожалению, у части предпринимателей государственного экологического мышления. Сплошное потребительство. О чём, к слову, и рассказывала на последнем заседании окружной Думы Людмила Моисеевских, Пермский межрайонный природоохранный прокурор. Её доклад «О состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Краснокамского городского округа в 2022 году» надо читать всем и везде. Особенно в школах, в рамках экологического воспитания.
ЦЕНА ФЕНОЛА
Прокурор Людмила Моисеевских своё выступление перед окружными депутатами как раз и начала с того, что назвала Краснокамск «кладезем последствий прошлой хозяйственной деятельности». Горожане, конечно, уже начали забывать бьющий в нос запах горелых спичек — сернистого ангидрида, которым Камский ЦБК на протяжении десятилетий травил население. Начали забывать необычный цвет камской воды и плавучие острова из продуктов большой химии. Все выбросы в воздух и в Каму, казалось бы, сошли на нет лет 15 назад, когда на бумкомбинате было свёрнуто производство целлюлозы. Однако, по признанию Людмилы Александровны, ООО «Кама» и сегодня является наиболее крупным загрязнителем водных объектов на территории округа. Ведь данное общество является владельцем очистных сооружений, принимает канализационные стоки со всего города, чистит их и сбрасывает в Каму. Поскольку в стоках присутствуют вещества с негативным воздействием на окружающую среду, предприятие их нормирует и платит за их сброс в рамках установленных нормативов.
Старая тема с очистными сооружениями нынче обросла нюансами. В прошлом году на коллекторе ООО «Кама» произошёл аварийный инцидент. Проверку по нему проводила Пермская межрайонная природоохранная прокуратура. Организация была привлечена к административной ответственности и оштрафована на 100 тысяч рублей. Предприятие с оборотом под шесть миллиардов рублей в год и чистой прибылью более полутора миллиардов могло бы заплатить эти копейки и забыть, но оно зачем‑то решило повоевать с природоохранной прокуратурой в судах. Решение устояло, хотя сумма штрафа была снижена до 75 тысяч рублей. Казалось бы, можно было перевернуть эту страницу, потому что виновник аварии наказан. Но во время той самой аварии была выявлена другая, более серьёзная проблема. Прокурор рассказала, что в пробах были обнаружены вещества, на которые данный хозяйствующий субъект не нормирован. С очистных сооружений ООО «Кама» в окружающую среду без санкции природоохранных ведомств сбрасывался фенол, токсичное вещество 2 ‑го класса опасности.
Природоохранная прокуратура внесла представление в адрес руководства общества. Уполномоченный орган подсчитал ущерб, который наносится водному объекту при сбросе фенола. Он составил порядка 15 миллионов рублей. Но ООО «Кама» в добровольном порядке возмещать его отказалось. Прокурор Людмила Моисеевских решает вопрос с обращением в суд. А предприятие с чистой прибылью более полутора миллиардов рублей в год, втихаря сбрасывающее в Каму ненормированные стоки, собирается опять воевать с природоохранной прокуратурой. Понятно, что у ООО «Кама» есть деньги на войну. Но всё же хотелось бы мира и экологии.
ТАЙНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ
Ещё одна больная тема — загрязнение нефтесодержащей жидкостью реки Кама в районе берегоукрепления АО «Спецнефтехиммаш». Природоохранная прокуратура установила, что эту проблему породили старые и давно не эксплуатирующиеся нефтепроводы, которые находятся под промышленной площадкой. Попытки окружной администрации и прокуратуры убедить собственников площадки — сына последнего советского директора завода Максима Савватеева и его екатеринбургских партнёров — заняться этой проблемой, ни к чему не привели. Владельцы заявляли, что их предприятие никакой деятельности, связанной с производством нефтепродуктов, не ведёт, на балансе общества никаких нефтепроводов нет, при приватизации предприятия они не учитывались, в реале этих труб никто не видел, планов этих подземных коммуникаций нет ни в одном архиве. Да и существуют ли они вообще?!
Прокурор Людмила Моисеевских честно призналась депутатам, что природоохранная прокуратура сама в суд не пошла, поскольку доказательная база для иска была крайне слаба. Ведь, по её словам, к искам прокуратуры предъявляются более серьёзные требования, чем ко всем остальным. Поэтому было решено, что исковое заявление по понуждению собственников АО «Спецнефтехиммаш» к ликвидации нефтепроводов, находящихся под промплощадкой, будет подано от администрации городского округа. А прокуратура зайдёт в судебный процесс следом, как заинтересованная сторона. И будут вместе доказывать, что эти нефтепроводы есть и их нужно демонтировать. В 2022 году все судебные разбирательства прошли, завершились в пользу окружной администрации. Положительные судебные решения были получены и в первой, и во второй инстанциях. Но ещё предстоит кассация в Екатеринбурге, рассмотрение — 16 ‑17 марта.
И прокурор, и глава уверены, что в кассации судебное решение тоже устоит. Однако с его исполнением могут возникнуть сложности. Ведь собственники площадки приняли решение выставить её на продажу. Людмила Моисеевских опасается, что со сменой ответчика может нарушится правопреемственность и придётся начинать всё сначала. Хотя глава Игорь Быкариз считает, что продажа объекта может изменить отношение к нему в лучшую сторону. Ведь нынешние собственники не заинтересованы в развитии площадки, они просто получают аренду. Но если объект выкупят реальные предприниматели, которые там как раз и арендуют промплощадки под свой бизнес, то с ними можно будет договориться о приведении в порядок имущественного комплекса, с демонтажом всего ненужного. Хотя масштаб проблемы, связанной с ликвидацией старых подземных нефтепроводов, пока никому не понятен.
ПАЛЬТА ЖИВЁТ В ГОЛОВАХ
Было бы удивительным, если бы в докладе природоохранного прокурора не нашлось места для обсуждения ситуации с рекой Пальта. Каждый краснокамец эту тему знает, хотя уже и не верит в рассказы бабушек, что они когда‑то там купались. Весь берег ещё полвека назад был завален строительным и бытовым мусором. Сегодня он складирован вдоль русла реки на протяжении 2,7 километров. Многие поколения горожан жаловались на эту несанкционированную свалку, требуя убрать мусор или спрятать это безобразие в трубу. И вот Пермская межрайонная природоохранная прокуратура в 2020 году пошла в суд, требуя от администрации Краснокамского городского округа ликвидировать отходы в водоохранной зоне реки. Суд согласился с доводами прокуратуры и обязал администрацию очистить водоохранную зону, дав срок до 31 декабря 2022 года.
Срок оказался нереален. Пальта пока не очищена. Но прокурор на Думе констатировала, что лёд тронулся. Проект реализуется двумя субъектами — краевым министерством природных ресурсов и администрацией округа — с максимальной синхронизацией. По словам Людмилы Александровны, субвенцию на расчистку русла реки краевое минприроды уже получило, проект разработан. Но расчистка русла возможна при условии, если береговая полоса будет очищена. А это уже тема ответственности муниципалитета. Прокурор очень надеется, что до июня администрация свою часть работы выполнит. Глава Игорь Быкариз отметил, что минприроды занимается и очисткой водоохранной зоны, и руслом. За администрацией закреплена верхняя часть береговой линии и решение вопросов с гаражами. Они этим занимаются. Сам Игорь Яковлевич уверен, что проект с очисткой русла Пальты в текущем году обязательно будет реализован.
Раз финансирование открыто, то мы верим: речку очистят от мусора. Но есть мнение по поводу того, что Пальта, как и разруха,— живёт в головах! Как избавить людей от привычки выкидывать мусор в реку? С чего начать? Со сноса гаражей? С установки видеокамер? С выставления патрулей?
НЕФТЯНОЕ НАСЛЕДИЕ
Поскольку Краснокамск когда‑то был городом нефтяников и вышки стояли прямо на улицах города, вблизи жилых домов, то сегодня законсервированные скважины необходимо мониторить. Ведь их на территории городского округа порядка трёхсот и каждая из них является потенциальной экологической проблемой. К примеру, как 35 ‑я скважина, которая находится в конце Звёздного, практически в 60 метрах от жилого дома. Жильцы уже давно жаловались, что она «ожила». Запах, разлив нефти, боязнь, что кто‑то туда забредёт и провалится, как в болото. Однозначный повод для иска в адрес Роснедр, которые обязаны следить за состоянием законсервированных скважин и вовремя ликвидировать любые нефтепроявления.
Однако, как призналась депутатам Людмила Моисеевских, Генеральная прокуратура её не поддержала. И надо отдать должное прокурору, что она не бросила тему, а стала искать варианты. В конечном итоге исковое заявление в суд в отношении Роснедр, федерального органа исполнительной власти, было подано простым гражданином, который живёт в доме по соседству со скважиной. Пермская межрайонная прокуратура тоже принимала участие в этом процессе и поддерживала доводы истца. Трудно поверить, но этот процесс гражданин выиграл. 12 декабря прошлого года апелляционная инстанция краевого суда засилила судебное решение первой инстанции. И сейчас Роснедра обязаны в течение года с момента вступления в силу судебного решения организовать мониторинг этой скважины и провести мероприятия по ликвидации нефтепроявлений.
Вроде бы есть повод для гордости, но прокурор переживает: если это судебное решение всё‑таки не будет исполнено, то у гражданина не хватит смелости или компетенций запросить исполнительный лист. Поэтому она просила администрацию округа держать тему на контроле, помогать жителям довести судебное решение до логического конца. Чтобы Роснедра через подведомственные учреждения провели‑таки мероприятия по ликвидации нефтепроявлений. Хотя глава Игорь Быкариз проблем здесь не видит. Он обсуждал эту тему с гендиректором ООО
Редакция «ВК»
Полную видеоверсию доклада природоохранного прокурора Л. А. Моисеевских на заседании Думы Крансокамского городского округа можно увидеть на канале «Краснокамск ТВ» и в группе газеты «Вечерний Красснокамск» в социальной сети ВКонтакте.