Кто загрязняет краснокамские водоёмы канализацией и нефтепродуктами?
Градус экологической напряжённости опять начинает зашкаливать. Что ни день, то новости с природоохранного фронта. Казалось бы, для нашего города это состояние уже давно стало обыденностью. То все дружно сочувствуют жителям посёлка Молодогвардейцев, которые из‑за неисправного коллектора уже второй год тонут в канализации, плавают по огородам и теряют в нечистотах свои урожаи. То все дружно несутся на Пальту убирать мусор, мечтая за пару недель вынести с берегов всё, что туда сваливалось и утрамбовывалось десятилетиями. Особо одарённые пытались воевать с мусорным полигоном «Буматики», жалуясь в природоохранную прокуратуру от имени жителей соседней деревни Пирожки на невыносимость бытия. Но нынче экологическая повестка резко сменилась, выпустив на сцену новых героев. Обычная жительница микрорайона Заводской Мария Трутнева уже не первый год воюет с незаконными сливами канализации в реку Малая Ласьва, но нынче стала настоящей героиней краснокамского сегмента социальных сетей, предоставив
«НОВАЯ ПАЛЬТА»
Мария Трутнева работает в мысовском клубе по месту жительства «Восход», но сегодня известна в узких властных коридорах и широких общественных кругах как председатель ТОСа «Набережный» микрорайона Заводской. Одна из основных проблем её территории — превращение в дармовый канализационный отстойник. Ведь когда‑то в этом экологически чистом микрорайоне под растущий жилфонд начинали создавать нормальную систему канализования стоков, даже построили
В жителях Заводского, живущих вблизи речки, уже давно копится раздражение. Да, они живут не в городе и понимают, что их проблема для окружной власти не самая главная. Но всё же хочется, чтобы её хоть кто‑то начинал решать. Логика подсказывает, что в авангард этого процесса должен встать депутат окружной Думы от данной территории. Однако жителям не повезло. Четыре года назад под административные фанфары бывшего главы района Виктора Соколова и при помощи технологических уловок депутатом там стал житель Закамска Николай Скрипников. О нём никто ничего не знал, за исключением того, что он был судим по части 1 статьи 264 УК РФ: неоднократно задерживался за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. С момента избрания в округе его мало кто видел. До сих пор где‑то ездит.
Поскольку проблема требовала решения, то ни депутата Скрипникова, ни Деда Мороза со Снегурочкой там ждать не стали. Бремя лидерства взяла на себя Мария Трутнева. В статусе председателя ТОСа она воюет за чистоту реки. Всеми имеющимися способами.
ВСЕ КОЛОДЦЫ — ПОД ЗАМОК
Борьба идёт третий год. Круглосуточное дежурство, постоянная связь с жителями, контроль за всеми колодцами на территории микрорайона. Председатель ТОСа знает номера машин, которые когда‑либо приезжали и «опорожнялись» в местные колодцы. Она знает, по какой тайной трубе сливает канализацию в Малую Ласьву муниципальный «Водоканал». На всех совещаниях с участием ТОСов Мария Васильевна поднимает тему незаконных сливов канализации. Её поддерживает прокуратура, долбя «Водоканал» предписаниями и требуя прекратить слив нечистот в речку. Но, к сожалению, проблема никак не решается. «Водоканал» отнекивается, машет руками, мол, «это не я», переводя стрелки на каких‑то мифических частников. Администрация округа неоднократно обещала разобраться и поставить в этой теме точку, но не поставила даже запятую.
Простой пример. Понимая тщетность борьбы за экологию идеологически, Трутнева решила воевать за неё технически. Чтобы прекратить несанкционированные сливы нечистот, надо сделать систему канализации закрытой. В конце концов, есть законодательное требование, что крышки канализационных колодцев должны быть запорными. Если колодец закрыт, то сунуть шланг некуда. Логично?! Конечно! С таким подходом согласилась и прокуратура, направив ещё в апреле предписание в адрес администрации. К началу июня администрация подготовила прокурору официальный ответ. Отбросим дежурные реверансы и процитируем только содержательную часть:
«В связи с тем, что сети водоснабжения и водоотведения в г. Краснокамске проектировались и строились в 40 ‑80 ‑х годах 20 века, запирающие устройства на крышках люков не были предусмотрены. В настоящее время при проведении ремонтных работ на сетях водоснабжения и водоотведения МУП „Краснокамский водоканал“ при необходимости производит замену чугунных крышек на смотровых люках на крышки с запирающими устройствами. По информации, предоставленной МУП „Краснокамский водоканал“, все смотровые колодцы укомплектованы крышками».
СДЕЛАЙТЕ, КАК ОНА ПРОСИТ!
Если перевести с чиновничьего на русский, то заявителей просто послали в баню. Мол, какие крышки на колодцах есть, таким и радуйтесь. Где‑то чугунные, где‑то из досок. Будут деньги — спрячем все колодцы под замок. Но председатель ТОСа «Набережный» Мария Трутнева не сдавалась, воюя всё с теми же незаконными сливами канализации и ведя переписку с администрацией округа. Писала лично Игорю Быкаризу, чтобы поставили запорную крышку хотя бы на одном колодце — между домом по Фрунзе, 1 и школой № 9. Потому что именно здесь обычно «опорожняются» ассенизаторские машины. И ей пришёл ответ из администрации, что «Водоканал» обязали оснастить этот колодец запорной крышкой до 29 сентября. Потом срок перенесли, сообщив, что бетонная крышка с запорным устройством заказана и будет установлена до 31 октября.
Мы не знаем, выполнил ли «Водоканал» это обещание. И если выполнил, то, что в его понимании «запорная крышка»?! «Запорная» от кого?! Эта такая крышка, которая не даёт сливать канализацию частникам, но позволяет это делать «Водоканалу»?! Ведь 8 ноября на том же самом месте, возле 9 ‑й школы, жителями ближайшего дома был зафиксирован слив канализации с ассенизаторской машины «Водоканала». Неравнодушные граждане записали инцидент на видео, которое Мария Трутнева разместила в социальных сетях Краснокамска. Там очень хорошо виден спецтранспорт в синем фирменном цвете «Водоканала» с номером с506 см 59 RUS, шланг, идущий от ёмкости в колодец, и три работника в спецодежде. Краснокамцы тему подхватили и добавили ещё роликов с машинами, сливающими канализацию и нечистоты в канализационные колодцы в черте города. На видео были замечены автомобили с номерами с507 см 59 RUS и о557 кс 159 RUS.
Очень надеемся, что администрация округа всё‑таки наберётся мужества и решит проблему: наведёт порядок в «Водоканале», закроет все колодцы на ключ и будет его выдавать только под жестким надзором председателей ТОСов, поможет жителям микрорайона Заводской в очистке реки Малая Ласьва и не допустит её дальнейшего загрязнения. Вот правда, сделайте уже что‑нибудь! Вы же понимаете, что Мария Трутнева не успокоится?! И пока не добьётся своего, не даст спать спокойно ни главе, ни прокурору, ни директору «Водоканала»?! Сделайте, как она просит, и все будут счастливы!
«РАДУЖНЫЕ ПЯТНА» НА КАМЕ
Кто‑то может возразить, что главу округа интересуют только крупные инфраструктурные проекты. Недавняя сдача нового корпуса 8 ‑й школы и многоквартирного дома по Карла Маркса, 38 перекроют любые экологические недочёты в деятельности команды Игоря Быкариза. Однако в том‑то и дело, что Игорь Яковлевич в хорошем смысле вездесущ и на природоохранную составляющую его тоже хватает. Подтверждение тому — недавние судебные баталии, связанные с загрязнением Камы нефтесодержащей жидкостью непонятного происхождения. Он бы мог отфутболить эту проблему прокурорам и природоохранникам, но почему‑то не стал.
Тема, конечно, абсолютно мутная. Уже десятый год Росприроднадзор регулярно фиксирует на Каме «радужные пятна» в районе берегоукрепления завода «Спецнефтехиммаш». Администрация округа и Пермская межрайонная природоохранная прокуратура считают, что нефтесодержащая жидкость может попадать в реку из подземных трубопроводов и подземных резервуаров, находящихся на территории завода. Именно поэтому окружная администрация ещё в начале года обратилась в суд с требованием к АО «Спецнефтехиммаш» ликвидировать протечки нефтесодержащей жидкости в акваторию Воткинского водохранилища. Собственники предприятия возражали.
Оно и неудивительно, ведь никакой деятельности, связанной с переработкой или хранением нефтепродуктов, предприятие не ведёт. Нефтепроводов или резервуаров для хранения нефти ни в собственности, ни на балансе не имеет. Поэтому и отбивались от претензий властей до последнего.
ИЗДЕРЖКИ ПРИВАТИЗАЦИИ
Однако нефтяное прошлое у завода «Спецнефтехиммаш» всё‑таки когда‑то было. Ведь он построен на территории бывшего нефтеперегонного завода, прекратившего деятельность в 70 ‑е годы прошлого века. На его земельном участке были возведены корпуса и смонтировано оборудование по изготовлению узлов для нефтеперерабатывающей промышленности. В советские годы это был отличный завод, который прошёл через приватизацию и в 1993 году стал собственностью семьи последнего генерального директора Александра Савватеева. Пройдя через лихие 90 ‑е и пережив ряд рейдерских атак, АО «Спецнефтехиммаш» трансформировалось в компанию по управлению собственным и арендованным имуществом. Реальной производственной деятельности оно уже давно не ведёт. Владельцы сидят на ренте, сдавая производственную площадку в аренду разнопрофильным бизнесам.
В суде было выяснено, что река загрязняется из‑за утечек в подземных трубопроводах, которые не функционируют десятки лет. Представители ответчика объясняли, что земельные участки, из недр которых происходят изливы, в большинстве своем АО «Спецнефтехиммаш» не принадлежат. Представители компании также указали, что подземные коммуникации при приватизации обществу не передавались, соответственно, за их состояние АО ответственности нести не может. Более того, сегодня нет никаких документов, чертежей или актуальных схем, где было бы указано точное местоположение всех коммуникаций старого НПЗ. Тот завод строился с колёс, проект менялся на ходу «под задачи». А тех, кто знал, где и что лежит, уже давно нет в живых.
После изучения документов судьёй было установлено, что земельные участки, из которых происходят изливы нефтепродуктов, всё‑таки принадлежат АО «Спецнефтехиммаш». Как указано в решении, «собственники земельных участков должны использовать их по назначению и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде». А следовательно, общество должно принять меры по недопущению попадания нефтепродуктов в Каму. АО пыталось оспорить судебное решение в вышестоящей инстанции, но 9 ноября окончательно проиграло. Теперь обществу предстоит заняться весьма дорогостоящими природоохранными мероприятиями. Обратная сторона приватизации, когда в собственность получены не только имущество и земля, но и спрятанные в них проблемы. В данном случае — экологические…
Редакция «ВК»