Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ! («ВК» №40)

Начальник управления системой образования Краснокамского городского округа

Наталья Леушканова — о педагогическом призвании, современной школе и новых трендах Пятого октября — День учителя. И пусть нынче он выпал на среду, будний день, но мы всё равно по многолетней привычке воспринимаем его праздничным, вспоминаем своих учителей, свою учёбу, свои школьные годы. Ведь неважно, сколько ты проучился в школе — 8 или 9 лет, 10 или 11. Важно, что твои учителя старались сделать тебя лучше, чем ты есть, закладывали в тебя знания, даже если ты этого не хотел, и стремились всеми силами дать тебе хороший аттестат, как путёвку в жизнь. Они и сегодня трудятся в краснокамских школах, не считаясь с временем и не очень беспокоясь о собственном здоровье. Продолжают сеять разумное, доброе, вечное. Только несколько цифр, чтобы оценить масштабы их вклада и влияния. Сегодня на территории Краснокамского городского округа работает 11 школ, в них трудится 510 педагогических работников, включая психологов, социальных педагогов, дефектологов и логопедов. Весь этот мощный учительский ресурс ежедневно работает на то, чтобы обучать и воспитывать 9 тысяч 117 школьников. Средний возраст краснокамского учителя 46 лет, его средняя нагрузка — 1,7 ставки, 30 часов в неделю. Цифры, конечно, внушают уважение. Есть стажисты, а, значит, люди не бегут из профессии. Нагрузка серьёзная, что свидетельствует о приоритетности работы в школе, а не в сферах частного репетиторства или натаскивания на ЕГЭ. Чем же живут краснокамские педагоги? Идёт ли молодёжь в учительские профессии? Есть ли конкуренция между школами и какие из них лучшие? Готовы ли учителя к патриотическим урокам — «разговорам о важном»? Как обеспечить безопасность учеников и учителей? На эти и другие вопросы накануне Дня учителя ответила Наталья Леушканова, начальник управления системой образования администрации Краснокамского городского округа.

СТЕРЕОТИПЫ ТУТ НЕ РАБОТАЮТ

—  Наталья Владимировна, педагогические профессии когда‑то были уважаемыми и почитаемыми. Ну, кто из нас, будучи старшеклассником, в тайне не мечтал поступить в педучилище или пединститут, чтобы потом вернуться в родную школу преподавателем?! Как сегодня с престижем учительской профессии? Идут краснокамские выпускники в педы?

—  Сегодня отношение к педагогам, конечно, не такое, как было раньше. Не такое трепетное, какое мы видим в старом советском кино. Но престиж сохранился. К нашей большой радости, краснокамские выпускники продолжают выбирать учительские профессии. Сегодня у нас в школах округа порядка тридцати молодых педагогов — кто‑то отработал год, кто‑то два, кто‑то три. Лидером здесь является школа-гимназия №  1. Там — одиннадцать человек. Молодые учителя успешно работают, уже показывают результаты. В этом году у нас три выпускника поступили в педагогические вузы, один — уехал в Екатеринбург, тоже в педуниверситет, учиться на психолога. Надеемся, что все вернутся домой, будут работать в своих школах.

—  Краснокамское учительство — очень разное по образовательному уровню и уровню преподавания. К примеру, во флагманских школах — в первой гимназии, в школе №  8 — преобладают педагоги-предметники с вузовскими дипломами, высшей и первой категорией. А в сельских школах, к примеру, в той же Черновской, выпускников вузов единицы, многие педагоги ведут по нескольку дисциплин, часть работает в школе вообще без категории. Как нивелируете этот дисбаланс? Боретесь ли за сельские школы?

—  Хотелось бы сразу прояснить, что картинка не совсем такая. Сельские школы тоже все разные, надо учитывать нюансы по численности учеников, по статусу школы. Стереотипы тут не работают. Давайте начнём с уже упомянутой Черновской школы. 60 процентов педагогов имеют высшее профессиональное педагогическое образование. Это больше половины! Если посмотреть на аттестацию, порядка 25 процентов имеют либо первую, либо высшую категорию. Есть у нас сельская школа в посёлке Майский. Думаю, все про неё слышали. Она не под один стереотип сельской школы не подпадает абсолютно. В этой школе 60 процентов педагогов имеют квалификационную категорию. Не каждая городская школа может похвастаться таким показателем. Кстати, в этом году именно Майская школа показала лучшие результаты ЕГЭ на территории округа. По всем предметам. Они идут наравне с восьмой школой, которая у нас всегда являлась лидером.

 

ТРОЙКА ЛИДЕРОВ ПОСТОЯННА

—  История краснокамского образования показывает, что самая лучшая школа — это не навсегда. Когда‑то — в 50 ‑60 ‑е годы — флагманским учреждением была школа №  1, выдававшая максимальное число медалистов и лидировавшая по поступлению выпускников в вузы. В 70 ‑80 ‑е блистала школа №  8. А последние полтора десятка лет такая слава у школы №  3, которая сегодня стала гимназией. В чём феномен смены лучших школ? Почему лучшие переходят в категорию просто хороших, а им на смену приходят другие? С чем это связано?

—  Условий для таких изменений может быть множество и они могут быть разными. Каждая школа индивидуальна: директор, коллектив, микрорайон, инфраструктура. Всё влияет. Мы не выделяем «самую лучшую школу», а, как правило, выделяем тройку лидеров на территории округа. И на протяжении длительного времени она у нас остаётся неизменной: это восьмая школа, это школа-гимназия №  1, которая в недавнем прошлом была третьей школой, и Майская школа. Иногда к ним присоединяется школа №  2. В последние два года у неё результаты не такие блестящие, как хотелось бы, но мы надеемся, что она подтянется.

Наше управление не занимается регулировкой того, какие школы сделать лучше, а какие хуже. Мы не переводим известных педагогов из одной школы в другую, чтобы, к примеру, поднять там уровень образования и рейтинг. Наша задача создавать условия для функционирования и развития всех школ. Неважно, городские они или сельские, большие они или маленькие. Чтобы педагогам был комфортно работать с детьми. Чтобы дети с радостью ходили в такую школу. Чтобы родители гордились, что их дети учатся именно в этой школе. Такие условия мы предоставляем, а дальше — каждая школа их использует на все сто процентов. Или не на все сто. Одни школы вырываются вперёд, другие отстают. Результаты этой конкуренции вы знаете. Когда идёт приёмная кампания в первый класс, то самый большой ажиотаж — в школе №  8 и в гимназии №  1. Все родители хотят пристроить своих детей именно в эти школы, что свидетельствует об их рейтингах, репутации.

—  Уровень той или иной школы власти оценивают по своим показателям, а родители — по своим. Ваши оценки и оценки родителей совпадают?

—  Скорее всего, наши оценки совпадают. Потому что родители сейчас в первую очередь смотрят не на результаты ЕГЭ, это уже, скажем, конечный результат, когда школьник отучился 11 лет, а на доступность образовательной организации и на условия. Родители хотят, чтобы ребёнок учился в отремонтированной школе, в которой есть лабораторные кабинеты и компьютерные классы, где есть спортивный зал и пришкольная инфраструктура. При поступлении в первый класс немаловажна фамилия учителя начальных классов. Часть родителей стремятся не просто попасть в хорошую школу, но и учиться в классе у конкретного педагога. Знают, что в будущем это принесёт результат. Наше управление тоже оценивает школы сначала по доступности и оснащённости, а уже потом по результатам.

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

—  Нынче в школах началась эпоха патриотики. Еженедельные линейки, «разговоры о важном» и прочие элементы системности. Вы подготовили педагогов к очередной смене образовательной парадигмы? Как всё это восприняли директора школ, учителя, родители, да и сами дети? Есть ли официальные отказы от посещения патриотических мероприятий и классных часов?

—  Система образования каждый год сталкивается с какими‑то новыми вызовами. Поэтому, я думаю, что наши директора и педагоги готовы ко всему, к любому нововведению, будь оно в виде уроков или чего‑то ещё. Мнения о новшествах могут быть разными, но, к примеру, «разговоры о важном» — это федеральная инициатива, часть государственной политики в сфере образования. Это часть планово-урочной деятельности, часть образовательной программы. Поэтому отказаться от посещения такого мероприятия по заявлению нельзя. Ну и, в принципе, у нас нет такой негативной оценки, чтобы родители были категорически против. Мы отработали тему «разговоров о важном» в педколлективах ещё в августе. Сейчас идёт взаимодействие с родителями, чтобы все понимали, как и для чего это происходит. Более того, родители могут ознакомиться с материалами каждого такого урока на соответствующем федеральном сайте. Там есть всё. Ими пользуются наши педагоги. Это ни для кого не тайна.

—  В мегаполисах уже не первый год существует мода на семейное образование. Это когда школьник проходит программу самостоятельно, в домашних условиях, появляясь в учебном заведении только для сдачи отчётности. Вы как относитесь к семейному обучению? Много ли краснокамских детей выбирают эту форму? Выросли ли цифры? Каковы официальные причины переходов?

—  У нас есть дети на семейном образовании. Сейчас как раз идёт период, когда родители подают уведомления о выборе такой формы обучения. По городскому округу порядка тридцати таких детей. Раньше, кстати, их у нас было на порядок больше за счёт Мысовской школы. Был период, когда пермские родители зачисляли туда детей и сразу переводили на семейное образование. В этом для них была определённая выгода. Но мы два года назад такую практику прекратили, сократили число таких детей. Зачисляем в школу только тех, кто проживает на территории Краснокамского городского округа. Берём тех, за кого несём ответственность. Причины перехода у всех разные. Где‑то это удалённость. К той же Мысовской школе прикреплено достаточно много населённых пунктов, которые далеко от неё находятся. Там есть подвоз, но не все хотят возить и не всех родителей это устраивает. Кто‑то переходит на семейное образование по состоянию здоровья. Это тоже вариант, если ребёнку нужен особый уход и родитель не готов его оставлять на целый день в образовательной организации. Кто‑то переходит в силу индивидуальных особенностей. Это право родителей. Запретить или навязать свою точку зрения мы не можем. Но оказываем методическую помощь, если родители решили вернуть ребёнка в образовательную организацию, создаём условия для адаптации, чтобы школьник продолжил образование уже в штатном режиме.

—  Не можем не задать этот вопрос, хотя он совсем не праздничный. Ижевская трагедия. Что делать, чтобы защитить наши школы, учителей и школьников от маньяков и террористов? Есть какой‑то рецепт?

—  Вопрос очень болезненный. Ведь все эти события мы пропускаем через себя, потому что никогда не знаешь, где и с кем такое может произойти. Но есть достаточно простой ответ. Есть нормативно-правовые акты, которые мы должны исполнять. Это касается и управления системой образования, которое должно обеспечить защищённость образовательных организаций, это касается и руководителей учреждений, которые несут ответственность уже непосредственно в своих школах и детских садах. Есть инструкции, есть требования. Если они распространяются на наши полномочия, мы должны их исполнять.

ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ РЯДОМ С ДЕТЬМИ

—  Вы много лет работаете в системе образования. Отрасль консервативна и в ней много стажистов. Что мотивирует людей десятилетиями возиться с детьми, воспитывать, преподавать? Неужели нет выгорания, желания сменить профессию на более спокойную и безопасную?

—  Я думаю, что педагогом в первую очередь всегда движет желание быть рядом с детьми, помогать, воспитывать, учить. Это призвание, потребность. Ходить ежедневно в школу, не любя свою профессию и не находя в ней что‑то душевное для себя, что делает человека по‑настоящему счастливым,— это, в принципе, невозможно.

 

—  Как вы обычно отмечаете День учителя? Как отметите нынче?

—  Когда я сама работала в школе, то это всегда был особенный день. Потому что очень приятно получать от школьников поздравления. Тут дело даже не в подарках, а во внимании, которое дети оказывают педагогам, какие слова говорят, как благодарят. В образовательных организациях это особая атмосфера. День по‑настоящему является праздничным. Нынче мы проводим 5 октября окружное мероприятие в Культурно-деловом центре. Награждение лучших педагогов. После пандемии это первое по‑настоящему крупное массовое мероприятие. В зале будет не 30 награждаемых, как это было ранее из‑за эпидемиологических ограничений, а более трёхсот гостей-педагогов. Это важно — поговорить, порадоваться за лучших, поздравить друг друга с праздником. Ведь у педагогов в их обычном рабочем графике нет времени, чтобы пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. Хотелось бы обратиться ко всем работникам образования. Коллеги, поздравляю вас с Днём учителя! Желаю вам здоровья и благополучия! Понимаю, что без поддержки семьи работать в нашей профессии невероятно тяжело и сложно. Желаю, чтобы такая поддержка у вас была! Чтобы вас всегда ждали и дома, и в школе! С праздником!

Подготовила Ольга Девятовских