До конца года в округе будет снесено десять аварийных домов
Земельные ресурсы города ограничивают его развитие. Расширять территорию за счёт окраин сильно дорого, поскольку необходимо тянуть туда инженерные коммуникации и дорожную сеть. В центральном планировочном районе застройка достаточно плотная, свободных «пятаков» под новые высотки уже не осталось. Единственная возможность для развития города — это расселение деревянных бараков и их снос, с последующей комплексной застройкой освободившихся территорий. Работа по программам переселения жителей из ветхого и аварийного жилья в нашем округе идёт уже не первый год. Долгое время у муниципалитета не было средств на снос опустевших «деревяшек», чьи жители давно справили свои новоселья. Это совершенно не приближало к заявленным целям по обретению свободных от обязательств земельных участков под застройку и даже создавало новые проблемы. Ведь заброшенные дома превращались в бомжатники и место обитания уличной шпаны. Нынче деньги наконец‑то появились. Население уже наверняка успело это заметить и оценить по грохоту бульдозеров на улице Карла Маркса в городе и на улице Комсомольской в посёлке Оверята. Эта же тема заинтересовала и народных избранников из окружной Думы, но только несколько в ином ракурсе. Сколько ветхих и аварийных домов нынче расселили? Сколько планируется снести «деревяшек» до конца года? И какие перспективы использования освободившихся земельных участков?
ЦИФРА КРАСИВАЯ, НО НЕДОСТИЖИМАЯ
В повестке депутатской комиссии по городскому хозяйству заявленный вопрос звучал так — «Об организации работы по сносу и охране аварийного жилья в Краснокамском городском округе». Докладчик Юлия Отинова, председатель комитета земельных и имущественных отношений окружной администрации, начала с главного показателя: в 2024 году муниципалитет планировал расселить 39 многоквартирных домов. Цифра красивая, мощная, но, по словам Юлии Анатольевны, увы, недостижимая. Часть бараков всё равно перекочует в 2025 год. И этому есть логичное объяснение: люди готовы съехать из своих аварийных клеток хоть сегодня, но ещё не завершено строительство дома по Чапаева, 30, где для них как раз и зарезервированы новые квартиры. Все ждут сдачи дома. Это произойдёт в следующем году.
Зато со сносом всё прозрачно и понятно. На конец августа шесть муниципальных контрактов уже исполнены, дома разобраны, акты подписаны, начались выплаты денег подрядчикам. Снесены дома по адресам: г. Краснокамск, ул. Карла Маркса, д. 46 и д. 48, ул. Белинского, д. 13 а, ул. Молодёжная, д. 5; пос. Оверята, ул. Комсомольская, д. 14 и д. 15. На финальной стадии исполнения находятся ещё 4 контракта: г. Краснокамск, ул. Пугачева, д. 11, ул. Нахимова, д. 17; пос. Оверята, ул. Комсомольская, д. 13, ул. Заводская, д. 30. Они будут завершены до конца сентября. Все 10 муниципальных контрактов этого года точно будут исполнены, планы по сносу реализованы. Однако, есть шанс не только их выполнить, но и перевыполнить. Докладчик Юлия Отинова рассказала участникам, что уже проведены электронные аукционы и подписаны муниципальные контракты на снос ещё 13 аварийных домов. Адреса: г. Краснокамск, ул. Белинского, д. 14 и д. 16, ул. Запальта, д. 17 / 1, д. 17 / 4 и д. 18 / 1, ул. Карла Маркса, д. 45 и д. 50, ул. Советская, д. 12 и д. 20, ул. Коммунальная, д. 3, пер. Торфяной, д. 3, ул. Чапаева, д. 24, ул. Щербакова, д. 26. Согласно технической документации, снос этих аварийных домов должен быть завершён до 15 октября 2024 года. Если с погодой повезёт, то подрядчики управятся. И в следующем году все освобождённые земельные участки уйдут в работу, под оформление с последующим предоставлением под застройку.
ДЛЯ БОМЖЕЙ НЕТ ПРЕГРАД
Понятно, что все 39 домов в текущем году снести не получится. По разным причинам. Поэтому расселённые дома потребуют особого внимания муниципалитета, особенно в части ограничения несанкционированного доступа посторонних граждан. Юлия Отинова призналась, что не всегда такая работа приносит результат. К примеру, в Оверятах пустующие здания просто заколачивают. Однако бомжи и деклассированные элементы всё равно захватывают жильё: рвут сигнальную ленту, выбивают окна и двери, проникают в дома и там проживают. Преград не существует ни в городе, ни в посёлке. Периодически «деревяшки» горят. Для борьбы с этим явлением у администрации достигнуто соглашение с полицией и добровольной народной дружиной «Правое дело» о патрулировании по маршрутам близ расселённых домов. Однако Юлия Анатольевна считает, что проблема будет снята с повестки дня только после того, как снесут последний расселённый дом.
Вставал на заседании вопрос и о дальнейшем использовании той земли, которая освободится после снесения ветхого жилья. Ответ был предсказуем. Докладчик пояснила, что земельные участки будут использованы согласно целевому назначению — под строительство многоквартирных домов. Однако в микрорайоне Рейд с этим возникнут проблемы. Строительство многоквартирных домов на месте бывших «деревяшек» там невозможно, так как отсутствует центральная система водоотведения. Нет канализации. Только выгребные ямы. Поэтому пока эти территории на Рейде будут заморожены для застройки. Видимо, до времён, пока к стране не появится федеральная программа по строительству сетей водоотведения в городских округах.