Чистота на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориям должна стать ответственностью подрядчика по вывозу ТКО
ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МУСОР
Когда в 2019 году стартовала «мусорная реформа», сконцентрировавшая на региональном уровне все полномочия по обращению с ТКО, нас убеждали в правильности этого шага. Плата за вывоз мусора, которая ранее была включена в тариф на содержание жилья и являлась доходом управляющих компаний, сразу выросла для населения более, чем в три раза. К этому прилагалось обоснование. Региональный оператор за эти деньги должен был не только обеспечить весь край сетью контейнерных площадок и организовать с них вывоз ТКО в отсортированном формате, но и параллельно вести ликвидацию несанкционированных свалок. То есть в задачи новой структуры закладывались как операторские, так и экологические функции. По крайней мере, так говорили на старте реформы.
С точки зрения логики вроде бы стройно. Появлялся единый центр, отвечающий за весь мусор в регионе. Своего рода принцип «одного окна», «одного контейнера». Житель вносит платежи на счёт оператора, относит свой мусор на контейнерную площадку и больше ни о чём не думает. Дальше только работа оператора, его подрядчиков и субподрядчиков по мусоркам, свалкам и прочему. А что на деле? Сегодня мы узнаем, что подрядчик вывозит с контейнерных площадок только «правильный» мусор, а «неправильный» — ветки, старые автомобильные покрышки и строительные отходы — не вывозит. И чтобы площадки не превращались в свалки, «неправильный» мусор вывозится на полигон «Буматики» за деньги местного бюджета, в рамках программы, предусматривающей ликвидацию несанкционированных свалок.
ОБЫЧНЫЙ ФУНКЦИОНАЛ ПОДРЯДЧИКА
Я считаю, так делать нельзя. Ни контейнерная площадка, включённая в территориальную схему вывоза мусора, ни территория рядом с ней (есть обязательные 10 метров для уборки по всем объектам) не могут восприниматься несанкционированной свалкой и не должны содержаться в чистоте за счёт программы ликвидации свалок в необорудованных для сбора мусора местах. Запрещать населению складировать покрышки, ветки и строительный мусор на контейнерных площадках — тоже неправильно. Типа, уважаемые горожане, нанимайте Камазы, везите сами этот мусор на полигон «Буматики» и платите за его утилизацию? Но жители за вывоз мусора оператору уже заплатили! Почему они должны платить второй раз?! На мой взгляд, уборка любого мусора с контейнерной площадки — обычный функционал подрядчика.
И, кстати, на счет «неправильного» мусора. Первое. Ветки и растительные отходы с придомовых территорий. Они есть в структуре ТКО. Но есть ли они в тарифе — вопрос не к окружному бюджету, а скорее к регулятору тарифов. Есть — забирайте ветки, нет — включите в тариф, как это сделано в некоторых других регионах, и — всё равно забирайте ветки. Второе. Автомобильные шины. На них установлен утилизационный сбор. Его платят автолюбители при их покупке. Если регоператор не получает средств на перевозку этих самых шин до места приема и переработки, то необходимо перераспределение платежей за утилизацию. Это тоже вопрос не к местному бюджету и не к населению. Третье. Строительный мусор от ремонта квартир. Это такой же крупногабаритный мусор, как столы, стулья, диваны, которые жильцы выносят на площадку на совершенно законных основаниях. Поэтому, считаю, что его также необходимо вывозить за тариф для ТКО.
ДОГОВАРИВАТЬСЯ И ИСПОЛНЯТЬ ЗАКОН
Не понаслышке знаю, как непросто выстраивать отношения с региональным оператором — с фирмой ПРО ТКО. Но и бросать тему «неправильного» мусора тоже не вариант.
Слишком дорого она начинает обходиться окружному бюджету. Считаю, администрации необходимо выступить инициатором трёхстороннего рабочего совещания на площадке краевого министерства ЖКХ, куда пригласить руководство регионального оператора по обращению с ТКО, его подрядчиков и субподрядчиков. Вопрос с «неправильным» мусором — это вопрос договорённостей и исполнения закона, а не муниципальных денег. По своему опыту знаю и могу поучаствовать в таком совещании с теми же аргументами.
Решать вопрос с «неправильным» мусором необходимо в том числе и через совершенствование нормативной базы. Давайте объединяться с другими муниципалитетами и выносить данную проблему на одну из региональных политических площадок — в Совет муниципальных образований Пермского края, в Совет представительных органов муниципальных образований, в краевой парламент или в региональную Общественную палату. Это работа вдолгую и не одного дня. Чистота на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориях должна быть законодательно закреплена за региональным оператором, стать ответственностью подрядчика по вывозу ТКО. А иначе совершенно непонятно, за что жители уже пятый год платят региональному оператору по троекратно выросшему тарифу.
Ольга КОЛОКОЛОВА, депутат Думы Краснокамского городского округа, председатель совета директоров группы компаний «Уралкомп»